Эксоцман
на главную поиск contacts

Проблемы и пути формирования региональной информационной культурно-образовательной среды в глобальной сети Интернет

Опубликовано на портале: 07-06-2004
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 46-50. 
Тематический раздел:

Одной из важных характеристик современного общества является бурное развитие информационных и коммуникационных технологий, их активное внедрение не только в научную, учебную и производственную деятельность, но и в духовно-культурные сферы, в повседневную жизнь человека. Исследования показывают, что информатизация общества не кратковременная кампания, а закономерный процесс развития цивилизации, которая переходит в качественно новую стадию своего развития. Основной целью информатизации общества является наиболее полное удовлетворение его информационных потребностей во всех сферах деятельности. Результатами этого должны стать улучшение жизни населения, повышение эффективности общественного производства, повышение социальной стабильности в обществе, развитие науки, культуры и образования.

Стратегическим направлением процесса глобальной информатизации общества, результатом которого должно стать существенное повышение доступности информационных ресурсов общества для их широкого социального использования, является перевод всех социально значимых информационных ресурсов на электронные носители. Для этого необходимо обеспечить возможность доступа многочисленных удаленных пользователей к ресурсам в сетевом режиме, постоянный анализ и обработку разнообразной информации при помощи новых информационных технологий, а также осуществить вхождение России в современное международное информационное пространство.



А. В. Жожиков,
Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

А. В. Жожиков, 2001.

 

Одной из важных характеристик современного общества является бурное развитие информационных и коммуникационных технологий, их активное внедрение не только в научную, учебную и производственную деятельность, но и в духовно-культурные сферы, в повседневную жизнь человека. Исследования показывают, что информатизация общества не кратковременная кампания, а закономерный процесс развития цивилизации, которая переходит в качественно новую стадию своего развития. Основными целями информатизации общества является наиболее полное удовлетворение его информационных потребностей во всех сферах деятельности. Результатами этого должны стать улучшение жизни населения, повышение эффективности общественного производства, повышение социальной стабильности в обществе, развитие науки, культуры и образования.

Стратегическим направлением процесса глобальной информатизации общества, результатом которого должно стать существенное повышение доступности информационных ресурсов общества для их широкого социального использования, является перевод всех социально значимых информационных ресурсов на электронные носители. Именно это должно позволить обеспечение возможности доступа многочисленных удаленных пользователей к необходимым им ресурсам в сетевом режиме, осуществлять компьютерный анализ и обработку разнообразной информации при помощи новых информационных технологий, а также осуществить вхождение России в современное международное информационное пространство (см.: [1]).

Источником экономического потенциала в современном мире являются знания, которые приобретаются путем получения соответствующего образования и умения их использовать. Учитывая мировой опыт информатизации, следует признать, что необходимая информационная грамотность населения во всех сферах народного хозяйства может быть достигнута только за счет перестройки в стране всей системы образования на новой методической и технологической основе, что должно привести к созданию новой информационной культуры. Сегодня информатизация образования для общественного прогресса равнозначна процессу ликвидации неграмотности населения России в 20-30-х гг. прошлого столетия. Перед отечественной системой образования стоит актуальная и крупномасштабная задача: в короткий срок преодолеть сложившееся на сегодня существенное отставание от развитых зарубежных стран в части практического внедрения современных информационных технологий в повседневную деятельность и обеспечить информационное взаимодействие всех основных субъектов образования. Сегодня они не в состоянии обеспечить эффективное использование современных информационных технологий и создать системы опережающего и непрерывного образования, а также предотвратить рост социальной и этнической напряженности и обеспечить продуктивное взаимодействие людей с различными ценностными ориентациями.

Возможным решением этих проблем может стать идея единства и взаимодополняемости образования и культуры, трактовка образования как формы трансляции культуры и реализация ее креативного потенциала, а культуры, в свою очередь, как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса. Образование в этой связи рассматривается как социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность (трансляцию культурных норм, ценностей, идей) и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре (см. об этом: [2]). При этом предполагается широкое использование современных информационных и телекоммуникационных средств.

