Систематизация исследования конкурентоспособности предприятия
Опубликовано на портале: 19-11-2004
В статье рассматриваются особенности системного подхода в экономике на примере исследования
конкурентоспособности предприятия. Доказывается, что системный подход позволяет сократить
до минимума величину риска и неопределенности в экономике.
Рассматриваются факторы, необходимые для обеспечения конкурентоспособности товара с точки зрения системного подхода:
1) маркетинговые исследования должны гарантировать соответствие проектов мировым достижениям;
2) «вход» системы должен обеспечивать создание конкурентоспособных товаров;
3) внешняя среда должна быть заинтересована в развитии системы и способствовать нормальному протеканию процессов внутренней среды;
4) внутренняя среда системы должна быть способной адаптироваться к «входу» и внешней среде в целом.
Предлагается методология системно-целевого подхода к анализу и оценке конкурентоспособности промышленных предприятий, которая рассматривает методы определения уровня относительной конкурентоспособности предприятий.
Методологически оценка относительной конкурентоспособности предприятий предполагает получение этих характеристик путем сопоставления фактических данных конкурентов по производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. Эти оценки, полученные за разные промежутки времени, могут использоваться для выработки стратегических и тактических решений в области обеспечения конкурентоспособности и выхода на внутренний и внешний рынки.
При системном анализе особое внимание уделяется исследованию взаимной связи и обусловленности отдельных показателей и факторов конкурентоспособности производства.
Важным аспектом при исследовании системы является свойство «непрерывности функционирования системы», состоящее в том, что все процессы системы (социально-экономические, технические, трудовые) непрерывны и взаимообусловлены. Функционирование компонентов определяет характер функционирования системы как целого, и наоборот, торможение или затухание даже незначительной части компонентов тормозит развитие или эволюцию.

Полный текст статьи
[33 КБ]
[33 КБ]
Ключевые слова
конкурентоспособность предприятия маркетинговые исследования относительная конкурентоспособность предприятий системный подход
См. также:
Российский журнал менеджмента.
2008.
Т. 6.
№ 2.
С. 27-46.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2020.
№ 1.
С. 164-170.
[Статья]
Экономические науки.
2010.
Т. 64.
№ 3.
С. 153-156.
[Статья]
Экономические науки.
2010.
Т. 65.
№ 4.
С. 170-173.
[Статья]
[Статья глоссария]
[Статья глоссария]