"Кончить курс и место достать": Исследование вторичной занятости студентов
Опубликовано на портале: 01-08-2003
Социологический журнал.
2001.
№ 3.
С. 101-120.
Тематический раздел:
Авторы статьи полагают, что работающий студент — это новый социальный тип,
обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям
развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. Однако
такой тип студента-работника — привилегированная фигура. Сегодняшнее студенчество
представлено также конгломератом непривилегированных групп: студенты из рабочих,
малообразованных и малообеспеченных семей, иногородние, живущие в общежитиях, те,
кто хочет, но не может найти работу, те, кто подрабатывает тяжелым физическим трудом,
то есть те, кто не располагает достаточными социальными и культурными ресурсами,
которые могли бы обеспечить активное и инициативное их присутствие в поле высшего
образования и на рынке труда. Добиться того, чтобы их доля не продолжала снижаться
в общем числе студентов, возможно лишь с помощью государственной поддержки, активизации
общественных сил, а также солидаризации и коллективной "самопомощи" студенчества,
не уповающего только на патернализм государства. История показывает, что в дореволюционной
России существовала широкая система государственной и общественной поддержки студенчества.
Это не устраняло, но в значительной степени помогало снизить остроту социальных конфликтов.
Этот многообразный российский опыт, во многом совпадающий с основными тенденциями
современной поддержки студентов в западных странах, указывает пути смягчения самых
острых проблем и противоречий в положении российского студенчества сегодня.
Ключевые слова
См. также:
Социологические исследования.
2005.
№ 10.
С. 57-62.
[Статья]
Университетское управление.
1999.
№ 1(8).
С. 47-50.
[Статья]
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии.
2006.
№ 2 (82).
С. 62-72.
[Статья]
Социологические исследования.
2000.
№ 4.
С. 48-52.
[Статья]
Социологические исследования.
2007.
№ 11.
С. 140-142.
[Статья]