На современном этапе возможности культуры в стимулировании процесса саморазвития личности в рамках образовательных систем используются не в полной мере. Причина заключается в ложно понимаемой самодостаточности образовательного процесса, а также в традиционной трактовке культуры как набора жестко фиксированных социальных эталонов (ценностей, норм, способов деятельности), извне оформляющих потенциальное содержание индивидуального сознания и заранее определяющих границы этого содержания. В социально-педагогической плоскости становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс включения человека в социум и культуру, т. е. в социально-культурные институты, культурно-образовательную среду, различные виды культурной деятельности, способствующие социализации, инкультурации и самоорганизации личности. Актуальность обращения к поликультурному принципу совершенствования образовательной среды с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий вызвана бурными процессами информатизации нашего общества, острыми проблемами современной школы и системы образования в целом, особенностями социокультурной ситуации, а также социализирующим и самореализационным потенциалом культуры.

Россия нуждается в духовном обновлении, качественных изменениях в общественном сознании, без которых любые изменения в общественной жизни будут либо отвергаться, либо подвергаться искажениям, сводящим на нет любые реформы. Новое общество может возродиться лишь в стране внутренне свободных людей, у которых сформировалось чувство уважения к самим себе, своей истории, культуре, своему народу, людей, способных ценить и уважать представителей других культур.В последние годы проблемам социальной роли образования и национально-этнической проблематике уделяется значительное внимание. Это объясняется тем, что эти проблемы имеют важное практическое значение, влияют на ход разрешения острых актуальных вопросов развития России. Изучение отечественной и зарубежной философской, историко-этнографической, культурологической, социологической, психолого-педагогической, этнопедагогической литературы показывает, что в теории накоплены ценные идеи, положения, посвященные рассматриваемой проблеме.

Формой реализации креативно-образовательного потенциала культуры, использования основ этнопедагогики, освещения достижений науки, техники и образования в данной работе является создание в глобальной сети Интернет региональной информационной культурно-образовательной среды (РИКОС).

Образование - сложный социальный институт, имеющий относительную самостоятельность функционирования, обладает способностью оказывать активное воздействие на развитие социальной, демографической, профессиональной и духовной жизни. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость образования от общества имеет гуманистическое значение. Взаимосвязь выражается в передаче от поколения к поколению духовного богатства, общечеловеческих и национально-этнических ценностей, в формировании творческих способностей личности (см.: [3]).

Неоценимый вклад в сохранение и передачу этих ценностей могут сделать современные информационные и коммуникационные технологии. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий носит исключительно интеграционный характер и создает невиданные ранее условия информационного взаимодействия на основе интерактивности информационного взаимодействия и использования распределенного информационного ресурса (см.: [4]). На этапе перехода к информационному обществу на первый план выдвигается проблема информационного образовательного насыщения, основанного на эффективном использовании знаний, создаваемых и накапливаемых теми или иными региональными и национальными сообществами, которые выступают в качестве центров притяжения интеллектуальной и культурной жизни региона, во многом формируют тот слой интеллигенции, которая скрепляет и направляет национальные и региональные устремления. Происходящая в последние годы регионализация научного сообщества влияет на регионализацию культурной жизни общества и в том числе на образование, которое представляет собой часть общей культуры.

Развитие глобальной сети Интернет начинает влиять на все стороны жизни человечества. В связи с развитием Интернета актуальным для человечества становится создание открытого общества, т. н. общества без границ. Важнейшим условием его формирования признается необходимость совершенствования информационной системы на принципах открытости и свободы. Открытый и свободный доступ к информации предполагает создание единого информационного пространства, предоставление равных возможностей всем пользователям сети Интернет в получении доступа к информационным ресурсам, дает возможность каждому пользователю максимально развить свои личностные качества и оперативно получать необходимую ему информацию.

Интернет имеет уникальные возможности для повышения качества обучения и сохранения культурного наследия. С помощью Интернет можно представить свою образовательную или культурно-познавательную информацию в самом удобном и наглядном виде на основе гипертекста или гипермедиатекста, организовать теле- или видеоконференцию, использовать для общения chat или электронную почту. Технические и информационные возможности глобальной сети Интернет постоянно совершенствуются и развиваются. Пользователи этой сети имеют неограниченный доступ к этому мировому хранилищу информации независимо от возраста, местонахождения и времени суток. Этот новый феномен Интернет имеет все технические, программные и коммуникационные возможности для использования в саморазвитии личности и организации учебного процесса с использованием самого широкого спектра информационных ресурсов, о которых мечтало не одно поколение педагогов. Однако с появлением такого феномена, обладающего всеми этими возможностями, их использование происходит стихийно, хаотически и несистемно.

Возникает ряд вопросов: Каким будет дальнейшее распространение этого влияния? В чем польза и в чем вред? Можно ли управлять процессами формирования информационных ресурсов? Как эффективно использовать информационный и программно-технический потенциал Интернет?

Достижения, имеющиеся в настоящее время в области информатизации, обусловлены в первую очередь высочайшим уровнем аппаратного и программного обеспечения современных и коммуникационных технологий (мультимедиа-, гипермедиатехнологии, виртуальная реальность, система Интернет). Между тем необходимо констатировать, что использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий зачастую не имеет достаточного научно-педагогического обоснования, создание информационных ресурсов происходит стихийно, а также просматривается недостаточная изученность негативных факторов использования этих технологий.

Ограниченность представления в сети Интернет научно-популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип об Интернет как развлекательном и коммерческом инструменте. Вместе с тем Интернет является очень мощным информационным оружием, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей, получения научной и образовательной информации для своего многогранного развития. Для решения этих проблем необходим научно-обоснованный подход, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и преподавателей. Приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов.

Обобщая вышесказанное, можно выделить проблему исследования, обусловленную следующей группой противоречий:

  1. Глобализация всех сфер жизни человека (наука, образование, культура, производство и т. д.), вызванная бурными процессами информатизации, приводит к неравным условиям в области образования, обеспечения информационными ресурсами и потребностями в культурном самовыражении жителей стран мирового сообщества в зависимости от социально-экономического развития, с одной стороны, и общими потребностями в получении образования и повышения своего интеллектуального уровня - с другой.
  2. Появление противоречий между понятиями "общечеловеческие ценности" и "уникальные этнокультурные ценности различных народов и стран". Результаты преобразований в обществе должны зависеть во многом от того, способно ли общество интегрировать свои ценности так, чтобы они сохранили свою сущность, отвечали критериям нового и в то же время не разрушали специфику, самобытность национальной культуры, национального сознания.
  3. Возрастание роли информации и знаний, реализуемых образованием, напрямую начинает влиять на социальные процессы. Понятия "образование" и "культура" становятся едиными и взаимодополняемыми понятиями, однако на сегодняшний день имеются противоречия между старыми понятиями и новой сущностью.
  4. Бурное развитие Интернет, массовое подключение пользователей к Интернету не только на производстве, в учебных заведениях, но и в быту и недостаточное использование уникальных возможностей Интернета для воспитания и образования личности порождают противоречие.
  5. Большой спектр разнородной информации в глобальной сети Интернет и недостаточность культурно-образовательной информации и научно-обоснованных подходов по формированию содержательной части Интернет требуют научно-теоретических решений и практической реализации для организации процессов создания и систематизации культурно-образовательной информации и обеспечения их информационного взаимодействия.
  6. Широкие возможности Интернета по созданию источников, фиксирующих культурное наследие, и недостаточная их реализация на практике.
  7. Специфические условия в регионах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, вызванные большой удаленностью от научных, образовательных и культурных центров, и высокая потребность в культурно-образовательной информации, не обеспеченной средствами региональных секторов глобальной сети Интернет, также создают противоречие.

В связи с вышеизложенным, определена актуальность данной работы.

