Эксоцман
на главную поиск contacts

«Поле внедрения» нового: условия рационального «хозяйствования»

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Директор школы. 1998.  № 7. С. 53-58. 
Тематический раздел:
Автор рассматривает причины незавершенности и необоснованного отказа от новых педагогических технологий. Например, во второй половине восьмидесятых годов огромной популярностью пользовалась методика В.Ф.Шаталова. Утверждали, что ее массовое внедрение позволит решить проблемы урока. Но не прошло и десяти лет, как о ней забыли. Сегодня превозносятся другие педагогические технологии, но и они так же быстро забываются, а в школах по-прежнему главенствует традиционный урок.

Методика В. Ф. Шаталова - принципиальный вклад в педагогическую науку и практику. Она отражает мировые тенденции развития дидактики. Можно утверждать. что без реализации отдельных положений этой методики (как бы они ни назывались в других педагогических технологиях) невозможно совершенствовать урок как форму совместной деятельности учителя и учащихся. Мое утверждение не голословно. Как учитель я много лег работаю по тех пологи и, учитывающей шаталовскую методику Руководил семинаром «Опорные схемы в преподавании общеобразовательных предметов». провожу семинары для педагогов своего района на факультете повышения квалификации Кемеровского госуниверситета. Пришел к выводу, что любая педагогическая технология, какой бы совершенной она ни являлась, окажется отринутой, если не будет внедряться в строго научной последовательности и в определенном объеме. Ведь между авторской методикой и тем учителем, который пытается использовать ее в сноси работе, находится «поле внедрения», на котором отсутствует автор. И все зависит от того, кто и как «хозяйствует» на этом поле.

Этапы внедрения

Необходимо выделить следующие этапы внедрения. Перво-наперво требуется научно-дидактическое осмысление педагогической технологии. Во-вторых, важную роль играет общая дидактическая подготовка того, кто внедряет данную методику. От него требуется не только теоретическое изучение предмета внедрения, но и его адаптация до уровня собственной методики.

Только осознав предмет внедрения как нечто объективно необходимое и понятное для самого себя, учитель может изучить и успешно использовать новую педагогическую технологию. Внедряет ту или иную технологию обычно учитель-практик. Достигая значительных результатов в обучении, он зачастую не может все это научно обосновать, выразить в законе, закономерности. алгоритме. Так, один из стержней шаталовской методики - опорная схема (в дальнейшем - ОС), рассматривается как частный метод, а это - дидактический принцип. Сравним его с традиционной системой обучения. На обычном уроке действует следующая взаимосвязь учителя и школьников: Учитель (У) - Слово (С) - Школьник (Ш). Между тем общеизвестно, что информация (знания) воспринимаются мозгом человека в виде образов, символов, знаков, кодов. Слово - ассоциативный раздражитель. В системе взаимодействия «учитель-школьник» должно быть еще одно звено трансформации слова учителя в форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Наиболее оптимальная форма, а потому получившая наибольшее распространение, - опорная схема (ОС). Это закодированная в виде знаков, символов, образов, понятий определении новая информация урока(ее основное содержание. причинно-следственные и ценностно-ориентированные связи), представленная на бланке, выполняющем специфические дидактические задачи. Причем в ОС может выражаться любая новая информация каждого учебного предмета. Массовое распространение шаталовской методики наиболее ярко показало недостатки традиционной системы внедрения. Изучался личный педагогический опыт В. Ф. Шаталова, частные приемы и структуры его уроков. Между тем реализация нового дидактического принципа невозможна, . если учитель не повышает свой научно-педагогический уровень. Практика показывает, что полное понимание сути ОС наступает только после изучения проблемного способа обучения, организации обучения блоками, научных основ целеполагания урока, педагогических технологий. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Понятно, что столь сложное многофункциональное явление требует серьезной научно-практической подготовки учителя. Поэтому необходим лекционно-семинарский курс (не менее 50-60 часов), чтобы познакомить его со всеми функциями.

