Эксоцман
на главную поиск contacts

Почва, на которой растут таланты. Программа адаптации молодого учителя

Опубликовано на портале: 10-09-2004
Директор школы. 1999.  № 3. С. 27-30. 
Тематический раздел:
Статья посвящена адаптации и профессиональному совершенствованию молодого педагога, только что закончившего вуз. Нет таких институтов, которые готовили бы сразу талантливых педагогов, но в школе, в которую приходит молодой учитель, могут и должны быть созданы условия для выявления и развития его способностей.

С первого же дня работы начинающий педагог имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, но учащиеся, родители, администрация, как правило, не делают скидки на молодость и неопытность. Новичок, не получивший в это непростое для него время поддержки от коллег и администрации, чувствует себя брошенным на произвол судьбы. Он боится собственной несостоятельности, опасается критики администрации и опытных коллег. Постоянно волнуется, опасаясь что-нибудь не успеть, забыть, упустить. Зачастую тревож­ность из ситуативной превращается в устойчивую личностную черту. Страх и неудовлетворенность самим собой и своей деятельностью становятся привычным состоянием.

Чтобы этого не произош­ло, начинающему педа­гогу необходима целе­направленная помощь. Еще несколько лет назад, когда была сильна ориен­тация на внешний конт­роль, к каждому из них прикрепляли официаль­ного наставника. Счита­лось, что опытный, зна­ющий, «как надо», колле­га решит все проблемы профессионального ста­новления.

Сегодня ситуация изме­нилась. Молодые педаго­ги предпочитают свободу выбора, возможность творчества и поиска. Лишь треть из них счита­ют, что наставник все же необходим, а вот, по мне­нию остальных, такой институт нужен лишь в некоторой степени, а то и вовсе мешает адаптации. Боль­шинство учительского пополне­ния нуждается не столько в настав­ничестве, сколько в возможности получить методическую, психоло­го-педагогическую, управленчес­кую и другую информацию. После долгих раздумий мы созда­ли в нашей школе комплексно-целевую программу адаптации молодых специалистов. Ее цели: формировать и воспитывать у но­вичков потребность в непрерыв­ном самообразовании; помогать им познавать и творчески вне­дрять в учебно-воспитательный процесс достижения педагогичес­кой науки и передового опыта, способствовать формированию индивидуального стиля творчес­кой деятельности.

Первый год обучения

Программа рассчитана на два года. Познакомимся с тематикой первого года ее осуществления. Сентябрь. Проводятся микроиссле­дования потенциальных возмож­ностей молодых педагогов в обуче­нии, воспитании, проведении экс­периментальной работы, их пред­почтений при выборе форм повы­шения квалификации и причин, побуждающих к профессиональ­ной учебе. Новичков знакомят с ло­кальны ми актами школы - поло­жениями о заполнении, ведении и проверке классных журналов и по­рядке их восстановления в случае утери, о заполнении, ведении и проверке тетрадей и дневников уча­щихся , о предметных кружках и факультативах, о требованиях к напи­санию реферата, о дежурном клас­се и дежурном учителе, о конкурсе «Ученик года».

Завершается месяц презентацией программы.

Октябрь. Тема занятий: «Модели­рование воспитательной системы класса (диагностическое исследо­вание, проектирование целей, де­ятельность по сплочению и разви­тию коллектива, критерии и спо­собы изучения эффективности воспитательной системы)». Пред­лагаются методические разработ­ки: «Беседа с родителями «Стиль взаимоотношений в семье и лич­ность ребенка», «Тест для родите­лей «Как Вы овладели искусством воспитания?», «Тематика роди­тельских собраний». На практи­ческом занятии апробируется один из методов изучения личности уче­ника, а в ходе дискуссии обсужда­ются факторы, влияющие на уро­вень воспитанности школьников.

Ноябрь. Тема занятий: «Роль не­традиционных уроков и приемов в обучении и развитии учащихся». Предлагаются методические раз­работки: «Систематизация не­стандартных уроков», «Способы организации работы учащихся с текстом учебника», «Урок-лек­ция, целесообразность и условия его эффективного проведения». Тема дискуссий: «Как добиться дисциплины на уроке». В этом же месяце проводится тра­диционная Неделя открытых уро­ков. Вот, к примеру, их формы: урок-фантазия, урок исправления ошибок, урок-диспут, экологи­ческая игра.

