Эксоцман
на главную поиск contacts

Информация к размышлению и действию: откуда и как ее получать?

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Директор школы. 1998.  № 7. С. 20-23. 
Тематический раздел:
Для каждого руководителя очень важно как можно больше знать о тех, кем он управляет - детях и педагогах. Без этого невозможно осуществлять конкретные управленческие действия. Так что есть необходимость вовремя получать более полную информацию. Статья отвечает на вопрос: а откуда и как ее получать?

Для каждого руководителя очень важно как можно больше знать о тех, кем он управляет - детях и педагогах. Без этого невозможно осуществлять конкретные управленческие действия. Так что есть необходимость вовремя получать более полную информацию.

Только педагогическими методами здесь не обойтись. Да и нужно ли обходиться? Ведь в нашем распоряжении прекрасные апробированные и проверенные измерительные методы психологии и социологии. Многие из них имеют так называемый инструментальный характер, то есть точно определено, что именно и как они измеряют, как измеряют; на какой возраст рассчитаны. К тому же известно, как обрабатывать данные и как пользоваться полученной информацией. Используя такой метод, мы получаем конкретную индивидуализированную или общую (в зависимости от целей) информацию. На ее основании и можно продумывать направленные управленческие воздействия. Так, к примеру, зная особенности мотивации различных учителей, можно продумать подходы к каждому из них: одному педагогу нужна индивидуальная беседа, с другими лучше всего поговорить в группе, в которой они обычно общаются и т.д. Имея информацию об интеллектуальных и мотивационных особенностях учащихся, можно прогнозировать и объяснять их возможные учебные затруднения, правильно нормировать индивидуальную нагрузку. Словом, возможностей, предоставляемых руководителю психо- и социометрическими тестами, много. Однако можно сразу предвидеть и такую точку зрения: у директора школы нет диплома психолога или социолога, поэтому он не имеет никакого права пользоваться этими тестами! Верно ли подобное утверждение? Давайте поразмышляем.

О дипломах и специалистах

Да, руководитель школы обычно имеет диплом о высшем педагогическом образовании. Но ведь в течение 4-5 лет обучения в вузе наряду со специальными предметами он изучал и полный курс психологии. Конечно, к основательности изучаемого в студенческие годы мы все относимся с предубеждением. Мол, сдал экзамен или зачет и все позабыл. Думаю, что абсолютно все, во-первых, не позабудешь, а, во-вторых, есть основа, опираясь на которую, можно при желании не только освежить, но и нарастить соответствующие знания. Так что база для освоения психологических и социологических методов есть у каждого руководителя школы. Все зависит от его стремления и возможностей. А какие дипломы имеют школьные психологи? Довольно редко можно встретить среди них человека со специальным университетским образованием. Чаще всего школьный психолог имеет сертификат о прохождении кратковременных курсов. Таким образом, его подготовка практически ничем не отличается от той, которую имеет обычный учитель. Кроме того, в настоящее время практически не встретишь курсов по психологии, ориентированных на диагностическую работу с детьми. Приходя в школу, психолог не всегда хорошо ориентируется в психометрических методах. Конечно, при этом проще сказать о том, что мы не имеем права измерять. Сложнее искать, проверять, думать, как и чем помочь учителю и директору школы. Когда в школе есть психолог, социолог, все-таки проще. А если его нет? Если речь идет о сельских школах, где такие ставки не предусмотрены штатным расписанием. Как в этом случае быть директору? Самому изобретать анкеты и составлять тесты или пользоваться проверенными и грамотно составленными? Можно, конечно, не делать ни того, ни другого, но, как показывает практика, руководители школ обычно люди ищущие и творческие. Помочь могут сборники измерительного инструментария, снабженного описанием каждой методики. Такие сборники уже сейчас можно встретить на рынке педагогической литературы. Однако нужна работа над еще более конкретизированными и адаптированными материалами для руководителей школ.

Об интерпретации информации

Проведение психо- и социометрических измерений само по себе еще не является проблемой. Реальная проблема - интерпретация полученной информации. К сожалению, во многих случаях лаже профессиональный психолог или социолог не может объяснить полученные результаты так, чтобы они могли быть полезны учителю и директору. Использование такой информации часто требует ломки учительских стереотипов. Практика показывает, что при измерениях, скажем, уровня интеллектуального развития школьников проблемы испытывают не дети, не даже их родители, а педагоги. Это происходит тогда, когда оказывается, что дети, которые считались слабыми, мало способными к достижению высоких учебных результатов, имеют высокие показатели интеллектуального развития. Перед педагогами и руководителями встает серьезная задача изменить отношение к конкретному ребенку. искать, каким путем помочь ему реализовать свой потенциал. Ведь существует реальная опасность того. что этот потенциал так и останется невостребованным. Не нужно ставить крест и на тех детях, у которых обнаружился низкий уровень интеллекта. Необходимо правильно нормировать нагрузку такому ребенку, развивать его. постепенно переводя в зону его ближайшего развития. Такой подход будет действительно гуманным. Но самым основным положением, которое позволит по-иному взглянуть на проблемы измерения. является идея о том, что ребенок и даже взрослый находятся в процессе непрерывного развития и все результаты, которые мы получаем, показывают нам, какими они являются сегодня и сейчас, но не какими они будут в своей последующей жизни или профессиональной деятельности. Проведя измерения и получая действенную управленческую информацию, можно решить в стенах школы очень многие проблемы. Но, разумеется, при правильном и продуманном воздействии.

О консультациях и подготовке руководителей к измерениям

Инструментальный подход к получению психо- и социометрической информации в управлении позволяет отчасти решить проблему отсутствия в школе профессиональных психологов. Для подбора и правильного использования тестов руководителям и педагогам школ необходима консультационная помощь, которая под силу районной психолого-сопиологической службе. Такая служба осуществит координацию и помощь при проведении измерений. В рамках программ повышения квалификации руководителей действенным будет включение курсов, ориентирующих на правильное использование измерительного инструментария реальных баз данных, содержащих информацию о конкретных педагогах и детях, а не только обобщенные статистические данные. Использование таких баз данных может очень помочь руководителям, особенно начинающим, в раскрытии и решении глубоких проблем обучения и воспитания, которые невозможно увидеть только при педагогическом наблюдении. Что представляет собой такая база данных? В самом простом варианте - это набор таблиц для каждого класса. В каждом столбце таблицы содержится краткая информация о ребенке - балл учебных достижений, уровень интеллектуального развития, тип мотивации на учение, состояние здоровья и т.д. Удобным в этом случае является компьютерный вариант такой таблицы на основе приложения Excel для Windows 95. Наличие и постоянное пополнение базы данных позволит руководителю школы быстро и своевременно получить информацию о школьнике при разговоре с родителями и с педагогами, а также принимать конкретные управленческие решения, направленные на конкретного ребенка или группу детей, а не на «общую массу». Перспектива интересная! Однако для создания баз данных руководителю необходима конкретная, емкая информация, отражающая наиболее яркие особенности детей и педагогов. А такая информация может быть получена при использовании измерительных методов ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ.

Таким образом, вопрос о том, откуда руководителю школы брать информацию и можно ли ему для этих целей пользоваться психо- и социометрическими тестами и анкетами, отнюдь не риторический. С его решением связаны возможности повышения эффективности управления школой.

* * *

Было бы очень интересно узнать мнение коллег-руководителей по данному вопросу. Как вы решаете для себя проблему получения действенной управленческой информации?

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Эрнст Натанович Гусинский, Юлия Иосифовна Турчанинова
Директор школы. 1998.  № 7. С. 3-8. 
[Статья]
Инна Леонидовна Федотенко
Директор школы. 1997.  № 4. С. 18-24. 
[Статья]
Туркубий Индрисович Афасижев, Аслан Китовин Тхакушинов
Социологические исследования. 1995.  № 5. С. 110-112. 
[Статья]
Геннадий Леонидович Воронин
Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 94-98. 
[Статья]
Е. Ю. Кучеренко
Директор школы. 2002.  № 5. С. 10-15. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2001.  № 5. С. 64-71. 
[Статья]
Валентина Ивановна Федорова
Директор школы. 1997.  № 3. С. 44-49. 
[Статья]