Разрабатывая или адаптируя ОС. учитель детально планирует содержание и методы урока и составляет его технологическую карту Таким образом, заполняется вакуум после фактической отмены плана-конспекта урока. Не имея какой-либо формализованной схемы будущего урока, учитель не в состоянии провести его на высоком уровне. Одним из основных недостатков внедрения шаталовской методики была ориентация на использование учителем опорных схем, данных ему в готовом виде. Учителю указывалось, сколько минут и что именно он должен делать на уроке. Такая жесткая регламентация пошла в противоречие с тенденцией усиления творческого начала и самостоятельности в деятельности учителя.

Практика показывает, что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет. Учителя не понимают, а потому и отрицают чужие ОС, поскольку закодированное и символическое выражение информации сугубо индивидуально. Ведь в ОС кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся. Не опорная схема определяет содержание урока, на что ориентировали учителя в бытовавшей системе внедрения шагаловской методики, а. напротив, содержание урока определяет ОС. Учитель должен знать виды (всего их семь) и формы ОС, умен. варьировать их. Должен он знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.

Важно учить педагога организации процесса составления ОС. Распространена ошибка, когда пытаются составить ОС сразу полным блоком и в окончательном виде. Такой подход обычно заканчивается неудачей и порождает неверие в свои силы. При составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы:
• Определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке.
• Дифференцировать словесно-образное и знаково-символическое выражение каждого понятия (составление опорных сигналов).
• Составить опорные сигналы в их отдельных взаимосвязях.
• Составить полный бланк ОС.

Два варианта

Составление и разработка ОС - только начало внедрения педагогической технологии. Учителя необходимо подготовить как к полной перестройке учебного процесса (учебного курса, схем урока, индивидуальной деятель нести учащихся), так и к включению ОС в традицион ну ю систему преподавания. Губителен для любой новаторской методики такой подход, когда учитель, узнав о ней из какой-либо статьи или прослушав несколько лекций теоретического характера, сразу же начинает использовать на своих уроках. На наших семинарах учителя объясняли свой отказ от шаталовской методики тем. что вынуждены были заставлять учащихся переписывать на перемене ОС с доски, проводить уроки только по одной, известной им схеме, тратить много личного времени для подготовки к уроку.

Такое применение новой технологии приводило к ухудшению результатов в сравнении с традиционным уроком. В использовании ОС могут быть два варианта. В первом - учителю представляется возможность, чтобы групповые бланки ОС оформлял художник, а каждый учащийся получал индивидуальны и ксерокопированы и бланк. Учителю доплачивают за инновационную деятельность, ему представляются индивидуально-групповые часы для работы с учащимися вне урока. Во втором варианте всего перечисленного у учителя нет, но это не значит, что применение ОС будет менее эффективным. Требуется другой алгоритм педагогической технологии. Учитель составляет ОС таким образом, чтобы она имела несколько относительно автономных блоков. Эти блоки-заготовки представлены на классной доске. Объясняя новый материал по первому блоку, учитель одновременно записывает на доске коды и знаки. Следом учащийся повторяет этот блок, а весь класс записывает его в опорный конспект. Таким же образом заполняются второй и третий блоки, а затем учитель систематизирует и обобщает новый материал по ОС, а после повторного рассказа кого-то из учеников осуществляется завершающая запись в опорные конспекты. Особый интерес вызывает составление ОС совместно с учащимися, когда они предлагают свои варианты опорных сигналов.

Сегодня на школу обрушился вал учебников, учебных программ, различных педагогических технологии н методик. Создан предмет для внедрения, но отсутствует система внедрения, и организовать ее, кроме директора школы, некому. Если он действительно озабочен качественным совершенствованием учебного процесса, ему придется взвалить эту ношу на себя.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Андрей Александрович Баранов
Директор школы. 2002.  № 9. С. 25-30. 
[Статья]
Николай Михайлович Анисимов
Директор школы. 1997.  № 3. С. 67-70. 
[Статья]
Ирина Дмитриевна Чечель
Директор школы. 1998.  № 3. С. 11-16. 
[Статья]
Владимир Викторович Уланов
Директор школы. 1996.  № 3. С. 3-12. 
[Статья]
Мария Владимировна Рачилина
Социологические исследования. 2007.  № 8. С. 131-134. 
[Статья]
Г. Ч. Тахтамышева, Елена К. Кустабаева
Директор школы. 1996.  № 2. С. 63-66. 
[Статья]
Лолита Васильевна Алферова
Директор школы. 1996.  № 6. С. 34-41. 
[Статья]