Предмет мониторинга - качество образования
Признание ценности человеческой индивидуальности, процессы гуманизации и стандартизации в области образования требуют качественных изменений традиционной системы инспектирования и внутришкольного контроля. Наиболее актуально в настоящее время оценивать такие параметры качества образования, как уровни реализации индивидуальных возможностей учащихся, удовлетворенности образовательных запросов детей и их родителей, объективности оценки усвоенных знаний, умений и навыков. И, наконец, уровень выполнения требований государственного образовательного стандарта.
Предлагаем локальные нормативные документы, на основании которых действует отдел мониторинга Центра научно-методического обеспечения Управления образования г. Лысьва Пермской области.
Положение об отделе мониторинга
1. Организационные основы
1.1. Организационно-методическое руководство:
• мониторинг является частью субрегиональной системы управления качеством
образования и выполняется специалистами отдела мониторинга ЦНМО Управления
образованием администрации г. Лысьва;
• с целью обеспечения качественного научно-методического сопровождения
образовательного мониторинга заключаются соответствующие договора со специалистами
и учеными;
• тематика мониторинговых исследований определяется самостоятельно
отделом мониторинга и согласовывается с директором ЦНМО или представляется вышестоящим
органом управления.
1.2. Структура и штаты:
• структура и штат отдела мониторинга формируются в соответствии
с Уставом ЦНМО и штатным расписанием и утверждаются начальником управления
образования по представлению директора ЦНМО;
• отдел мониторинга создан для обеспечения сбора, обработки, накопления
и анализа информации о проблемах функционирования ЦНМО и системы образования города,
разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством образования;
• деятельность отдела обеспечивается специалистами, окончившими высшие
учебные заведения по специальности «Социология» или прошедшими переподготовку
и получившими квалификацию «Социолог».
1.3. Финансирование: '
• финансирование работ по организации и проведению мониторинга осуществляется
на основе бюджетного и внебюджетного источников.
1.4. Техническое обеспечение:
• организация и проведение мониторинга, эффективное использование
его результатов обеспечиваются городской компьютерной сетью и специалистами
информационно-технического отдела ЦНМО.
1.5. Информационное обеспечение:
• отдел поддерживает постоянную связь с учреждениями образования
города, структурами управления всех уровней и соответствующими научными учреждениями;
• в рамках проведения мониторинга отдел готовит для каждого уровня управления
соответствующие служебные записки.
2. Методика и технология мониторинга
2.1. Общие положения:
• мониторинг представляет собой систему непрерывного наблюдения за
фактическим положением дел в системе образования города для своевременного системного
анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций,
а также для краткосрочного прогнозирования;
• мониторинг является одним из важнейших инструментов разработки
социальной политики в области образования.
2.2. Основные понятия:
• образовательный мониторинг - это специально организованное, целевое,
системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений,
позволяющее отслеживать как отклонения от государственных образовательных стандартов,
так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения;
• образовательный мониторинг - это способ организационно-информационных
потоков в системе образовательных учреждений, осуществляемый через упорядочение
и стандартизацию сбора, обработки, хранения и анализа информации;
• качество образования - это характеристика образования, определяемая
совокупностью свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей
человека и отвечающих интересам общества и государства. В широком смысле качество
образования предполагает следующие составляющие: качество реализации образовательного
процесса через уровень мастерства учителя и уровень достижений учащихся в образовательном
процессе, качество условий реализации образовательного процесса и качество
управления системой образования в регионе.
2.3. Объект мониторинга:
• объектом мониторинга является система образовательных учреждений
города: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее
образование; общее среднее (полное) образование; дополнительное образование;
повышение квалификации.
2.4. Предмет мониторинга:
• предметом мониторинга является качество образования как системообразующий
фактор образовательных учреждений города и факторы его обеспечения.
2.5. Цель мониторинга:
• целью мониторинга является отслеживание динамики качества образовательных
услуг, оказываемых системой образовательных учреждений города, и эффективность управления
качеством образования.
2.6. Задачи мониторинга:
• непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей
компетенции и получение оперативной информации о ней;
• своевременное выявление изменений, происходящих в системе образования,
и факторов, вызывающих их;
• предупреждение негативных тенденций в системе образования города;
• осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших
процессов в системе образования города;
• оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
2.7. Мониторинг осуществляется в соответствии со следующими организационно-методическими
требованиями:
• набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными
и постоянными в течение установленного периода времени;
• показатели должны по возможности фиксировать такие феномены образовательного
процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают
уровень качества образования;
• показатели должны носить оценочный характер управления качеством
образования;
• периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция
используемого набора показателей.
