Эксоцман
на главную поиск contacts

Ищу в коллегах лишь хорошее

Опубликовано на портале: 10-09-2004
Директор школы. 1998.  № 2. С. 3-8. 
Автор статьи, директор небольшой поселковой школы (210 учащихся, 15 учителей), рассказывает о своем опыте создания в школе атмосферы благожелательности, надежности, когда каждому члену коллектива хотелось бы творить, радоваться оттого, что можно реализовать свои способности, возможности, интересы.

Радужные мечты и повседневная суета

Помнится, став директором, нарисовала себе такую радужную картину взаимоотношений между учителями, детьми, родителями, что задохнулась от восторга. Но помечтала только три дня - до 1 сентября. С началом занятий хлынувший на меня поток земных проблем понес так стремительно, что, казалось, никогда и не выплывешь. Не хватает учителей. Нет уборщицы на первом этаже. Забилась канализация (работника по ремонту оборудования и здания тоже не было), выбиты выключатели, вывернуты краны в туалете, оплеваны лестничные клетки... Конца и края этому не было видно. А еще - жалобы родителей на учителей, учителей - на детей, детей - на учителей. Чувствовала, как меня уносит все дальше и дальше от моей мечты. Да и само мое назначение в чужой коллектив воспринималось многими настолько неодобрительно, что они не хотели даже этого скрывать. Спустя годы поняла, что меня тогда спасло: я не умела и не умею держать зло, вообще стараюсь не злиться, а действовать. Пролетел первый год. Я села анализировать работу коллектива. С большим трудом докарабкалась до задачи, которую необходимо было решать именно нашему коллективу, чтобы хоть как-то изменить суетную, непривлекательную жизнь, всеми силами и способами уверить родителей, учителей и учеников, что они живут и действуют вместе, чтобы украсить свой второй дом, поделиться своими добрыми качествами и сделать жизнь коллектива красивее. На итоговом педсовете постарались отметить в каждом что-то хорошее, некоторых даже поставила на ступеньку выше в их собственных глазах и глазах коллектива. Думала, пробужу у людей веру в себя, спешила изменить коллектив, обстановку, сложившиеся привычки. Но мне не позволяли этого сделать. Авторитарный стиль царил и считался самым верным и лучшим в отношен них с учащимися. Забивали гвоздями рамы, на переменах закрывали двери на замок, чтобы дети не выходили на улицу - «не курили и не носили грязь». Приходилось мириться, потому что у меня еще не было авторитета директора. Много читала, анализировала, сравнивала, примеряла. И однажды наткнулась на интересную форму взаимодействия учащихся, учителей и родителей: встреча за «круглым столом». Решительно взялась за подготовку. Убеждала учителей, что мы должны приучать детей высказывать свою точку зрения, учить их аргументирован но, в необидной форме говорить о том, что у них болит. Ученикам советовала открыто высказываться обо всем, что касается нашей совместной жизни в школе, гарантируя, что никаких последствий со стороны учителей и родителей не последует. Разговор с родителями оказался самым легким: им такая встреча была нужна.

Доверие окрыляет

Встреча прошла в январе, сразу после каникул. Была она шумной, азартной. Высказали друг другу все обиды, несогласия с какими-то решениями, поспорили, наметили кое-какие планы. Результат превзошел ожидания. В школе как-то сразу признали права ребенка. Дети поняли, что любые проблемы, конфликты можно разрешать через дискуссии. Казалось, что в коллектив пришло взаимопонимание и взаимопрошение. Но радовалась я преждевременно. Некоторые учителя посчитали тот откровенный «круглый стол» как экзекуцию и приняли позу равнодушного молчаливого отношения ко всему, что происходило. Надо было срочно формировать в коллективе единые позиции. Но как? Опять нашла где-то хороший совет: «Помните, что изменения наиболее успешны тогда, когда те, на кого они направлены, кого непосредственно затрагивают, изначально привлечены к процессу планирования». Уже перед следующим составлением общешкольного плана провела среди учителей две анкеты. Одну -о себе. Это были как бы негласные выборы. Для себя решила, если большинство коллег будет против меня, - уйду с поста. В анкете я просила моих респондентов оценить по девятибалльной системе работу директора и завуча, их организаторские и интеллектуальные способности, деловые качества, требовательность и умение ладить с людьми. Были в этой, так много значившей для меня анкете и такие прямые вопросы: поддерживаете ли вы директора, завуча? Кого бы вы хотели видеть на их месте?

