Эксоцман
на главную поиск contacts

Педсовет: подготовка, проведение, результаты

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Директор школы. 1998.  № 7. С. 17-19. 
Тематический раздел:
Статья посвящена проблемам организации и проведения школьных педсоветов. Нет нужды много говорить о том, какую важную роль в жизни школы играют педагогические советы. Если, разумеется, к их подготовке и проведению относятся неформально. Сегодня мы начинаем цикл бесед, посвященных методике организации работы этого коллективного органа. Представляем вашему вниманию опыт московской школы № 407.

Расскажу о педсовете на тему «Изучение личности школьника в разных возрастных группах». Задумывая его проведение, мы ставили своей целью более тщательно изучить психологические особенности наших учащихся, выяснить проблемы, с которыми сталкиваются учителя при взаимодействии с детьми. Ну и, конечно, наметить пути решения этих проблем.

Психологические портреты

Выбор темы не случаен. Педсовет замышлялся в рамках общешкольного плана работы и общей темы школы - «Создание условий для творческого развития личности ученика и учителя на основе творчества и взаимосотрудничества». Мы постарались сделать так, чтобы в подготовке приняло участие как можно большее число учителей. С этой целью методический совет школы предложил всем педагогам составить портреты школьников. Какие штрихи необходимо было внести в эти портреты? Во-первых, возраст, состояние здоровья и внешний вид. Во-вторых, обрисовать психологические особенности, взаимоотношения с учителями и с ровесниками, язык общения. В-третьих, показать занятия, интересы, пристрастия, восприятие окружающего мира. В-четвертых, отметить типичные достоинства и слабости. В-третьих, выявить проблемы. которые школьник создает сам себе. Задание непростое, требующее наблюдательности, раздумий, осмысления своего опыта и собственного поведения в самых различных ситуациях. Не все учителя сразу справились с заданием, потребовалась помощь ученого, кандидата педагогических наук В. И. Максаковой. И все же такая работа помогла педагогам как-то по-новому посмотреть на своих учеников, проанализировать свои подходы в общении с ними. И еще один результат: на самом педсовете, когда обсуждались портреты конкретных учеников, не было равнодушных. Методический совет, изучив психологические портреты, обобщил проблемы учеников и учителей. Это позволило сократить время проведения совета. Словом, была создана основа для заинтересованного и весьма предметного разговора.

Ход обсуждения

Начался педсовет с определения цели и задач, исходящих из темы. Чтобы активно включить учителей в работу, предложили анализ общего графика «Эмоциональной напряженности учителя». Краткие выводы такие: в целом учитель удовлетворен своим состоянием, хотя и обеспокоен здоровьем, и для полного удовлетворения жизнью ему не хватает оптимизма. Но в основном эмоциональное напряжение учителей школы не вызывает тревог. А если так, то изучение развития личности ребенка ложится на хорошую психоаналитическую почву Основная работа состояла из обсуждения психологических портретов конкретных учеников 9-х и 10-х классов. Был представлен довольно большой список учащихся, чей школьный и жизненный путь прослеживался с первого класса. Отмечались достоинства и недостатки в разные периоды, осмыслялась степень воздействия педагогов. Учителя сами решали, какие именно портреты они будут обсуждать. Соответственно разбились на четыре группы, в каждой были педагоги, работавшие с данным учеником в начальной и в средней школе. Так что разговор носил не отвлеченный характер, был заинтересованным и порой бурным. В пятую группу мы включили наших педагогов-новичков. Им поручили понаблюдать за ходом обсуждения старших коллег, постараться выявить проблемы, с которыми сталкиваются учителя и ученики в процессе взаимодействия. На работу в группах давалось 20 минут. Последовавшее затем общее об суждение прошло живо и интересно. Мы все как-то очень ясно осознали, что нельзя забывать о том, что школьник отнюдь не статическая личность, он постоянно меняется, и надо знать, в чем именно состоят эти изменения. Только тогда мы, педагоги, сможем своевременно прийти на помощь.

Выявленные проблемы и пути их решения

Итак, подведем некоторые итоги. Какие же проблемы выявил этот педсовет и что было намечено для их решения?

Первая проблема - внимание учителя к школьнику как к постоянно изменяющейся личности.
Решено:
• Провести семинар по методикам изучения психологических особенностей личности.
• Продолжить создание системы взаимоотношений с учащимися на основе уважения, как с равными. Снять с учеников чувство тревоги и напряжения. Для этого проводить беседы, активно вовлекать школьников в общественную деятельность. Разработать систему поощрений.
• Выявить группу школьников-лидеров и изучить их потребности.

Вторая проблема - сохранение здоровья учеников и учителей.
Решено:
• Информировать всех учителей о результатах ежегодной диспансеризации. Практиковать выступления медсестры на ежедневных планерках.
• Каждую перемену независимо от погоды проветривать классные помещения.
• Осуществлять постоянный контроль за режимом питания учащихся.
• Ввести регулярные беседы медсестры и врачей о гигиене, профилактике заболеваний, о здоровом образе жизни.
• Учителям систематически вести беседы о предупреждении травматизма, заместителю директора по АХЧ проверить все травмоопасные места в школе.
• Администрации школы решить вопрос о бесплатном питании учителей.

Третья проблема - создание в школе системы воспитательной работы.
Решено:
• Провести педагогический совет или практический семинар по системам воспитательной работы.
• Начать изучение методической темы «Игра в деятельности ребенка».
• Обратить особое внимание на внешний вид детей и язык их общения. Ввести обязательные беседы на уроках труда, истории, литературы по темам «Культура общения», «Мода и современность», «Что значит быть современным человеком» и т.д.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Людмила Анатольевна Бочкова
Директор школы. 1998.  № 8. С. 19-24. 
[Статья]
Рустам Иванович Курбатов
Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 54-57. 
[Статья]
Р. Роговская
Директор школы. 2000.  № 2. С. 34-38. 
[Статья]
Людмила Федоровна Боженко
Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 87-88. 
[Статья]
Екатерина Игоревна Кошелева
Директор школы. 2002.  № 4. С. 11-15. 
[Статья]