Эксоцман
на главную поиск contacts

Рынок. Школа. Дети трудной судьбы

Опубликовано на портале: 10-09-2004
Директор школы. 1998.  № 1. С. 7-11. 
Тематический раздел:
Статья посвящена извечной проблеме "школы и жизнь", которая стала весьма актуальной в наши дни. Каким должно быть место школы в новой экономической системе? Особенно если это школа, где обучаются и живут дети трудной судьбы.

Нужно было что-то делать

Сначала несколько слов о школе, о наших детях. Наша школа-интернат для детей-сирот до 1991 года была восьмилеткой. Здесь обучались (да и сейчас обучаются) 200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители - алкоголики, сидят в тюрьмах, бродяжничают. Дети уже в раннем возрасте заторможенны, насмотрелись всего такого, чего мы, взрослые, пожалуй, не увидим за всю свою жизнь. Раньше все наши выпускники шли в ПТУ. Через год в ПТУ оставалось процентов 60, остальных с трудом начинали трудоустраивать, но большая их часть оказывалась не у дел, начинала бродяжничать. Ежегодно приходило 2-3 письма с просьбой прислать характеристики на выпускников предыдущих лет, находившихся под следствием. Зачастую целый день уходил на разборки: кто, где, что украл. Приходили жители соседних домов, дачники с жалобами. Нужно было что-то делать. Круто менялась жизнь. Началась реформа школы. Как, что сделать, какие выбрать ориентиры? Вопросов было много, ответов - мало. Привычный путь- выискивание универсальной теории - не помогал. Ее просто нет и быть не может. В поиске был весь коллектив. Вопрос о том, как пересмотреть работу школы, помочь детям приспособиться к жизни, рассматривался на педсоветах, методических объединениях, педагогических чтениях. Первоначально в своих рассуждениях мы исходили из того, что становление рыночных отношений потребует нового работника, имеющего прочный запас экономических знаний. Начали мы это отрабатывать с одного класса- 10-го. Потом поняли, что очень важно уже с раннего детства сформировать у учащегося представление об экономических процессах, участии в них людей, о связи экономики с жизнью. И четыре года назад начали эксперимент. В школе было введено изучение экономики по программам Райзберга уже со 2-го класса. Мы первыми в городе начали внедрять это, приглашали преподавателей вузов и параллельно готовили свои кадры. Тогда же получили статус школы-интерната с экономическим уклоном.

Ориентиры, подсказанные жизнью

В тот период мы взяли лишь первоначальный рубеж и оттолкнулись от него. Что из себя представляет школа сегодня? Она стала совершенно новой, старым остался лишь контингент учащихся - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Во-первых, мы определили главную идею реформирования школы и осуществляем ее. Кратко эту идею можно изложить так: экономика рыночного типа требует воспитания личности, умеющей жить и работать в постоянно меняющихся условиях. И весь педагогический коллектив вместе с учащимися работает над этим. Во-вторых, педагогический процесс нацелен на развитие учащихся, на получение ими среднего образования, а затем поступление в техникумы и вузы области. Мы даем подросткам профессии. В-третьих, от авторитаризма, монологов в процессе обучения мы перешли к педагогике сотрудничества, к обсуждению проблем, деловым играм, аукционам, экономическим неделям, к организации работы школьных фирм и т.д. В-четвертых, мы нашли новые ориентиры и в воспитательной работе. Здесь, пожалуй, было сложнее всего. Когда рухнула старая идеология, поменялись ценности, стала нарождаться новая мораль, где преобладают стяжательство, страсть к наживе. Появилось обилие порнографических фильмов, боевиков и т.п. Все это нс могло оставить нас равнодушными. Плюс ко всему у воспитанников укоренились потребительские, иждивенческие нотки, которые были заложены еще в предыдущие годы обилием проверяющих, приходивших с одной целью - выяснить, как кормят и одевают (сейчас бы кто-то проявил такую заботу!). В воспитании учащихся за основу мы взяли другую позицию: «Честь превыше прибыли. Честность- первый талант».

Любая реформа требует денег. Введение профессионального обучения, конечно, потребовало дополнительных средств. Где же мы взяли первоначальный капитал, чтобы создать хоть какую-то материальную базу? На ее создание мы не взяли ни копейки бюджетных средств. Пока не было сложностей с комбикормами, выращивали надаче поросят, кроликов. Уже тогда начали поиск спонсоров. Ходили по предприятиям, нам давали остатки ткани, дерева. Начали со швейного, столярного дела. Изучив рынок, стали делать простейшие бытовые вещи, которые пользовались спросом: мочалки, сумки, детское белье, противни, лопаты, коклюшки и др. На полученные средства доставали оборудование, закупали сырье. Заканчивая разговор по созданию материальной базы, подчеркну, что все, что у нас создано, стало результатом бережного отношения детей и взрослых к имуществу, мебели, техническим средствам (в последние годы мы вообще не имеем возможности что-либо покупать), помощи шефов, спонсоров и просто добрых людей, которые давали школе телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры. Так были созданы учебные мастерские «Овен». В них есть совет, состоящий из учащихся и взрослых. Дети объединяются в бригады. Производятся изделия из бересты, кружева, столярные изделия. Почему мы изготовляем именно эту продукцию? Во-первых, даем детям профессии, которые позволят им приспособиться к жизни, а, во-вторых, сохраняем традиционные ремесла Вологод-чины. Продукцию реализуем на ярмарках, аукционах, выставках-продажах. Средства идут на укрепление и расширение материальной базы и частично на заработную плату, а также покрывают самые насущные школьные потребности: ручки, тетради, мыло, шампунь и другие предметы, необходимые для обучения и быта. Небольшая часть идет на личные нужды учащихся. В процессе обучения и труда дети учатся изготовлять изделия, строить договорные отношения, управлять бригадой, торговать. Это направление мы и стали расширять. Разработали программы по машинописи, бухгалтерскому учету. Сейчас обучаем профессии «оператор ЭВМ» со знанием бухгалтерского учета и машинописи. Мы отслеживали изменения, которые происходят на рынке труда. Бухгалтером сегодня устроиться сложно, а вот бухгалтером и секретарем-машинисткой со знанием компьютера, делопроизводства место найти можно, и наши выпускники вполне конкурентоспособны на рынке труда. Сегодня готовим программы и базу под профессию столяра. Учебные мастерские имеют и еще одно направление: индивидуальное обучение ремеслу. Бываеттак, что ребенок с детства мечтает о какой-то своей профессии. Так, Владимир К. прибыл к нам в 10-й класс из Кадниковского детского дома. Сразу же заявил, что профессии, которым обучают в мастерских, ему не интересны, он хочет быть парикмахером. Мы нашли ему мастера, который обучал его индивидуально. Через 1, 5 года Володя получил удостоверение и уже в 11 -м классе прекрасно справлялся с работой. Других наших воспитанников мы обучали по индивидуальной программе на часового мастера, обувщика, шоферов. А вот Саша К. из 8-го класса увлекается техникой, ремонтирует аппаратуру в школе. Конечно, к 11 -му классу мы тоже дадим ему соответствующую специальность. Таких детей мы видим и ведем в том направлении, которое их интересует, чтобы при любом повороте судьбы они могли воспользоваться ремеслом, полученным в школе.

Три с половиной года мы работаем в условиях эксперимента. Главный итог на сегодняшний день - школа стала ориентироваться на личность каждого конкретного ученика, его возможности и развивать их. Стали меняться и дети. Миша до 11 лет не мог нормально ни говорить, ни мыслить. Сейчас успешно учится в 8-м классе, пишет стихи.

У Ларисы очень тяжело шла учеба в начальной школе. У девочки находили задержку умственного развития и даже олигофрению в степени умеренно выраженной де-бильности и рекомендовали обучение по программе вспомогательной школы. Сегодня Лариса закончила на «4» и «5» 11-й класс и успешно сдала экзамены в Молочную академию. Будет учиться на ветеринара.

За годы эксперимента 11 классов закончили 69 человек. Из них 25 человек поступили в вузы, 11 - в техникумы, 9 - работают по полученной в школе специальности. Второй и не менее важный итог: каждый выпускник вместе с аттестатом получает несколько удостоверений по полученным в школе специальностям: «оператора ЭВМ» со знанием бухгалтерского учета и машинописи, кружевницы, изготовителя художественных изделий из бересты. Наши документы по экономическому образованию, профессиональной подготовке достаточно хорошо котируются при поступлении в учебные заведения и на работу. Половина трудоустроенных ребят работают по полученной в школе специальности. Рынок изменчив, и в жизни пригодится все. Это, мы считаем, и есть наш вклад в социальную защиту детей трудной судьбы. Одним из итогов является и то, что растет и педагогический коллектив. За эти годы мы сами убедились, что в это сложное время можно делать дело, и мы его делаем. Многие педагоги, помимо обучения детей, работают над очень сложными теоретическими вопросами, разрабатывают важнейшую проблему. Ее можно обозначить так: «Рынок. Школа. Дети трудной судьбы».

Работа с педагогическим коллективом была проведена немалая. Трудно перейти от старых сложившихся стереотипов к новым, к примеру, от педагогики принуждения - к педагогике сотрудничества, от задачи воспитания послушного человека, за которого решают другие, - к воспитанию личности, умеющей принимать решения и нести за них ответственность, имеющей свой собственный внутренний кодекс чести, определенную систему взглядов на труд, собственность, деньги, богатство, т.е. свою экономическую психологию. Личности активной, деловой, конкурентоспособной.

Что в перспективе?

Мы планируем сохранить главную идею школы - ориентация на формирование личности. Далее - необходимо углублять качество знаний учащихся по общеобразовательным курсам, так как поступать в институты год от года становится труднее, растет конкурс. Уже сейчас следует прорабатывать перспективу, дальнейшее развитие школы. И мы эту перспективу видим и работаем на нее. Конечно, мы будем продолжать анализировать, обобщать наработанное. Новый этап эксперимента просматривается уже и по следующим направлениям:

Во-первых, усиление применения компьютеров п обучении школьников по математике, в естественнонаучных дисциплинах, подготовка программного обеспечения этих курсов (готовим кадры учителей к этому).

Во-вторых, замена части профессий, которые мы даем в школе, на другие, исходя из потребностей рынка, концепции развития Вологодской области. Ориентировочно - это сфера обслуживания, лесное дело. Сейчас мы уже прорабатываем возможность введения новых профессий через 2-3 года. В-третьих, создание банка данных по передовым педагогическим технологиям.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Наталья Михайловна Плискевич
Общественные науки и современность. 2018.  № 2. С. 75–83. 
[Статья]
Гюзель Фатеховна Юсупова
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 123-141. 
[Статья]
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
Игорь Давидович Гуревич
Директор школы. 1993.  № 4. С. 1-11. 
[Статья]