Эксоцман
на главную поиск contacts

Как возможно общество?

Опубликовано на портале: 05-07-2006
Социологический журнал. 1992.  № 2. С. 102-114. 
Отвечая на поставленный вопрос, Г. Зиммель опирается на идею априорности познания, сформулированную И. Кантом. Но поскольку в познании общества субъект не противопоставляется объекту, вопрос переформулируется следующим образом: какие процессы, происходящие в сознании индивидов, определяют их обобществление и бытие в обществе? Зиммель вводит понятие социального априори — доопытных предпосылок, делающих возможным сосуществование индивидов в обществе и его познание. В самой общей формулировке социальное априори — это сознание (или знание) индивидами совершаемого или претерпеваемого обобществления. Сознание, без которого невозможна социальность, распадается на три важных компонента: способность индивида видеть Другого обобщенно (т. е. как социальный тип, навязанный окружением), способность каждого элемента группы объединять в себе черты общества и личности (т. е. синтезировать свойства части организма обобществления и замкнутого органического целого) и, наконец, предпосылка принципиальной гармонии между индивидом и социальным целым (т. е. уготованность для каждого индивида какого-то места в структуре всеобщности), мера которой и есть показатель обобществленности.
(Данная статья — это часть первой главы из книги Зиммеля “Soziologie: Untersuchungen ueber die Formen der Vergesellschaftung” (1908)

Ссылки
статьи
http://knowledge.isras.ru/sj/sj/94-2-10.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Александр Фридрихович Филиппов
Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 65-81. 
[Статья]
Елена Владимировна Осипова, Александр Бенционович Гофман, Анатолий Иванович Ковалев, Марина Самуиловна Ковалева, Леонид Григорьевич Ионин, Пиама Павловна Гайденко
[Книга]
Геннадий Семенович Батыгин, Зинаида Тихоновна Голенкова, Юрий Васильевич Гридчин, Ольга Дмитриевна Захарова, Александр Афанасьевич Клецин, Татьяна Александровна Гурко, Леокадия Михайловна Дробижева, Леонид Леонидович Рыбаковский, Василий Дмитриевич Патрушев, Елена Давыдовна Игитханян, Альберт Иванович Кравченко, Янис Улдисович Астафьев, Владимир Николаевич Шубкин, Роза-Луиза Винклер, Владислав Жанович Келле, Александр Юрьевич Согомонов, Вадим Борисович Ольшанский, Яков Ильич Гилинский, Валерий Андреевич Мансуров, Елена Серафимовна Петренко, Олег Николаевич Яницкий, Игорь Васильевич Бестужев-Лада, Адольф Васильевич Кабыща, Моисей Рувимович Тульчинский
[Книга]
[Интернет-ресурс]
Георг Зиммель
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 187-192. 
[Статья]
Наталия Борисовна Погорелая
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 182-183. 
[Статья]
Robert J. Antonio
Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 4. С. 32-62. 
[Статья]