Эксоцман
на главную поиск contacts

Школьный конкурс: организаторы и участники

Опубликовано на портале: 18-09-2004
Директор школы. 1999.  № 6. С. 25-30. 
Статья посвящена организации различного рода конкурсов в школе. У этих мероприятий есть как сторонники, так и противники. Первые убеждены в их несомненной пользе, вторые упрекают организаторов за формализм, за стремление устраивать шумные шоу. Да и педагоги относятся к таким состязаниям по-разному. Где-то - с интересом и энтузиазмом, а где-то участвуют в них лишь с большой неохотой и под жестким административным нажимом. Так что вполне закономерен вопрос: что же такое конкурсы - дань моде или необходимость?

Все чаще в школах проходят собственные профессиональные конкурсы. У этих мероприятий есть как сторонники, так и противники. Первые убеждены в их несомненной пользе, вторые упрекают организаторов за формализм, за стремление устраивать шумные шоу. Да и педагоги относятся к таким состязаниям по-разному. Где-то - с интересом и энтузиазмом, а где-то участвуют в них лишь с большой неохотой и под жестким административным нажимом. Так что вполне закономерен вопрос: что же такое конкурсы - дань моде или необходимость?

Скажем сразу, дело это, безусловно, нужное. Благодаря конкурсам мы выявляем лучших, оцениваем профессионализм и мастерство педагогов. Творческое соревнование является хорошим стимулом для роста и развития коллектива.

Конечно, в каждой школе есть учителя, которых считают наиболее умелыми и опытными. Но такое мнение чаще всего складывается либо под сильным влиянием администрации, либо стихийно. В первом случае нередко решающую роль играет лояльность того или иного педагога к руководству школы. Во всяком случае, всегда есть опасность, что высокая оценка будет не объективным следствием результатов труда, а возникнет под воздействием каких-то иных факторов.

А вот в открытом творческом соревновании, если оно, разумеется, организовано так, как надо, сразу становится ясно, кто чего стоит. Это, пожалуй, самый естественный способ формирования структуры педагогического коллектива, определения профессионального статуса учителей. Выявление лучших позволяет установить образцы педагогической деятельности и профессиональные нормы. Это, во-первых, помогает установить реальные аттестационные и другие оценочные требования к сотрудникам. А во-вторых, создает благоприятную мотивационную среду для работы учителей, особенно молодых, открывает перед ними перспективы профессионального совершенствования и роста.

Конкурс - это еще (что весьма важно) оценка труда учителя, признание его успехов. И, наконец, награда.

Стремление к успеху и боязнь неудачи

Во многих школах уже стали традиционными конкурсы «Учитель года». Подведение итогов и чествование победителей обычно выливается в яркий, запоминающийся праздник. Такие праздники сплачивают коллектив, рождают чувство гордости за свою школу. Профессиональные конкурсы постепенно могут стать элементом организационной культуры, формирующим и регулирующим общие педагогические взгляды, ценности, убеждения, позиции. Конечно, любой конкурс - это соревнование, а раз так, то он сопряжен с напряжением, с всплеском эмоций, с радостями и, увы, огорчениями.

Методически грамотно подготовленный и проведенный профессиональный конкурс дает школьным руководителям возможность существенно дополнить и даже заменить некоторые методы контроля, такие, как собеседование, ежегодные аттестации. Безусловное преимущество конкурса перед ними - более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя.

В чем же особенности школьных профессиональных конкурсов? Прежде всего поговорим о его участниках. К сожалению, далеко не всегда в конкурсах участвуют самые достойные. Нередко случается, что подлинный мастер остается в стороне, а на пьедестал победителя поднимаются люди весьма средних способностей. В чем же причина?

Конечно, желание попробовать свои силы в творческом состязании изъявляют прежде педагоги, имеющие высокий уровень притязаний, настроенные на успех и способные добиваться успеха. Мотивы участия могут быть как внешними (желание получить награду, признание, высокий статус), так и внутренними (показать реальные профессиональные достижения). Чаще всего конкурсантом движет и то, и другое.

Другие учителя относятся к конкурсам с опаской, боясь потерпеть неудачу. И если все же решаются на участие, то, как правило, под административным нажимом. Представляете, если конкурс - инициатива самого директора, попробуй откажись! Правда, и толку от таких участников, да и самих конкурсов, мало! К сожалению, во многих школах участие в конкурсе является делом сугубо обязательным. Отказавшиеся рискуют получить отказ в повышении разряда, в желаемой нагрузке.

Бывает и так, что учителю легче дать открытый урок на конкурсе, чем пройти собеседование, тестирование учащихся или подготовить авторскую программу, и он выбирает конкурс как наиболее желательную альтернативу. С другой стороны, педагог, считающий, что администрация несправедливо оценивает его работу, вступает в соревнование в знак протеста против такой оценки, стремясь доказать свою правоту.

