Эксоцман
на главную поиск contacts

В режиме экономической самостоятельности, или Как школа сама заботится о себе

Опубликовано на портале: 10-09-2004
Директор школы. 1998.  № 8. С. 3-6. 
Автор рассматривает возможности улучшения материального положения школ в сегодняшней ситуации. Материальное положение школ и было далеко не блестящим, а с наступлением экономического кризиса стало еще более тяжким. В этих условиях школе важно проявить инициативу и позаботиться о себе самой. Есть ли для этого какие-то возможности?

Российское законодательство открывает перед школой достаточно широкие возможности для экономического развития. Закон «Об образовании» предоставляет государственным образовательным учреждениям большие права в области оказания потребителям дополнительных платных услуг и развития предпринимательской деятельности. Уровень доходов от реализации дополнительных услуг, на мой взгляд, зависит от инициативы и творчества руководителя школы, от рациональной организации привлечения внебюджетных средств и, наконец, от адекватного решения организационных вопросов.

Два пути пополнения школьной казны

Сошлюсь на опыт нашей школы. Вот уже семь лет она является юридическим лицом и имеет свой расчетный счет в банке. Внебюджетные средства мы зарабатываем двумя путями.

Первый - это дополнительные платные образовательные услуги, а именно: подготовка дошкольников к условиям школьной жизни, консультации логопеда и психолога, обучение иностранным языкам, подготовка пользователей ЭВМ и монтажников радиоаппаратуры. Замечу, что эти услуги не заменяют образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, и оказываются на договорной основе с учетом потребностей учащихся и их родителей. Данная деятельность не относится к предпринимательской, доходы реинвестируются в образовательное учреждение. Второй путь - предпринимательская деятельность, организованная в соответствии с Законом «Об образовании» и предусмотренная Уставом образовательного учреждения. Доходы от нее реинвестируются на счет школы и расходуются на развитие материально-технического. научно-методического и кадрового обеспечения ее работы.

Дополнительное финансирование поступает в школу в результате:
• работы на договорной основе производственного участка открытого акционерного общества «Егоршинский радиозавод» по производству аппаратуры. Учащиеся 8-11-х классов осуществляют сборку электровыжигателей, блоков для цветных телевизоров, зарядного устройства. За два года они приобретают профессию «сборщик радиоаппаратуры» и не только пополняют школьную казну, но и получают заработную плату:
• работы школьной мастерской по ремонту автомобилей. Ее деятельность регламентируется Положением об автомастерской и соответствующей лицензией:
• продажи населению продукции учебных мастерских, которая изготавливается учащимися на уроках труда и занятиях кружков;
• школьный «Диско-клуб» открыт для молодежи всего района. Его работа регламентируется Положением. Руководит клубом педагог школы. Продуманы система охраны и организации порядка:
• транспортные услуги населению (в школе имеются два грузовых автомобиля):
• сдача в аренду помещении:
• дополнительные платные образовательные услуги:
• спонсорские средства (денежные и материально-технические).

Преимущества самостоятельности

Экономическая самостоятельность, безусловно, имеет массу преимуществ.

Во-первых, объем бюджетного финансирования не снижается, а директор школы становится реальным распределителем всех кредитов. К его компетенции относится комплектование штатного расписания, самостоятельное заключение договоров, совместная работа с различными организациями.

Во-вторых, мы не зависим от экономической ситуации в районе. И, в-третьих, имеем возможность материально стимулировать педагогов и учащихся. Так, мы оплачиваем обучение наших учителей на курсах повышения квалификации, осуществляем ведомственную подписку (в 1997-1998 учебном году за счет школы было выписано 12 периодических изданий), приобретаем методическую и учебную литературу. За эти же средства мы ремонтируем и оформляем кабинеты, изготовляем учебно-наглядные пособия. И, наконец, награждаем победителей различных мероприятий, а в качестве поощрения за высокопрофессиональный труд установили денежные премии и надбавки.

Стимулируем мы и учащихся. Дети из малоимущих семей и семей педагогов получают бесплатное питание и медикаменты, им оказывается помощь на приобретение книг и вещей. Организуем поездки на мероприятия районного и областного уровня, проводятся праздники, вечера, конкурсы. Замечу, что предпринимательство, доходы от которого не реинвестируются в образовательное учреждение, осуществляется в рамках законодательства РФ в области предпринимательской деятельности и не наносит ущерба учебно-воспитательному процессу, напротив, позволяет всячески улучшать и совершенствовать его. Для повышения эффективности экономической деятельности необходимо придать законный статус всем деньгам, циркулирующим в деятельности школы, осуществлять контроль за эффективным использованием ресурсов. В нашей школе создана нормативно-правовая база: Устав школы, Положение о платных дополнительных образовательных услугах, приложение к лицензии на право организации платных образовательных услуг, коллективный договор. Положение о доплатах и надбавках и другие.

Наши перспективы

Каковы же перспективы нашей экономической деятельности? Первое - это формирование института многоучредительства. Закон «Об образовании» предусматривает специальную систему льгот предприятиям, учреждениям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие учебных заведений. Школа может иметь несколько учредителей, которые возьмут на себя часть расходов на ее содержание. Учредительство регламентируется совместным договором. Инвестиции поступают целевым порядком, при этом заказчик контролирует использование финансовых средств и качество выполнения работ. Данная форма взаимоотношений позволяет объединить интересы государства и предприятий разных форм собственности, а финансовые отношения приобретают легальный характер.

Второе - установление связей с вузами в части организации подготовительных курсов и профильных классов.

Третье - при школе создан Центр профессиональной подготовки молодежи. Цель- организовать занятость подростков, обучать безработных, а также создавать материальные ценности, получая для школы дополнительные доходы.

Четвертое - переход на нормативное финансирование. На территории муниципального образования существует норматив финансирования в расчете на каждого обучающегося. По Закону «Об образовании» каждый родитель и учащийся вправе выбрать то образовательное учреждение, которое соответствует его потребностям по квалификации педагогов, обеспечению образовательного процесса, условиям и режиму обучения. Желание родителей и учащихся может выражаться «ученическим полисом», на основании которого школа получает финансирование. Таким образом, возникает здоровая конкуренция в части улучшения условий для учащихся, родителей и педагогов.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 86–98. 
[Статья]
Наталья Валерьевна Латова
Общественные науки и современность. 2017.  № 1. С. 99–113. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2015.  № 3. С. 101-113. 
[Статья]
K. Разминене, M. Тваронавичене
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 109-121. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2016.  № 2. С. 64-72. 
[Статья]