Эксоцман
на главную поиск contacts

«Дорога к храму» или «путь в никуда»? Размышления о социальных функциях школы

Опубликовано на портале: 18-09-2004
Директор школы. 1999.  № 1. С. 27-32. 
Тематический раздел:
Статья рассматривает социальные функции современных школ. При этом, автор выделяет среди всего многообразия общеобразовательных учреждений два типа школ. К первому типу учебных заведений, пролагающих дорогу к «храму» науки, относятся главным образом лицеи, гимназии, школы со спецуклоном, ко второму - обычные школы, не имеющие каких-либо ярко выраженных специализаций и дающие выпускникам базовый стандарт знаний.

Появление средних школ нового типа на первый взгляд свидетельствует о начале качественно нового этапа в развитии образования. Однако за кажущимся многообразием учебных заведений, порожденным по большей части своеобразной модой на различные «уклоны» и «специализации», фактически скрываются два типа школ.

Чем же они различаются?

К первому типу учебных заведений, пролагающих дорогу к «храму» науки, относятся главным образом лицеи, гимназии, школы со спецуклоном, ко второму - обычные школы, не имеющие каких-либо ярко выраженных специализаций и дающие выпускникам базовый стандарт знаний.

Словом, если первые осуществляют целенаправленную подготовку к поступлению в высшие учебные заведения, то вторые выдают свидетельства об окончании среднего образования, в меньшей степени заботясь о будущей карьере своих выпускников.

«Отсрочка» от решения проблем

Различия в характере учебной деятельности в обоих типах школ имеют, пожалуй, не качественный, а главным образом количественный характер. В чем это проявляется? Во-первых, в более высоком уровне требований по всем без исключения предметам, вне зависимости от специализации. Во-вторых, в большем количестве часов, проводимых старшеклассниками в школе. У них меньше свободного времени. Отсюда - высокая утомляемость. В-третьих, стремление учащихся соответствовать повышенным требованиям учителей нередко приводит к нервным перегрузкам. В-четвертых, эти школы более четко ориентированы на соответствующий тип высших учебных заведений И, наконец, еще одно существенное отличие - усиленное внимание родителей к успеваемости своих детей.

Школы «нового типа» замыкают старшеклассников в круг интересов учебной деятельности, направленной на достижение максимально высокой успеваемости, которая и позволит в дальнейшем поступить в более престижные вузы. Скажете, разве это плохо? Нет, конечно, но беда в том, что учеба в старших классах в данном случае отнюдь не ориентирована на подготовку к самостоятельной взрослой жизни, а лишь является подготовительным этапом к сдаче вступительных экзаменов. Впрочем, и выпускники обычных учебных заведений в большинстве своем тоже стремятся к поступлению в вузы. Правда, затрачивая меньше сил и времени на учебу в школе, они наверстают упущенное на подготовительных курсах, на занятиях с репетиторами. Таким образом, вне зависимости от типа школы наблюдается общая ориентация молодежи на поступление в вузы. К сожалению, лишь у незначительной части выпускников это стремление связано с осмысленной потребностью получить высшее образование для осуществления квалифицированной профессиональной деятельности. В современных российских условиях желание поступить в вуз у большинства юношей связано с необходимостью получения отсрочки от службы в армии, а у девушек - с невостребованностью низкоквалифицированного женского труда. Для этой части молодежи обучение в высшей школе нередко рассматривается как «отсрочка» от решения проблем взрослой жизни, освобождающая от целого ряда трудностей. Для них важна не будущая профессия как таковая, а диплом, который позволит «лучше устроиться» в жизни.

Ценности реальные и мнимые

Социальная инфантильность, характеризующая позицию этой группы, во многом является следствием влияния ценностных стереотипов, воспроизводящихся в современной российской школе. Вне зависимости от статуса основная проблема, которая занимает и педагогов, и родителей, и самих учащихся, - это успеваемость. В действительности такая ориентация формализует учебную деятельность, подменяя реальные системы ценностей мнимыми - получением одобрения со стороны ближайшего социального окружения. Мотивационные механизмы учебы (оценка ее результатов) подменяют ее цели, которые состоят в формировании познавательных интересов учащихся. А стереотип «учеба ради хорошей отметки» в дальнейшем находит отражение в неспособности большей части молодежи сделать сознательный жизненный выбор. Как ни парадоксально это признать, однако «новые типы» школ с их системой отбора и контроля за учебной деятельностью в гораздо большей степени, нежели обычные, воспроизводят подобные стереотипы. Так что учеба в школе представляется в образе «пути в никуда». Если же попытаться представить образ школы как «дороги к храму», то она должна организовывать учебную деятельность на принципиально иных мотивационных механизмах и целях. Ее основная задача - формировать сознательное стремление учащихся приобретать знания. Не получение положительных отметок, а прежде всего - усилия по совершенствованию собственной личности.

Сверхзадача такой школы состоит в том, чтобы научить учиться. А данный вид деятельности существенно отличается от учебы как процесса «получения отметок», поскольку предполагает достаточно высокий уровень развития самосознания учащегося, позволяющего осуществлять самостоятельную постановку целей и поиск наиболее эффективных путей для их достижения.

Умение учиться предполагает развитие навыков самоконтроля за своими психофизиологическими состояниями, умение рационально распределять время и эффективно восстанавливать жизненные силы. Жалобы старшеклассников на сильную усталость после уроков и нехватку времени для подготовки домашних заданий свидетельствуют о неэффективной организации учебной деятельности. В большинстве школ она ограничена формальным контролем за усвоением материала. И дело вовсе не в упрощении учебной программы и не в снижении требований к учащимся, а в обучении их рациональным способам организации работы.

Поступая в вузы, большинство вчерашних школьников не умеют пользоваться библиотечными каталогами, не обладают элементарными навыками выступления на семинарских занятиях, не умеют задавать вопросы и рационально распределять время. Как минимум, первые два курса студенты в основном «методом проб и ошибок» приобретают умения и навыки, которые не получили в старших классах. Но для этого необходимо, чтобы школы всерьез занимались проблемами повышения эффективности учебной деятельности.

Не столько гуманитаризация, сколько гуманизация

В наше время много говорят и пишут о гуманитаризации образования, понимая под ней прежде всего увеличение учебных часов на различные гуманитарные дисциплины. Признавая необходимость исправления «перекосов» в учебных программах, хотелось бы уделить внимание качественным характеристикам не столько гуманитаризации, сколько гуманизации. А это выдвигает на первый план личностные качества учащихся и учителей. Старшеклассники, как свидетельствуют данные социологических исследований, рассматривают школу как среду, где они главным образом приобретают знания и общаются с одноклассниками. По мнению большинства из них, роль учителя фактически сводится к контрольным функциям за усвоением учебного материала и поведением учеников, а в данной ситуации не могут в полной мере раскрыться личностные качества педагога. Думается, что все это является следствием общей организации учебного процесса, ориентированного в основном на усвоение суммы знаний, а не на приобретение навыков и умений учиться. Гуманизация же школьного образования предполагает формирование более человечных отношений между учащимися и учителями. Их основа - совместные усилия в учебном процессе, когда на первый план выдвигаются задачи формирования и развития интеллекта, а приобретение знаний имеет подчиненный характер.

«Умение учиться предполагает развитие навыков самоконтроля за своими психофизиологическими состояниями, умение рационально распределять время и эффективно восстанавливать жизненные силы». Сегодня школы, уделяя много внимания введению таких гуманитарных дисциплин, как этика, эстетика, психология и т. д., в меньшей степени заботятся о развитии критических и аналитических функций мышления, о формировании умения планировать свое время, оценивать результаты своей деятельности. А для формирования таких качеств совсем необязательно вводить какие-либо новые дисциплины. Способности критического мышления, исторического видения проблем, проективно-аналитического освоения действительности вполне могут осуществляться в рамках традиционных учебных предметов. 1уманизация образования в средней школе представляет собой чрезвычайно сложный процесс изменения иерархии ценностей, структурирующих учебную деятельность. Ее качественное преобразование состоит в осознании первостепенной важности постановки учащимися и учителями цели развития или даже саморазвития интеллектуальных способностей. А это предполагает изменение характера межличностных отношений в школе, где наиболее активная роль в познавательной деятельности принадлежит самим учащимся. Ведь умение учиться основывается не только на желании осваивать данный предмет, но и у данного педагога. Необходимо повысить роль и авторитет учителя во всех аспектах школьной жизни как учебной, так и вне учебной. В наше время престиж труда школьного учителя чаще всего сводят к наиболее актуальной проблеме оплаты труда. Однако авторитет педагога среди старшеклассников зависит также и от его отношения к системе ценностей, сложившейся в данной школе. Чем менее он привержен общераспространенному стандарту «учебы ради оценки», чем с большим уважением относится к каждому ученику вне зависимости от его успеваемости, тем больше вероятность того, что школьники будут ценить его как личность. Большое значение в приобретении навыков учиться имеет формирование интереса к учебе. В настоящее время он во многом формируется лишь под влиянием отметок, которые и определяют характер взаимоотношений и с учителями, и с родителями. Немалую роль играют и внешние социальные факторы, представляющие из себя менее привлекательные, чем учеба, варианты. Нередко приходится слышать: «Учись лучше, а то пойдешь в армию», «Не будешь учиться, не сможешь никуда устроиться» и т.п. Социальная среда, в которой живут сегодняшние старшеклассники, обращает внимание не на содержание самой учебной деятельности, а на ее показатели. Так, учеба в элитных школах нередко рассматривается как способ утверждения престижа семьи выпускника, а высокая успеваемость выступает предметом гордости родителей и рассматривается в виде гарантии более благополучного устройства в будущем. В этих условиях очень ограничены критерии стимулирования учебной и вне учебной деятельности учащихся, что создает проблему мотивационного «кризиса».

Эффективная реализация социальных функций школы, если мы хотим видеть в ней «дорогу к храму», предполагает преодоление сложившегося в нашей стране стереотипа об учебном заведении, которое дает своим выпускникам «путевку в жизнь». Признаемся, что в современных условиях школа не в состоянии осуществлять какую-либо полноценную профессиональную подготовку. И, вероятно, освобождение отданной иллюзии позволит сконцентрировать внимание работников образования на главной задаче - учить учиться, готовить своих питомцев к возможности приобретать более высокий уровень образования. Подводя итог размышлениям о социальных функциях современной средней школы, следует отметить, что в настоящее время их развитие идет не по пути качественного преобразования, а некоторой трансформации устоев, сложившихся в прежние времена. Потому-то и отсутствуют мотивационные механизмы, которые оказывали бы воздействие на формирование многогранных интересов к учебной деятельности. Сейчас они в первую очередь сосредоточены на получении одобрения со стороны ближайшего социального окружения, основанного на показателях успеваемости, и в гораздо меньшей степени приспособлены для развития творческих способностей подрастающего поколения. Так что многим учебным заведениям еще предстоит отыскать «дорогу к храму».

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Елена Эмильевна Смирнова, Татьяна Андреевна Смотрина
Социологические исследования. 2001.  № 4. С. 94-99. 
[Статья]
Марина Ростиславовна Битянова
Директор школы. 1997.  № 3. С. 4-12. 
[Статья]
Елена Эмильевна Смирнова, Валентин Федорович Курлов
Директор школы. 1998.  № 5. С. 13-19. 
[Статья]
Л. Алексеева
Директор школы. 1997.  № 5. С. 29-36. 
[Статья]
А. Талых
Директор школы. 1999.  № 3. С. 13-20. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Светлана Васильевна Кудрявцева, Галина Л. Серова, Сергей Васильевич Байменов
Директор школы. 1997.  № 6. С. 20-33. 
[Статья]