Уверенности, честно скажу, в нужном мне результате не было. Но, к моей радости, большинство голосов получили я и мой завуч. Такое доверие обрадовало и окрылило.

Во второй анкете, адресованной уже непосредственно педагогам, предлагалось назвать интересные темы для самообразования, дела, которые каждый из них мог бы организовать и провести, высказать пожелания администрации. На основании данных анкет определили тему работы школы:

«Воспитание гражданина». Определили задачи, цели. Как всегда, готовясь к августовскому педсовету, постаралась о каждом сказать что-то хорошее. Мне стало нравиться искать в коллегах доброе и хорошее, все, что они могли бы приложить к делу, проявив себя. Я даже запретила себе думать о том, что неплохо бы вот иметь вот такого литератора, как в первой школе, физика, как в школе номер два. Надо работать с теми, с кем выпала судьба, и не роптать, а радоваться, что они такие разные, пусть и не всегда покладистые.

Вернусь к тому педсовету. Предложила тему: «Новая философия образования», попросила продумать выступления о том, какое влияние оказывает тот или иной предмет на школьника, сформировать цели общего образования. Еще вывесила в учительской плакат с предлагаемыми мною заповедями о любви к детям, о том, что надо научить их любить и думать, воспитывать, опираясь на природу детства, действовать не принуждением, а убеждением. Разговор шел не всегда активно, с какой-то оглядкой на себя и других. Но обрадовало, что предложенные заповеди учителя приняли тепло. Даже добавили еще одну: «Учись сам совершенствоваться каждый день и учи этому своих учеников». И тогда же пришла мысль, что надо поменять тему школы. Не «Воспитание гражданина», это как-то звучит старомодно, что-то от прошлого. Назвали так: «Формирование у учащихся самопознания как развитие навыка самовоспитания». Оказывается, удачно выбранная тема тоже может оказывать влияние на творчество учителей. Я тут же предложила в течение сентября каждому учителю подумать над темой самообразования в соответствии с темой школы. Ждала взрыва, отказа, но согласились единогласно. За такие предложения необходимо проголосовать и записать в решении педсовета (что мы и сделали), а то ведь бывает, под влиянием общего разговора, да еще на лирической волне, каждому хочется развернуться, показать и попробовать себя, забыв, что суета так поглотит твое время, что навряд ли захочется творить. И еще одну особенность подсказала мне жизнь: августовский педсовет должен проходить как праздник! Несмотря на скучные цифры итогов года, на недостигнутые результаты, на падения, неудачи, надо, обязательно надо найти изюминки в работе всего коллектива и каждого.

Непременно говорю о достижениях каждого учителя (иногда авансом), о том, каким его вижу или хочу видеть. Никогда не говорю, что не сработал кто-то лично, а пытаюсь оформить это как пожелание: «Хорошо бы нам развести цветы по всей школе. Как вы смотрите на это?»

Продуманный и тщательно организованный педсовет всегда затрагивает людей. И скучные, на первый взгляд дежурные вопросы - «Чего добились?», «Что делать?» - обсуждаются горячо и заинтересованно. В начале года провела собеседование по планам самообразования. Наметили, что в конце года, подводя итоги, кто-то оформит папку, кто-то альбом, кто-то выставку, реферат.

В течение года пришлось не раз напоминать об этом при посещении уроков, при выступлениях на педсоветах, совещаниях, при появлении новых книг в библиотеке, иногда просто в разговорах. В конце учебного года с каждым состоялось собеседование. Кропотливая эта работа, особенно для директора маленькой школы, где он практически выполняет все функции - от завхоза до организатора внеклассной воспитательной работы. Но она оправдывает затраченное время, потому что, когда в коллективе работают над серьезными проблемами (для других, может быть, это давно не проблемы), времени для ссор. конфликтов, пересудов не остается. Учителя чувствуют себя комфортно оттого, что они, повышая свой уровень, возвышают не только себя, но и школу, коллектив. И никогда не скажут: «Кому это надо», ибо это надо нам всем, живущим в маленькой школе. Это объединяет, роднит, делает отношения по-настоящему деловыми и крепкими.

