Эксоцман
на главную поиск contacts

Главное - взаимодействие

Опубликовано на портале: 10-09-2004
Директор школы. 1999.  № 3. С. 49-53. 
В статье рассматриваются проблемы деятельности психолого-медико-социального центра «Взаимодействие», о его сотрудничестве со школами, основанном на проектно-системном подходе.

В конце 1996-1997 учебного года к нам, в психолого-медико-социальный Центр «Взаимодействие», обратилась с предложением сотрудничества администрация средней общеобразовательной школы № 653. Само по себе такое предложение не было неожиданным - в апреле-мае каждого года мы принимаем заявки от школ на проведение совместной работы и планируем свою деятельность на предстоящий учебный год. Однако в данном случае речь шла о работе особого рода - комплексной психолого-педагогической поддержке школы. Дело в том, что до сих пор мы проводили отдельные мероприятия:
-диагностику одной из параллелей классов или детей «группы риска»;
-проведение коррекционных или развивающих занятий с какой-либо группой учеников;
-семинары или тренинги для педагогов; лекции для родителей и т.п.

К тому же основные коррекционные мероприятия происходили на базе Центра. Мы часто с сожалением отмечали не слишком высокую эффективность такой работы. Вернувшийся после наших занятий в свою школу и в свой класс ребенок довольно быстро возвращался и к прежним своим проблемам - ведь так называемая «образовательная среда» (учителя, одноклассники, отношения между ними) оставалась прежней, и он оказывался в привычном русле.

В ходе совместной деятельности

Теперь же нам представлялась возможность оказать помощь школьному коллективу (детям, педагогам, родителям) в создании условий для успешного обучения, общения и полноценного личностного развития учащихся, для профессиональной самореализации педагогов и повышения психолого-педагогической компетентности родителей.

Нужно сказать, мы испытывали опасения: первый опыт подобного взаимодействия. Но после ряда встреч с администрацией школы и педагогами сомнения рассеялись. Наметился вполне конкретный круг задач. Предстояло, во-первых, осмыслить ценностно-смысловые основы развития школьного сообщества и через формирование атмосферы взаимопонимания и сотрудничества педагогов, администрации, учащихся и родителей раскрыть их творческий и духовный потенциал, повысить заинтересованность школьников в учебной деятельности.

Во-вторых, оказать педагогам и родителям квалифицированную помощь по вопросам обучения и воспитания конкретных школьников и классных коллективов, а самим школьникам помочь в решении актуальных психологических проблем. В-третьих, создать в школе методическую и организационную базу психологической службы, разработать на основе проектов инициативных групп педагогов, родителей и школьников перспективную и текущую программы педагогического развития школы как целостной образовательной и воспитательной системы. И, в-четвертых, установить профессиональные контакты педагогов и школьной администрации со специалистами ведущих научных центров России по актуальным вопросам развития школы. Стало очевидно, что для решения всех этих задач потребуются значительные усилия как со стороны администрации и педагогов школы, так и специалистов самого разного профиля - психологов, врачей, логопедов, методистов, работающих в Центре. Началась подготовка программы совместной деятельности, продолжавшаяся около трех месяцев. В Центре был организован еженедельный семинар и велась самостоятельная работа групп различных специалистов. Основная деятельность была организована по следующим направлениям: проведение совместных встреч-семинаров всех за интересованных участников для выявления актуальных психолого-педагогических проблем и разработки программы развития школы; расширение возможностей педагогов и родителей в области решения конкретных проблем обучения, воспитания и общения через систему лекций, семинаров и тренингов; комплексная психодиагностика, коррекционно-развивающая и консультативная помощь школьникам, педагогам и родителям; организационное консультирование администрации по вопросам управления педагогическим и ученическим коллективами в условиях развития школы.

Пять этапов работы

Все эти направления были реализованы в ходе пяти основных этапов.