Хотя Интернет развивается как сверхсложная самоорганизующаяся транспортно-информационная система, обусловленная открытостью и нелинейностью, тем не менее, на наш взгляд, при некоторых условиях и подходах этими процессами в какой-то мере можно управлять, создавая целевое информационное наполнение. Создание в сети Интернет информационной культурно-образовательной среды, адаптированной к региональным особенностям и этнокультурным педогическим подходам, позволит использовать этот многофункциональный и эффективный инструмент для повышения культурно-образовательного уровня населения республики, возрождения духовности и появления интереса к культурным и интеллектуальным ценностям, а также позволит представить в единой мировой информационной среде глобальной сети Интернет уникальный национально-региональный компонент республики.

Актуальность работы заключается в том, что впервые рассмотрен подход к созданию региональной информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет на примере Республики Саха (Якутия). Решение этой задачи имеет для Республики Саха и в целом для России очень важное значение. Основная суть этого подхода заключается в единстве и взаимодополняемости понятий "культура" и "образование" в становлении личности, акценте внимания на этнокультурные возможности народной педагогики и самобытной культуры, а также в использовании уникальных информационных и коммуникационных возможностей глобальной сети Интернет. Яркое и красочное представление этого материала в Интернет, оперативное обновление информации и реальное общение с разработчиками сайтов и авторами информационных материалов позволит повысить интерес в своей культуре, сравнить ее с другими культурами, а также использовать все имеющиеся образовательные ресурсы на сайте республики, так и других распределенных ресурсах сети Интернет. Северные и северо-восточные регионы России испытывают серьезные проблемы с обеспечением научной, культурной и образовательной информацией. Удаленность от научных, культурных и образовательных центров, отсутствие общения с научной и интеллектуальной элитой, отсутствие доступа к общепризнанным научным и культурным шедеврам, а также отсутствие в удаленных районах республик самой обычной учебной и научной литературы создают настоящий информационный голод, который создает серьезные препятствия в деле подготовки высококвалифицированных специалистов. Создание в сети Интернет региональной информационной культурно-образовательной среды позволит в какой-то мере ликвидировать этот пробел, осуществит информационное взаимодействие в сети и позволит начать целевое создание информационной среды во всем российском сегменте сети Интернет. В целом, предполагается проведение в республике следующих мероприятий:

  • Разработка и внедрение регионально-адаптированных теоретических основ создания информационных культурно-образовательных ресурсов в сети Интернет.
  • Практическое создание РИКОС в сети Интернет с учетом этнопедагогических и региональных особенностей.
  • Эффективное использование технических и программных возможностей сети Интернет, а также интеллектуального потенциала известных ученых, педагогических работников, деятелей культуры и искусства региона для информационного наполнения РИКОС.

Региональный сегмент культурно-образовательной среды в сети Интернет будет доступным и адаптированным не только для жителей данного региона, но и для всех тех, кого интересует данная информация, и явится частью единой федеральной информационной образовательной среды, в которой будут отражены все уникальные культурные, национальные и региональные особенности всех субъектов нашей огромной страны. Проведение подобных работ во всех регионах Российской Федерации позволит ускорить создание единой уникальной информационной культурно-образовательной среды России и докажет, что процессами формирования информационных ресурсов в какой-то мере можно управлять, а не ждать того что содержательная часть глобальной сети Интернет когда-нибудь сама упорядочится.


1. Колин К. К. Фундаментальные основы информатики:Учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Ничипуренко И. М. Организационно-педагогические условия оптимизации культурно-образовательного пространства: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999.

3. Степанов О. В. Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества: Дис. канд. соц. наук. Ростов н/Д, 1995.

4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Владимир Иванович Струнин, Сергей Леонидович Тимкин
Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 38-45. 
[Статья]
Эльвира Ильюшина
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 79-98. 
[Статья]
Виктор Николаевич Овчинников, Наталья Петровна Кетова
TERRA ECONOMICUS. 2004.  Т. 2. № 2. С. 8-15. 
[Статья]
Надежда Николаевна Федотова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
[Статья]
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 196-206. 
[Статья]