Таким образом, в поведении участников могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и боязнь неудач. Все в конечном счете зависит как от самого человека, так и от поведения устроителей конкурсов. Однако немало ситуаций, в которых учителя не видят для себя смысла участвовать в конкурсах.

Подбираем участников

Во-первых, конкурс - это публичное выступление перед коллегами, что само по себе для многих является стрессовой ситуацией. Иным, как говорится, «и хочется, и колется». Особенно если педагог не очень уверен в себе и привык сдерживать свои честолюбивые порывы. Он так и останется в тени, внутренне сожалея о своей собственной пассивности.

Для опытных педагогов, уже не раз подтверждавших свой профессионализм, чье мастерство не требует доказательств, школьный конкурс нередко не имеет смысла. К тому же бывает, что ценность того, что он может дать учителю, ниже, чем те усилия, которые предстоит потратить.

Отталкивает учителей и забюрократизированная процедура иных конкурсов, когда необходимо готовить большое количество бумаг и к тому же участвовать в различных соревнованиях, впрямую не относящихся к профессии.

Многое зависит от прогноза результатов, от степени уверенности в победе. Это зависит не только от самооценки участников, но и от условий организации самого конкурса, от содержания заданий, качества судейства, количества призовых мест. Учитель, вступающий в конкурс, должен быть уверен, что у всех участников равные или примерно равные с ним возможности, что заранее объявленные условия будут соблюдаться и дадут ему шанс стать победителем.

В жизни далеко не всегда бывает именно так. По убеждению многих директоров, конкурс часто проводится не для того, чтобы выявить достойных, а для того, чтобы наградить тех, кого уже и так считают лучшим. Иными словами, победители нередко бывают известны заранее. В таком случае для всех остальных конкурс уже не представляет интереса. Мало привлекателен и такой конкурс, когда организаторы либо стараются одинаково наградить всех, либо, напротив, устанавливают всего один-единственный приз. Итак, одна из главных проблем - как добиться того, чтобы конкурс действительно стал добровольным соревнованием самых достойных. Здесь все важно: содержание и сложность заданий, условия самого конкурса, метод определения победителей и вознаграждения лауреатов.

А начинается с подбора участников. Способы могут быть разными: самовыдвижение, выдвижение всем педагогическим коллективом или группами учителей. Самое демократичное - это самовыдвижение. Но такой способ срабатывает лишь тогда, когда есть достаточное число желающих посоревноваться. Демократична по своей сути и процедура выдвижения участников всем коллективом учителей. Такой подход и самими педагогами оценивается как наиболее справедливый, не зависящий от позиций отдельных лиц или отношений учителя с администрацией. Однако это возможно только в небольших школах, где все хорошо знают работу каждого. В больших коллективах лучше предоставить право выдвижения различным группам, скажем, учителям начальной и основной школы, педагогам, ведущим один предмет.

Номинации, судьи, награды

Содержание конкурсов должно служить решению наиболее важных для школы задач: выявлять наиболее перспективный педагогический опыт, стимулировать деятельность по решению школьных проблем, формировать требования к работе учителей.

Проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Но, как известно, учитель работает «при закрытых дверях». Как же, не видя его в деле, оценить мастерство? Поэтому большинство не только школьных, но и региональных, а также федеральных конкурсов предусматривают проведение открытых уроков. Но именно по этой причине учителя и стараются уклониться от участия, считают, и не без оснований, что по одному уроку не всегда можно верно оценить качество работы, к тому же оценка, данная на основании специально подготовленных открытых уроков, не может считаться объективной. Она не отражает повседневную работу учителя. Как же решить эту проблему? Во-первых, в школьном коллективе учителя действительно хорошо знают работу друг друга, и поэтому бывает, что нет необходимости в специальных открытых уроках. Лучших можно выявить на основании текущих результатов. Это позволяет снять излишнее напряжение, привлечь к конкурсу даже самых робких. Представление о профессионализме дают и авторские программы, научные доклады, методические разработки, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы. Совсем необязательно, что их представление является условием участия в каждой из номинаций. Например, вводится отдельная номинация «Технологии завтрашнего дня» или «Образование на пути в завтра». Особо следует сказать о разных творческих конкурсах, например, на умение произнести спич, развеселить аудиторию, продемонстрировать свое хобби и др. Многие педагоги относятся к ним скептически, и если коллектив настроен против, то лучше отказаться от подобных состязаний. Вообще содержание конкурсных мероприятий целесообразно обсуждать вместе с педагогами, внося в зависимости от их предложений и мнений соответствующие коррективы.

В профессиональных конкурсах принято выявлять лучших по всем вопросам в целом и по отдельным направлениям работы, то есть в номинациях. Число номинаций должно быть таким, чтобы в конкурсе могли участвовать учителя, воспитатели, психологи, представители администрации, социальные педагоги, даже обслуживающий персонал. Например, могут быть номинации «Лучший учитель», «Лучший классный руководитель», «Лучший воспитатель школы».

Номинации должны охватывать все направления деятельности педагогов. Так, помимо лучшего учителя, целесообразно определить лучших среди наставников, руководителей методических объединений, педагогов-исследователей. Разумно предусмотреть номинации, оценивающие вклад в решение общих школьных проблем, как, например, призы «За вклад в развитие школы», «За поднятие престижа школы», «За совершенствование материально-технической базы и оборудования школы», «За вклад в развитие воспитательной работы». Для молодых учителей имеет смысл выделить специальную номинацию или провести самостоятельный профессиональный конкурс. Однако злоупотреблять номинациями, не имеющими прямого отношения к педагогическому мастерству, не стоит, иначе конкурс превратится в подобие игры.

Теперь о судьях, то есть о тех, кто оценивает и называет лучших. Здесь тоже нет единого подхода. В большинстве школ принято выбирать специальное жюри. Обычно в него входят наиболее авторитетные специалисты как из числа школьных педагогов, так и представителей органов управления образованием, вузов, научных центров. Полезно включать в состав жюри и тех, кто уже побеждал на конкурсах. Впрочем, судьями могут быть и сами педагоги. Победителя определяют после подсчета голосов, отданных за того или иного претендента его коллегами. Еще один вариант: судейство делится по номинациям - по одним победителей определяет коллектив, по другим - специально созданное жюри.

Право участвовать в конкурсе - это уже своего рода поощрение. А победа - сама по себе награда. Но, разумеется, нельзя обойтись лишь моральным одобрением. Нужны призы. Какие? Это уже зависит от возможностей и традиций школы. Приз может не иметь большой материальной ценности, но нести в себе большую смысловую нагрузку, символизировать причастность победителя к школе, ее традициям. Для этого приз делают постоянным и вручают призерам навечно. Призом-символом может стать «ключ без права передачи», «школьный звонок - колокольчик», фотоальбом о школе или специально заказанная медаль с ее эмблемой. Но это не должна быть формальная вещь, купленная в магазине, скажем, хрустальный подсвечник, кубок, ваза.

Не последнее значение имеют для учителя книги, другие ценные подарки. Ну и, наконец, денежные премии. Они делятся на разовые выплаты и надбавки, которые сохраняются, например, до следующего конкурса, а за особо выдающиеся заслуги - до окончания работы в школе. Такие вознаграждения повышают роль конкурсов в формировании статуса учителей. Также высоко ценят педагоги возможность пройти стажировку в крупных городах и за границей или обучиться на престижных курсах.

Виды конкурсов

В зависимости от доминирующих задач можно выделить различные виды конкурсов: состязание, «профессиональная тусовка», шоу, торжество или праздник достижений. Какой больше подойдет вашему педколлективу?

Состязание - строгий профессиональный конкурс. Его главная задача - на основании специальных заданий выявить лучших. Большое внимание уделяется обязательности соблюдения процедуры. Работу учителей всесторонне оценивает компетентное жюри.

Профессиональная тусовка - конкурс, в котором главное - возможность общения, этому подчинены все процедуры. Решение об участниках и победителях принимается педагогическим коллективом или по крайней мере с его участием. Для этого могут быть организованы групповые дискуссии. Такие конкурсы интересны, если в них принимают участие учителя из нескольких школ. Происходит обмен опытом, организуются «круглые столы», встречи, дискуссии.

Конкурс - шоу. Проводится прежде всего для сплочения коллектива как совместный отдых или общешкольный праздник с участием детей и родителей. Выявление лучших осуществляется на основе результатов победы в различных шуточных соревнованиях, например, на лучшее объяснение сложного запутанного текста, юмористический рассказ из собственной жизни, умение найти выход из нестандартной ситуации, угадать, правду ли говорит школьник, и др. В них учителя должны проявить смекалку, находчивость, чувство юмора.

Торжество или праздник достижений. Проходит в форме торжественного праздника, на котором награждаются лучшие учителя, выявленные компетентной комиссией или педколлективом по итогам текущей работы. Конкурс позволяет привлечь и тех, кто отрицательно относится к соревнованиям, поскольку участие в нем уже награда. Имена победителей до последнего держатся в секрете. На конкурс приглашаются как дети, так и родители, почетные гости. Перед конкурсом проходит выставка, рассказывающая не только о работе победителей, но и об участниках. Перед награждением лучших происходит публичное чествование всех претендентов. После проведения конкурса имена победителей заносятся в Книгу почета или истории школы.

* * *

Итак, конкурсы бывают разными. Какими они будут у вас и что дадут вашей школе и ее педагогам, зависит от вашего желания, умения и творчества.

BiBTeX
RIS