На первом этапе, продолжавшемся около двух недель, специалисты Центра осуществляли первичную диагностику психолого-педагогического состояния школы, проводили установочные беседы с администрацией, педагогами и родителями. Второй - аналитический - этап продолжался примерно четыре недели. Проводились двух-трехдневные семинары (деловые игры), в которых принимали участие школьная администрация, педагоги, школьники и их родители. Деятельность строилась по следующим направлениям: анализ ситуации в «трудных» классах школы; комплексная экспертиза состояния образовательной деятельности; формирование конкретных заказов на услуги специалистов и составление программ их работы.

Мы придавали особенно большое значение этому этапу работы, так как он мог определить успех или неудачу всех последующих мероприятий. Ведь именно тогда анализировалась педагогическая ситуация и выявлялись трудности в учебно-воспитательной деятельности каждого участника образовательного процесса. Оказалось, что основные трудности в обучении вызваны комплексом причин. Это и психофизиологические особенности ребенка, не выделявшиеся и не учитывавшиеся в учебной деятельности, обстановка в семье, и - низкая социально-психологическая компетентность учителей. По результатам анализа ситуации в «трудных» классах проводились проектные семинары, в которых участвовали родители, учителя, ученики и администраторы. Мы считали идеальной такую ситуацию, когда удавалось вовлечь в проектную деятельность всех, кто пришел на семинар. Идея заключалась в том, чтобы дополнительно к сложившейся стандартной и привычной учебной деятельности создать еще одну - развивающуюся образовательную. Участвующие в этой работе родители, ученики и учителя были вовлечены в процесс постоянного анализа проблем, разработки и реализации психологических средств их преодоления. Это усилило их позиции, позволило стать участниками управления жизнью всего класса, улучшить ситуацию в целом.

Все это позволило перейти к третьему - содержательному - этапу, который продолжался примерно полтора месяца. Проводилась комплексная психолого-педагогическая диагностика и по ее результатам разворачивалась сеть конкретных психолого-педагогических и организационно-консультативных мероприятий. Все участники программы старались найти оптимальное решение тех проблем, которые были заявлены в ходе диагностики. Это способствовало повышению их психолого-педагогической компетентности. На четвертом этапе, продолжавшемся две недели, педагоги и школьники вместе со специалистами Центра разработали стратегию дальнейшей совместной деятельности, выработали перспективные формы и направления взаимодействия. Основным результатом стало создание коллективом школы перспективной и текущей программы развития педагогической системы.

На завершающем, пятом этапе, который продлился неделю, участники программы подводили итоги, делились впечатлениями, выстраивали систему новых отношений внутри школьного коллектива, построенных на взаимопонимании и взаимной ответственности. Устанавливались прочные деловые и доверительные межличностные отношения между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Таким образом, активная совместная работа специалистов Центра «Взаимодействие» и средней школы № 653 продолжалась примерно четыре месяца. Поставленные задачи были решены, однако сотрудничество не прекратилось. Многие педагоги заинтересовались совершенствованием своей профессиональной деятельности, включением в нее передовых современных технологий, самостоятельной разработкой инновационных программ. Для них был организован постоянно действующий семинар с привлечением заинтересованных специалистов Центра.

* * *

Мы описали только один пример успешного сотрудничества окружного психолого-медико-социального Центра со школой. Ежегодно мы заключаем договора о сотрудничестве более чем с двадцатью образовательными учреждениями Южного округа столицы - детскими дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, коррекционными учебными заведениями, ПТУ и др. Конечно, не всегда наша совместная деятельность носит такой развернутый характер, к сожалению, мы имеем возможность реализовать в течение года только один подобный масштабный проект. Чаще выбираем один наиболее важный аспект образовательной деятельности и именно на его совершенствование направляем все усилия. Это может быть, например, работа с «трудными» школьниками, развитие познавательных способностей учащихся начальных классов, совершенствование учебной мотивации детей, профориентационная работа со старшеклассниками, семинары по совершенствованию управления учреждением или по разрешению конфликтов для администрации и педагогов и многое другое. Главное же, к чему мы стремимся в нашей работе, - вовлечение всех ее участников в процесс постоянного анализа проблем образовательной деятельности, разработки и реализации педагогических, психологических и управленческих средств их преодоления.

_________________________________
* См. «Директор школы» за 1998 г., № 8, с. 49-54.

BiBTeX
RIS