Можно работать и дальше!

После одного года такой кропотливой работы мы увидели результат: у каждого накоплена литература по своей теме, сделаны первые наброски будущих рефератов, оформлены методические разработки. Казалось бы, радоваться и пожинать плоды сделанного. Но ведь жизнь не всегда оборачивается к нам светлой стороной, чаще, увы, случается наоборот. Вот и в нашей школе разразился настоящий скандал. Главным виновником считала себя. Была жалоба на меня. В общем-то несправедливая, кляузная, но, видимо, слишком уж горячо я отреагировала. И началось. Шло разбирательство. Конечно, контроль за деятельностью педагогов снизился, что, естественно, сказалось на результатах. Хуже всего, что на почве сомнений и предположений коллектив раскололся на два лагеря: за директора и против. Стали распространяться слухи, нелестные отзывы. Покатился снежный ком неурядиц, захлестнувший и детей, и родителей. Больше всего поразило то, что как-то в одночасье потерпел крах годами накопленный опыт по развитию добрых взаимоотношении, доверия друг другу.

Надо было как-то выходить из этой пагубной ситуации. Собрался педсовет. Я прямо заявила своим коллегам, что лучше, чем рядить и судачить, спросить лично у директора, что и как произошло и чем кончилось. Не дело разбирать поступки сотрудников школы с родителями. Еще добавила: если вы перестали доверять своему директору, скажите ему об этом прямо. Право, я найду всегда силы уйти со своего поста. Но не подрывайте авторитет школы, коллектива. Этим вы подрываете и свой собственный авторитет. Не настраивайте коллег друг против друга, не обсуждайте, не разобравшись, походя, их работу, оскорбляя людей. Подавите свои темные желания, ненависть и злобу. Иначе дети почувствуют, что среди взрослых нелады, разборки (слово-то из криминального жаргона). Привела слова замечательного педагога и публициста Симона Соловейчика: «В последнее время мы стали уставать не столько от работы, от общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться, становится нормой. Нормой становится то, что никто никому не нужен. Каждый в глубине души ждет сочувствия, тепла, рассчитывает на все это, но ни с кем не хочет поделиться собственным». Во время всего моего выступления была полная, но какая-то добрая тишина. Почувствовала, что обстановка разрядилась. Можно дальше работать и вести коллектив. Они снова верят мне. Значит, не прошло прахом все доброе, что было сделано. Стало быть, и впредь надо опираться па все лучшее, что есть в людях. Конечно, обида не прошла бесследно, осталась в душе горькая зарубка, ноя никогда и никому из своих сотрудников подала почувствовать это. Слишком много у нас дел и забот, чтобы ворошить прошлое.

Возможно, эти заметки покажутся несколько сумбурными. Конечно. не обо всем удалось рассказать, ноя надеюсь, что мои наблюдения, мой опыт помогут тому, кто начинает директорствовать в такой же маленькой школе. Ведь от того, что она, школа, небольшая, проблем и забот у ее руководителя, поверьте, предостаточно.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Елена Эмильевна Смирнова, Татьяна Андреевна Смотрина
Социологические исследования. 2001.  № 4. С. 94-99. 
[Статья]
Марина Ростиславовна Битянова
Директор школы. 1997.  № 3. С. 4-12. 
[Статья]
Елена Эмильевна Смирнова, Валентин Федорович Курлов
Директор школы. 1998.  № 5. С. 13-19. 
[Статья]
Л. Алексеева
Директор школы. 1997.  № 5. С. 29-36. 
[Статья]
А. Талых
Директор школы. 1999.  № 3. С. 13-20. 
[Статья]
Г. Л. Фриш
Директор школы. 2003.  № 4. С. 38-42. 
[Статья]
Исак Давидович Фрумин
Директор школы. 1995.  № 6. С. 9-15. 
[Статья]