Январь. Тема занятий: «Психоло­го-педагогические условия для ре­ализации личностно-ориентированного обучения». Предлагают­ся следующие методические раз­работки: «Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока», «Критерии личностно-ориентированного урока». В ходе дискус­сии обсуждаются способы выхо­да из трудной ситуации на уроке. Проводятся в январе и педагогичес­кие чтения. Молодые педагоги вы­ступают с материалами из опыта своей работы. Вот темы их выступ­лений: «Варианты контроля знаний учащихся на уроках русского язы­ка и литературы», «Методика орга­низации учебного процесса в стар­ших классах на основе зачетно-лекционной системы», «Особенности построения урока и деятельности учителя в слабоуспевающих клас­сах», «Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках математики», «Роль обоб­щающих уроков в повторении, си­стематизации знаний и развитии разумного мышления». Говорилось и о нетрадиционных подходах к обучению: «Влияние урока-игры на повышение познавательной актив­ности учащихся», «Активизация деятельности учащихся путем ис­пользования нетрадиционных при­емов и методов».

Февраль. Тема занятий: «Оцени­вание знаний учащихся: теория, психология, практика». Предлага­ется методическая разработка: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников». Темы дискуссии: «Оценка и отметка - одно и то же или нет?» и «Причины неэффек­тивности контроля знаний».

Март. Тема занятий: «Управление процессом развития творческих способностей школьников». Предлагается методическая разра­ботка: «Как помочь детям на­учиться сдавать выпускные и всту­пительные экзамены». Дискуссируется вопрос о том, как создавать на уроке ситуации со­вместной, продуктивной и твор­ческой деятельности. Проводится «Круглый стол»: работа учителей-предметников», посвященный подготовке учащихся к выпуск­ным экзаменам.

Апрель. Проводится микроиссле­дование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровня профессиональ­ной компетентности молодого поколения. Тема «Круглого стола»: «Управ­ленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития».

Второй год обучения

Тема второго года обучения: «Само­стоятельный творческий поиск».

Сентябрь. Проводится микроисс­ледование: « Потенциальные воз­можности педагогов». Учителям предлагаются примерные темы исследований для самообразова­ния. Практическая часть: написа­ние программы факультатива, предметного кружка, спецкурса. Октябрь. Тема занятий: «Интегра­ция - один из путей развития по­знавательного интереса учащих­ся».

Проведение интегрированно­го урока.

Ноябрь. Тема занятий и микроис­следования: «Постановка само­стоятельной работы учащихся на уроке».

Декабрь. Тема занятий: «Органи­зация работы учителя по достиже­нию уровня умений и навыков, за­ложенных в модели выпускника школы». Предлагается методичес­кая разработка «Модель выпуск­ника школы № II».

Февраль. Тема занятий: «Практи­ческая основа технологии модуль­ного обучения - различные мето­дики коллективных способов обу­чения». Предлагается методичес­кая разработка: «Классификация методов обучения». Практика: проведение урока по мурманской методике.

Март. Тема занятий: «Классный час какурок взаимопонимания». Пред­лагается методическая разработка тематики бесед с подростками.

Апрель. Проводится микроиссле­дование: «Организация работы школы молодого учителя». На конференции «Учиться самому, чтобы успешнее учить других» молодые педагоги говорят о ре­зультатах работы. И еще - в конце учебного года каждый молодой учитель проводит либо открытый урок или внекласс­ное мероприятие, либо заседание кружка. Тему и форму занятий он выбирает самостоятельно. После проведения мероприятия всем присутствующим на уроке или на занятии кружка предлага­ется ответить на вопрос: «Чему вы научились у своего молодого кол­леги?». Реакция обычно бывает неоднозначной. Некоторые опыт­ные учителя сочли формулировку вопроса некорректной: дескать, не мы у них, а они у нас должны учиться. Но все же большинство реагирует вполне доброжелатель­но, отмечая преимущественно личностные качества своих моло­дых коллег: оптимизм, доброжела­тельность, романтическое воспри­ятие жизни, настойчивость, а так­же свежие научные знания и инте­ресные методические приемы. Как видите, в работе с молодыми учителями используются различ­ные формы - лекции, дискуссии, обмен опытом, - но цель одна: во­оружить начинающего педагога конкретными знаниями и умения­ми применять теорию на практике.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Инна Леонидовна Федотенко
Директор школы. 1997.  № 4. С. 18-24. 
[Статья]
Елена Ивановна Сахарчук
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 63-67. 
[Статья]
Михаил Олегович Бражник
Вопросы образования. 2010.  № 3. С. 258-264. 
[Статья]
Виталий Александрович Чижков
Директор школы. 2010.  № 8 (151). С. 60-63. 
[Статья]