Эксоцман
на главную поиск contacts

Динамика религиозности в информационном обществе

Опубликовано на портале: 28-09-2004
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виктор Иванович Гараджа, Елена Викторовна Гараджа
[Учебная программа]
Гарольд Ефимович Зборовский, Елена Анатольевна Шуклина
Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 107-113. 
[Статья]
Юлия Юрьевна Юмашева
Общественные науки и современность. 2016.  № 4. С. 171-176. 
[Статья]
Роман Николаевич Абрамов
Социологические исследования. 2002.  № 3. С. 133-140. 
[Статья]
Борис Андреевич Головко
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 120-132. 
[Статья]
Ирина Викторовна Стародубровская
Общественные науки и современность. 2019.  № 1. С. 156-168. 
[Статья]