2.9. Методы сбора информации:
• образовательный мониторинг базируется на статистических обследованиях
системы образования города, экспертных опросах, опросах педагогического и административного
состава, обучаемых, а также опросах населения;
• опросы проводятся по месту работы, учебы или жительства методом
стандартизированного интервью с заполнением анкеты. В ряде случаев результаты мониторинга
могут быть существенно дополнены при использовании методов контентанализа,
методов «фокус-группы» и др.
2.10. Методы обработки и накопления информации:
• обработка и накопление информации, полученной в ходе мониторинга,
проводится отделом мониторинга ЦНМО.
Должностная инструкция руководителя отдела мониторинга
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной
характеристики руководителя структурного подразделения учреждения образования
с учетом тарифно-квалификационной характеристики заместителя директора учреждения
образования, утвержденных приказом Минобразования России и Госкомвуза
России от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда
Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. №
46).
1.2. Руководитель отдела мониторинга назначается и освобождается от должности
директором ЦНМО. На период отпуска и временной нетрудоспособности руководителя
отдела мониторинга его обязанности могут быть возложены на компетентного работника
ЦНМО. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании
приказа директора ЦНМО, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3. Руководитель отдела мониторинга должен иметь высшее профессиональное
образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих
должностях.
1.4. Руководитель отдела мониторинга подчиняется непосредственно директору
ЦНМО.
1.5. Руководителю отдела мониторинга непосредственно подчиняются: методист
по диагностике и социометрии и лаборант.
1.6. В своей деятельности руководитель отдела руководствуется Конституцией и
законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями
Правительства Российской Федерации, постановлениями областной и местной исполнительной
власти и органов управления образованием всех уровней; правилами и нормами
охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными
актами ЦНМО (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением об
отделе мониторинга, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной
инструкцией), трудовым договором.
2. Функции
Основными направлениями деятельности руководителя отдела мониторинга являются:
2.1. Организация мониторинга качества образовательных услуг и эффективности управления
качеством образования, руководство и контроль за развитием этого процесса.
2.2. Создание, поддержание или изменение позиции и (или) поведения целевых
аудиторий со стороны ЦНМО по отношению к образовательным учреждениям и населению
города.
2.3. Обеспечение сбора, обработки, накопления и анализа социальной информации
о проблемах функционирования ЦНМО и системы образования города.
2.4. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством
образования.
3. Должностные обязанности
Руководитель отдела мониторинга выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Организует текущее и перспективное планирование деятельности отдела.
3.2. Организует непрерывный мониторинг деятельности ЦНМО.
3.3. Определяет тематику мониторинговых исследований.
3.4. Обеспечивает сбор, обработку, анализ и хранение получаемой информации.
3.5. Устанавливает каналы прямой и обратной связи с образовательными учреждениями
города.
3.6. Оценивает эффективность и полноту реализации методического обеспечения
образовательных учреждений.
3.7. Осуществляет краткосрочное и долгосрочное прогнозирование развития важнейших
процессов в системе образования города.
3.8. Проводит статистические обследования, экспертные опросы в системе образования
города.
3.9. Организует непрерывный анализ образовательных потребностей населения.
3.10. Организует стимулирование потребительского спроса на образовательные
услуги, оказываемые ЦНМО.
3.11. Обеспечивает сотрудничество со специалистами и учеными с целью качественного
научно-методического сопровождения образовательного мониторинга.
3.12. Координирует и контролирует деятельность сотрудников отдела.
3.13. В рамках проведения мониторинга готовит служебные записки.
3.14. Осуществляет свою деятельность в соответствии с существующими организационно-методическими
требованиями и положением о мониторинге.
4. Права
Руководитель отдела мониторинга имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно подчиненным
сотрудникам.
4.2. Проверять работу непосредственно подчиненных сотрудников.
4.3. Свободно выбирать и использовать методики мониторинговых исследований.
4.4. Повышать квалификацию.
4.5. Участвовать в управлении ЦНМО в порядке, определяемом Уставом учреждения.
4.6. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную
категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
5. Ответственность Руководитель отдела мониторинга несет ответственность за:
5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава
и Правил внутреннего трудового распорядка ЦНМО, законных распоряжений директора и
иных локальных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией.
5.2. Нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил.
5.3. Виновное причинение учреждению или участникам образовательного процесса
ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.
5.4. Соблюдение конфиденциальности содержания обрабатываемой в отделе информации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Руководитель отдела мониторинга:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному
исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором ЦНМО.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу. План работы утверждается директором
ЦНМО.
6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности в конце
года и устные - по мере необходимости.
6.4. Получает от директора ЦНМО информацию нормативно-правового и организационно-методического
характера.
6.5. Поддерживает связи с образовательными учреждениями в пределах своей
компетенции.
* * *
Предложенные разработки могут быть полезны в качестве моделей при организации мониторинга в образовательных учреждениях любого статуса и типа, а также при создании соответствующей службы в структуре органа управления.
См. также: