Эксоцман
на главную поиск contacts

«Восхождение» - программа реабилитации так называемых «трудных»

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Директор школы. 1998.  № 7. С. 9-16. 
Статья рассматривает опыт педагогов московской школы-лаборатории № 196, которые вот уже два десятилетия ищут и находят подходы именно к детям, которые по тем или иным причинам не вписываются в нормальный учебный процесс, никак не могут приспособиться к школе, ее требованиям и ритму и неизбежно оказываются среди безнадежно отстающих учеников. Беда в том, что таких детей немало, и они чаще всего становятся изгоями, так и не нашедшими своего места в школьной среде.

Для иных педагогов так называемые «трудные» все как бы на одно лицо. Лодыри, да и только! А ведь причин их особого, не укладывающегося в школьные рамки поведения много. Оно может быть последствием травмирующих ситуаций в семье или в школе результатом легкого поражения центральной нервной системы. Есть и другие причины, о которых взрослые даже и не догадываются. Налицо объективные признаки «трудных»: стойкая неуспешность в обучении, отклонения в поведении, которые чаще всего выступают как защитные реакции ребенка на требования взрослых. Для такого школьника характерно сниженное настроение. Он переживает комплекс неполноценности, неверия в свои силы. Возникает ощущение дискомфорта и «никому не нужности». Как же вернуть этого ребенка к нормальной жизни? Как помочь ему раскрыть свои возможности?

Целостный реабилитационный процесс

Над решением этих проблем, как отмечалось выше, вот уже два десятилетия трудится педагогический коллектив нашей школы. Нам удалось подобрать специалистов, а наработанные за многие годы приемы психолого-медико-педагогического воздействия на учащихся позволили приступить к реализации специальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей и подростков с трудностями социальной адаптации. Мы назвали ее «Восхождение». Эта программа предполагает, что все мероприятия, все приемы обучения направлены на утверждение самоценности личности, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка, на повышение его внутренней мотивации и потребности к творческому познанию. Наличие у таких детей психических отклонений требует построить и учебу, и воспитание как целостный реабилитационный процесс, включающий психотерапевтический, педагогический и психологический компоненты воздействия. В центре внимания педагогов, медиков, психологов -личность ребенка, в частности, те ее образования, которые оказывают решающее влияние на переживание своей компетентности. Поэтому весь учебно-воспитательный процесс должен быть наполнен нравственно-этическим содержанием. Только тогда ребенок получит возможность в большей степени понимать картину мира и свое место в нем, осознавать взаимосвязь и взаимозависимость всех предметов и явлений, свою ответственность за себя и за других. От учителя требуется знание возрастных и индивидуальных особенностей, специфических закономерностей развития каждого ребенка. Отсюда и максимальная индивидуализация обучения и воспитания в сочетании с деловым и межличностным общением в коллективе. Решающее значение приобретает многовариантность выбора учащимися программ обучения, методов и приемов, скорости учебного процесса. Необходимы разноуровневый подход в усвоении знаний, создание условий для творчества, поиска и самостоятельности. Важно развивать у детей позитивную самооценку своих возможностей, пробуждать веру в свой интеллектуальный и духовный рост. А для этого необходимо создать для каждого ученика благоприятную обстановку и через индивидуализацию обучения и воспитания, через дифференциацию требований к личности снять ощущение дискомфорта, создать обстановку сотрудничества, доверия и доброжелательности. Каковы же механизмы реализации такой многогранной и сложной работы?

Механизм реализации

От всех участников реализации программы требуется единство в подходе и решении проблем, в стратегии и тактике. Обязательными требованиями являются:
• Комплексность воздействия на ребенка со стороны медиков,психологов, педагогов и родителей.
• На любом уровне взаимодействия категорически исключаются как средство решения проблем методы и приемы насилия. Используются лишь понимающие и директивно-понимающие способы общения.
• Жизнь класса и всей школы организуется на основе совместно выработанных норм взаимоотношений, недоброжелательности, уважении, взаимопомощи.
• Учащиеся включаются в учебно-воспитательный процесс как активные участники и творческие сотрудники.

Реализация программы осуществляется через:
• Медицинскую психотерапевтическую помощь и специальную комплексную помощь психолога. дефектолога, логопеда.
• Педагогическую работу, включающую в себя учебные и внеклассные коррекционно-развивающие занятия, а также единство содержания и методов обучения.
• Профессиональное образование учащихся.
• Педагогическую и психокор-рекционную работу с учителями.
• Методическую, исследовательскую работу специалистов-педагогов, медиков, психологов по определению содержания методов и приемов работы, исходя из индивидуально-типологических особенностей обучающихся.

В механизм реализации также входят:
• Модификация традиционных учебных программ с учетом особенностей и возможностей учащихся.
• Многовариантность учебных планов, обеспечивающая многовариантность обучения на основе базисного плана.
• Разработка новых технологий и стандартов обучения для обучающихся в коррекционных классах.
• Разработка подходов и критериев к аттестации учащихся в системе коррекционно-развивающего обучения.
• Разработка и внедрение новых курсов этико-эстетического цикла и интегрированных курсов, включающих в себя идею единства информационного и духовного роста.
• Продолжение работы по созданию дидактического материала, обеспечивающего условия для успешного обучения данной категории детей (памятки-блоки по основным вопросам, опорные конспекты, индивидуальные задания с различным объемом помощи, учебные пакеты по разделам предметных курсов).
• Совершенствование психологической службы в школе и повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

Учебно-воспитательная работа

Мы исходим из посылки о наличии значительной группы детей, у которых в силу воздействия биологических и социальных факторов имеются выраженные нарушения, принимающие характер нервно-психических расстройств. У этих детей нарушен весь комплекс адаптационных механизмов, в том числе механизм эмоционально-волевой регуляции деятельности, отсутствуют навыки эффективного взаимодействия с социальной средой, включения в учебную деятельность, овладения знаниями и навыками. И, наконец, нарушен механизм самопознания и саморегуляции. В связи с этим цели учебно-воспитательного процесса предусматривают:
• Развитие личности школьника с учетом его возможностей, потребностей, интересов.
• Создание условии для социальной адаптации учащихся, для их саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самоопределения.
• Доведение до минимума имеющихся психо-педагогическнх дефектов и отклонений от нормы.
• Достижение оптимальных (максимально возможных для учеников) результатов обучения, определяемых стандартом.
• Профессиональное образование.

Основа содержания обучения - базисный компонент учебного плана образовательной школы, который мы рассматриваем как максимум учебных достижений нашего контингента учащихся.

Для некоторых из них он создает возможности выйти на более высокий уровень по одному или нескольким учебным предметам. В учебном плане школы учтены набор учебных предметов и интегрированных курсов, количество часов на их изучение с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся, предельно допустимые нагрузки. По сравнению с образовательной школой наш учебный план предусматривает меньшую нагрузку по базисному компоненту и увеличение количества часов в школьном компоненте, используемых на индивидуальное и групповое обучение и коррекционные занятия. А многовариантность плана отражает задачи школы в создании оптимальных условий для детей с нервно-психическими заболеваниями и пограничными с ними состояниями. Учебный план находит свое отражение и конкретизацию в программах и учебниках, в учебных пособиях и дидактическом материале самого разнообразного вида (задания. опорные схемы и конспекты, иллюстрации, инструкции и т.д.), которые разрабатываются с учетом особенностей познавательной деятельности наших учащихся. Непременное требование к программам - отражение в них минимума обязательной и возможной дополнительной информации, умений решать типовые за дачи с применением знаний по дисциплине, осуществлять элементарные логические приемы на материале знаний по предмету и выполнять основные общие приемы учебной работы.

За два года работы в статусе школы-лаборатории педагогический коллектив разработал и издал программы для классов коррекционного обучения по русскому языку математике 5-9-х классов, физике 7-11 -х классов, химии 8-9-х классов. Разработаны курс «Мир человека». дидактические пособия с дифференцированным уровнем требований и различным объемом помощи по всем основным предметам базисного учебного плана. За основу организации учебного процесса берутся современные психологические аспекты учения, позволяющие успешно управлять деятельностью школьника. Обучение рассматривается как совместная деятельность ученика и учителя, при которой ученик приобретает новые, не известные ему знания, умения и качества личности, а учитель помогает ему в этом, целенаправленно управляя его деятельностью. Правда, в наших условиях требуется предварительная работа по восстановлению доверия ребенка к взрослым, по формированию мотивационной готовности включиться в учебные занятия. Потому-то учебно-воспитательная работа строится как целостный реабилитационный процесс с преобладанием на первом этапе пребывания ребенка в школе психотерапевтического компонента. В последующем усиливаются образовательный и развивающий компоненты. В этом процессе можно выделить следующие этапы:
• Поиск индивидуальных каналов контакта ребенка с окружающими. определение как болезни и иных точек его состояния, так и основных источников возможностей.
• Восстановление доверия к окружающим через нормализацию отношений с ближайшим окружением.
• Развитие познания и сотрудничества, постепенное формирование мотивов деятельности - от эмоциональных побудителей к внутренней мотивации. Учитывая особенности личности, поведения детей со школьной дезадаптацией, ведущими мотивами в учении, средством формирования интереса к познавательной деятельности становятся общение с учителями, сверстниками, создание ситуации успеха, поощрение, сопереживание. Методы и приемы работы учителя прежде всего направлены на включение обучающихся в успешную и осознанную деятельность, на индивидуализацию учебных требовании через диалогические формы занятий.

Психологический аспект

Участие психолога в реализации программы заключается в первую очередь в осуществлении диагностики психологических проблем и уровня социального развития ребенка, его отношений с родителями, учителями, классными руководителями.

Осуществляется эта работа, во-первых. путем наблюдения за ребенком во время учебной деятельности и внеклассных мероприятий по заранее выделенным параметрам. Наблюдение проводится в начале года в течение 2 недель ежедневно, затем - по окончании каждой четверти, в течение недели. Второе направление -индивидуальное и групповое диагностическое обследование детей (в первую очередь вновь поступивших и тех, у которых отмечаются трудности в учебе и признаки социально-психологической дезадаптированности). Третье направление -комплексная диагностика развития ребенка с использованием экспериментальных методов анкетирования и ситуаций реального взаимодействия.

Задачи психолога:
• Восстановление у ребенка доверия к миру, облегчение процесса школьной адаптации и нормализация учебной деятельности и поведения.
• Коррекция имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии, коррекция и профилактика стрессовых состояний у детей, членов семей, педагогов.
• Профессиональное консультирование учащихся старших классов, повышение общей психологической культуры учащихся и всех участников учебно-воспитательного процесса.
• Координация деятельности специалистов по организации и проведению медико-психолого-педагогического консилиума.

Основные формы работы школьного психолога.
• Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий - не реже 1 дня в неделю на класс (прежде всего с учащимися начальной школы).
• Регулярные беседы с родителями и семинары по анализу динамики продвижения детей (по запросам родителей, но не реже 1 раза в неделю с начала учебного года и 1 раз в 2-3 недели к концу учебного года). Возможно проведение подобных семинаров совместно с учителем или классным руководителем.
• Семинары-тренинги для родителей по повышению их психологической компетентности и для профилактики стрессов (1-2 раза в месяц).
• Проведение 2-3-дневной сессии социально-психологического тренинга для педагогов «Педагогическое ненасилие» (по 12-15 человек на каждую сессию),
• Психологическое консультирование детей, родителей, педагогов по запросам.

Медицинская помощь

Сегодня проблема патологии поведения детей школьного возраста является крайне актуальной, поскольку порождена влиянием различных биологических и социальных факторов. Как правило, наиболее частым оказывается их сочетание.

Наибольшее число детей, подверженных влиянию различных биологических факторов, -это дети с остаточными явлениями раннего органического поражения центральной нервной системы, перенесшие травмы черепа, мозговые инфекционные заболевания. Последствие этого - двигательная расторможенность, неусидчивость. Дети не могут спокойно сидеть на уроках, отвлекаются, никак не сосредоточатся на усвоении материала. Другая группа - школьники с замедленным темпом психического развития или психической незрелостью. Как правило, они веселы и беспечны, психически неустойчивы. действуют по первому побуждению, внушаемы, эмоционально поверхностны. Легко поддаются дурному влиянию. Некоторые из них склонны к повышенной аффективной возбудимости. Особую группу составляют школьники, у которых можно отметить расторжение, либо извращение влечений. Они склонны к бродяжничеству, к воровству, гиперсексуальности, агрессии. Им присущи разрушительные тенденции. В большинстве своем это дети из неблагополучных и неполных семей.

Как видим, внешне одинаковые нарушения формы поведения на самом деле имеют значительные различия. Они понятны лишь специалисту-профессионалу - детскому психиатру. Изучив анамнез жизни и болезни ребенка, он может сделать вывод о необходимости коррекции поведения тем или иным методом и в первую очередь определить степень медицинского (психиатрического)лечебного вмешательства. Как показывает наш опыт, только использование различных комплексных методов коррекции в условиях специализированной экспериментальной школы может привести к положительным результатам. Поэтому участие врача-психоневролога в реализации нашей программы заключается в следующем:
• Профилактические осмотры и наблюдение за учениками.
• При необходимости -лечебная помощь.
• Психотерапевтическая работа с детьми и их родителями по коррекции трудностей во взаимоотношениях.
• Разборы совместное учителями состояния здоровья, особенностей личности обучающихся.
• Проведение занятий с учителями об особенностях нервно-психических заболеваний.
• Описание типологических вариантов нарушения поведения, приводящих к школьной дезадаптации.
• Разработка оценочных параметров психологических и клинико-психологических показателей, определяющих структуру, глубину и стойкость дезадаптации до начала комплексной коррекции.
• Выявление и анализ основных факторов (медико-биологических и социально-психологических), определяющих формирование нарушений поведения.
• Разработка системы методов воздействия при различных типах нарушения поведения у детей и дифференцированных показаний применения комплекса коррекционно-реабилитационных воздействий.

В результате сложившейся в школе урочной и внеурочной системы воздействия на обучающихся удается прервать отрицательное развитие подростков. Многие утверждаются в своих возможностях, их жизнь наполняется интересным содержанием. У большинства обучающихся отмечаются положительная динамика в отношениях к школе, к окружающим, улучшение отношений в семье. Среди наших выпускников за последние два года есть студенты вузов, многие учатся в средних специальных учебных заведениях, колледжах, ПТУ. Социологические обследования, проведенные в январе 1997 года, показали удовлетворение родителей состоянием и социальной адаптацией своих детей. Так что первые результаты «Восхождения» налицо!

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Валерий Данилович Лобашев, Александр Михайлович Федоров
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 2-5. 
[Статья]
Анна Владимировна Лебедева
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 3. С. 30-32. 
[Статья]
Валерий Данилович Лобашев, Александр Михайлович Воронов, Ольга Евгеньевна Теселкина
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 9. С. 41-46. 
[Статья]
Тимо Ялонен
Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 68-73. 
[Статья]
Ирина Николаевна Костина
Директор школы. 2011.  № 1 (154). С. 76-81. 
[Статья]
Регина Ахнафовна Яфизова
Среднее профессиональное образование. 2011.  № 4. С. 32-33. 
[Статья]
Ирина Иннокентьевна Мокрова
Среднее профессиональное образование. 2011.  № 4. С. 35-36. 
[Статья]