Эксоцман
на главную поиск contacts

Это модное словечко - «мониторинг»

Опубликовано на портале: 18-09-2004
Директор школы. 1999.  № 7. С. 29-32. 
Тематический раздел:
Статья вновь поднимает проблему мониторинга в школе. Что же должно быть его предметом и как оценить результаты мониторинга?

В последние годы в активном словарном запасе директоров школ появились новые слова и понятия. Многие из них родились и употреблялись ранее в других областях, не связанных с образованием, однако далеко не всегда педагоги знают, в связи с чем они там возникли и как использовались. Особенно модным и даже расхожим стало понятие «мониторинг».

Вот сижу я на семинаре по управлению и поминутно слышу: «Главной моей задачей как завуча является мониторинг, этим я в основном и занимаюсь». Другой выступающий, и снова: «Мы отслеживаем, проводим мониторинг».

И знаете, что мне вспоминается?

По методу товарища Дынина

Невольно встают перед глазами кадры старой киноленты «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Видится начальник пионерлагеря товарищ Дынин. Конечно, он и не подозревал о существовании мониторинга, но, считая лучшим доказательством качества работы наглядную демонстрацию роста показателей, именно этим и занимался. Помните сцену, где он вместе с врачом подсчитывает, насколько прибавили в весе за смену пионеры: «Второй отряд: плюс один килограмм сто пятьдесят граммов, плюс один килограмм двести граммов...» и т. д. На стене - графики: кривые отражают прибавку в весе. Во всех отрядах кривая поднимается вверх, и только в одном отряде, где отдыхал небезызвестный всему лагерю Инночкин, опускается вниз.

А что, это и есть самый настоящий мониторинг: «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям». Само это слово происходит от английского «монитор», что означает «прибор для контроля определения параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах». Так, например, с помощью монитора в равной степени можно контролировать и уровень радиоактивных излучений, и движение космических спутников. Мониторинг можно рассматривать как особый вид контроля, который проводится с помощью использования современных технических средств. Такое наблюдение позволяет накапливать, оперативно обрабатывать и анализировать большой объем информации, выявляя закономерности и представляя потребителю необходимые данные. Это новая, более экономичная технология контроля дает возможность экономить самый дефицитный из ресурсов - время. За счет использования компьютеров можно сделать наблюдение практически постоянным или по крайней мере регулярным. Это еще одна важная черта мониторинга. В практике внутришкольного управления модный мониторинг уже практически заменил контроль, о чем, собственно, и свидетельствуют реплики, услышанные во время семинара.

Напрасно потраченное время

Но так ли уж оправданна эта замена? Всегда ли она уместна? И является ли на самом деле мониторингом то, что мы имеем в виду?

Беседую с одним из руководителей школы. Мой собеседник делится:
- Мы ежегодно проводим отслеживание результатов умственного развития школьников по ШТУРу.
- А как часто вы это делаете?
- Один раз в год в гимназических классах.
- То есть умственное развитие детей оценивается ежегодно на протяжении всего времени учебы в школе?
- Нет, на следующий год мы не всегда изучаем те же классы, берем другие, то есть делаем это выборочно. На все классы не хватает времени, да и специалистов нет.

Причем же здесь, скажите, мониторинг? То есть постоянное, регулярное изучение изменений? Чтобы его провести, нужно на протяжении длительного времени отслеживать и анализировать результаты в одном или в нескольких классах. Сравнение полученных данных и позволит выявить тенденцию. Безусловно, руководители школы и сами знают, что при мониторинге отслеживание должно быть постоянным, вот только времени на это не хватает. А если еще учесть, что для проведения качественного мониторинга нет ни специалистов, ни специальных программ, ни технических средств, то картина просто получается удручающая. Вместо экономии - колоссальные затраты времени завуча и школьного психолога.

А теперь проверьте себя, в какой четверти учителя ставят самые низкие оценки учащимся? Правильно, в третьей. Сколько учеников успевает в среднем на «4» и «5» в классах начальной школы? Тоже верно, от 60 до 70 процентов. А в обычном классе средней школы? От 37 до 42 процентов. Чуть больше, чуть меньше. Однако в школах нередко проводится специальный мониторинг с использованием коэффициента обученности или данных о четвертных и итоговых оценках. Вот и получается, что выявляется то, что уже выявлено, изучается то, что изучено. И, более того, отметка учителя - далеко не самый идеальный показатель результатов образования, и об этом уже много сказано и написано. Иными словами, и показатели берутся не самые удачные.

