Эксоцман
на главную поиск contacts

The utility concept in value theory and its critics/ Концепция полезности в теории ценности и ее критики

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Journal of Political Economy. 1925.  Vol. 33. No. 4. P. 369-387. 
Теория полезности является, прежде всего, попыткой объяснить образование цены с точки зрения психологии. В истории теории ценности можно обнаружить некоторые следы признания существования психологических факторов, определяющих цену. Но для нашей непосредственной задачи достаточно начать с английской классической школы. Экономисты-классики заимствовали из повседневного языка слово "полезность" и придали ему специальное значение способности товара удовлетворять желание. Они утверждали, что наличие полезности является фактором, предшествующим существованию меновой ценности. Однако окончательными факторами, определяющими меновую ценность, экономисты-классики считали издержки производства, и весьма неопределенно употребляли как психологические (тягость труда, воздержание), так и объективные (денежные затраты, рабочее время) трактовки ценности. Под влиянием Джевонса, Вальраса и австрийских экономистов, работавших в 1870-1880-х годах, а также их предшественников, которых игнорировали их современники, акцент сместился в сторону спроса. Понятие спроса было получено из понятия полезности классической школы; но последнее теперь переработано - психологический закон убывающей полезности с упором на предельную полезность или полезность последних по порядку приобретения или потребления единиц в качестве основного фактора, определяющего меновую ценность. Джевонс и австрийцы, однако, не делали четкого различия между графиками полезности и графиками индивидуального спроса, и, представив критерии полезности в денежном выражении, они фактически отождествили их с графиками спроса. Вследствие этого они полагали, что из равенства цен для различных людей следует равная для этих людей полезность. В этом отношении предшественники, Ллойд и Госсен, но не Дюпюи, были более проницательными в своем анализе. Эта ошибка, однако, была вскоре обнаружена и исправлена, главным образом, экономистами-математиками, сторонниками теории полезности. Признание и принятие во внимание различия между графиком психологической полезности и объективным индивидуальным графиком цен спроса в настоящее время можно обнаружить в трудах всех компетентных представителей теории полезности. Джевонс, Вальрас и австрийцы либо открыто отвергали, либо игнорировали утверждение о том, что отрицательная полезность (или "напрасные расходы") является независимым фактором цены, и объясняли денежные расходы как производное от спроса, считая предельную полезность единственным определяющим фактором. Но, за небольшими исключениями, сегодняшние представители теории полезности признают отрицательную полезность равным с полезностью фактором, определяющим цену.

Ссылки
статья на сайте Economicus.ru:
http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/viner/works/viner_w1.txt&name=viner&img=works.jpg
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Константин Павлович Глущенко
Регион: экономика и социология. 2001.  № 2. С. 46-71. 
[Статья]
А.А. Красильников, А.А. Щербакова
Экономические науки. 2011.  № 11. С. 93-99. 
[Статья]
Александр Васильевич Бухвалов
Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 4. С. 17-48. 
[Статья]
Галина Ивановна Осадчая
Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 88-94. 
[Статья]
Michael J. Baker
[Книга]
Ирина Владимировна Никитушкина
[Учебная программа]