Вот и становится больно за напрасно потраченное время. Но спешу успокоить директоров: есть масса ситуаций, в которых вполне можно обойтись и без мониторинга, то есть без постоянного отслеживания результатов.

Постоянное наблюдение нужно в тех случаях, когда объект наблюдения постоянно меняется; когда необходимо практически постоянно удерживать меняющийся объект в заданных параметрах; когда происходящие изменения скрыты и вы недостаточно уверены, что они носят положительный характер. К таким показателям относятся некоторые параметры здоровья школьников, а также их учебных достижений, измеряемые с помощью оценочной шкалы относительно прежних результатов. Например, в начальной школе нужно следить за осанкой, состоянием зрения, речи. В учебной деятельности - это различные показатели в овладении общими и частными умениями, развитии качеств субъекта деятельности и др. Все они имеют скрытую от простого наблюдения динамику, которую нужно удерживать в заданных параметрах.

Когда достаточно обычного контроля

Однако и эти параметры можно постоянно не отслеживать, если поставлена цель. Ведь при мониторинге устанавливается соответствие выявленного желаемому результату. Но желаемый результат не является целью, поскольку в качестве желаемого могут выступать намерения, фантазии, мечты, некие абстрактные планы. Желаемой может быть положительная динамика изучаемого объекта или просто поддержание достигнутого уровня, когда сам факт отсутствия отрицательной динамики считается достаточным, чтобы сделать вывод об успешности управления процессом.

Между тем цель ставится жестко. Она измерима, обоснована с позиции потребностей и возможностей ее реализации и определена во времени. Например, цель может быть поставлена так: устранить к концу первого года обучения недостатки речи у 95 процентов детей от общего числа имеющих эти недостатки при зачислении в школу. Или, например, такая цель: к концу третьего года обучения выпускники начальной школы должны овладеть знаниями английского в объеме программы классов с углубленным изучением иностранного языка. Далее можно указать некоторые нормативы, соответствующие программным требованиям. Или другая цель: в течение трех лет поднять уровень квалификации пяти учителей школы, имеющих 8-10-е разряды, до уровня мастеров, свободно владеющих профессией.

Во всех указанных примерах при мониторинге требовалось бы постоянно отслеживать правильность речи учеников и исправление в ней дефектов, показатели овладения иностранным языком, рост профессионального мастерства учителей. При наличии цели постоянного отслеживания не требуется, поскольку все планируется получить в указанный срок, а до запланированного срока определяются промежуточные цели, получение которых также проверяется. Если цель не достигнута, то на основе произведенного анализа корректируется сама цель или действия по ее достижению.

При мониторинге также вносится коррекция, но не для устранения конкретного недостатка, а для преодоления нежелательной тенденции - отсутствия улучшения результатов. Размер недостатка в мониторинге не может быть определен конкретно. Таким образом, при наличии целей можно не вести постоянного отслеживания, а просто проводить контроль промежуточных и итоговых результатов в заранее запланированные сроки.

Итак, мониторинг целесообразно проводить тогда, когда трудно заранее спрогнозировать цели. Например, при анализе результатов развивающего обучения мониторинговый контроль уместнее традиционного, так как в таком обучении не ставятся жестко заданные цели. Это же относится и к инновационным процессам. В этом случае принято говорить о направленном планировании: на первом этапе определяется целевое направление деятельности; с помощью мониторинга устанавливается характер изменений и затем прогнозируются дальнейшие цели. Цель - это прогноз. Прогноз сам по себе очень неблагодарное дело - он редко сбывается. Например, прогнозы чрезвычайных ситуаций, разработанные на основе мониторинга, точны всего лишь на 85 процентов. Предварительный мониторинг помогает более обоснованно прогнозировать цели, и после их постановки сам становится не нужен. При использовании собственно технологий, то есть дидактических моделей обучения, позволяющих достигать обязательных результатов, достаточно обычного контроля - оценки целей.

* * *

Товарищ Дынин использовал, сам того не ведая, модный ныне мониторинг, оценивая результаты воспитательной работы по показателю прибавки в весе, и мы от души смеемся над этим уже несколько десятилетий. Но сегодня в школах судят о результатах образования по количеству четверочников и пятерочников, проводят выборочное тестирование умственных способностей, фрагментарно отслеживают развитие познавательных процессов и многое другое, не делая никаких выводов, даже не задумываясь о том, для чего все это нужно. А это, согласитесь, уже не смешно.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также: