Эксоцман
на главную поиск contacts

Интегративные курсы: классификация, направления, перспективы

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Директор школы. 1998.  № 7. С. 59-64. 
Тематический раздел:
Первоначально идея интегративных курсов рассматривалась весьма однобоко - лишь как альтернатива предметному обучению. И именно за это была подвергнута серьезной критике. Но она все же выстояла, существенно трансформировалась, заставив по-новому взглянуть на извечные проблемы образования. Сегодня мы имеем множество концепций внедрения таких курсов в систему Естественно-научного образования. Статья рассматривает накопленный практический опыт, как удачный, так и неудачный, а иногда весьма неоднозначный и спорный.

Интегративный курс - учебный курс, изучаемый для углубления и расширения межпредметных (интегра-тивных) знаний, формирования межпредметных (интегративных) умений. Он построен на основе различных типов, форм, способов, объектов межнаучной интеграции.

Классификацию интегративных курсов можно произвести по различным основаниям:по целям и задачам: по функциям в системе школьного естественно-научного образования: по интегрируемым отраслям знания: по способам и средствам интегрирования: по месту в учебном плане: по объему времени, затрачиваемому на изучение курса; по уровню сложности для учащихся и т.д. Отметим, что авторы таких курсов, как правило. формулируют несколько целей и ставят перед собой множество задач, так что подавляющее большинство из них являются многоцелевыми и весьма вариативными, выполняющими множество функций.

Рассмотрев большое количество программ и попыток их реализации, мы можем выделить основные направления конструирования таких курсов и дать классификацию на основе содержательного признака. Мы старались построить как можно более полную классификацию, по крайней мере, в нес вписываются все известные нам курсы.

Полипредметные интегративные.

Их еще можно назвать универсальными или обзорными, подразумевающими замену ряда (двух или нескольких) фундаментальных систематических курсов. Например. физики и химии, физики и астрономии. Или объединение трех предметов (физики, химии, биологии) в один - естествознание.

Как правило, авторы подобных курсов собирают материал естественно-научных предметов воедино и пытаются выстроить его в более или менее логичной последовательности, называя свой курс интегрированным или комплексным. Отметим, что все-таки наиболее логичной последовательности изложения материала можно добиться, лишь сохранив предметный подход при конструировании системы естественно-научного образования в среднем и старшем школьном звене. Некоторые весьма авторитетные исследователи полагают, что систематические курсы необходимо вводить даже несколько раньше, чем это делается в традиционной школе, реализуя более логичную последовательность изучения предметов естественного цикла при выполнении ряда педагогических условий. Ряд исследователей даже уверяют, что тенденции перехода на предметное преподавание распространились уже и на начальную школу.

Мы пока не являемся сторонниками предметной структуры преподавания основ естественных наук в начальной школе. Чтобы избежать обвинений в упрощении и фактической ориентации на ликвидацию систематического естественно-научного образования. многие авторы рекомендуют интегративные курсы обзорного характера для учащихся так называемых гуманитарных классов. Сюда же отнесем вводные естественно-научные курсы (например. «Природоведение» в начальной школе), носящие целиком описательный характер, перед которыми ставится задача сформировать интерес у детей к изучению естественных наук и в занимательной форме рассказать о природных явлениях.

Созданные на основе пограничных наук. Процесс широкой интеграции привел к возникновению новых естественных наук и научных дисциплин, связывающих ранее разобщенные науки в их пограничных областях. По терминологии Б. М. Кедрова, так проявился локальный тип интеграции наук. Например, подобным образом благодаря появлению физической химии были связаны физика и химия, а затем при появлении химической физики, эта связь еще более усилилась. В далеко не полный перечень пограничных наук входят молекулярная биология. биофизика, геофизика, биохимия, астрофизика и астрохимия. На основе содержания этих наук и формулируется содержание программ школьных интегративных естественно-научных курсов этого класса.

На основе стержневых наук. Возникают курсы и на основе так называемых стержневых наук, то есть наук. пронизывающих все отрасли современного знания. К их числу относятся науковедение, изучающее закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами человеческой деятельности: кибернетика - наука об управлении. связи и переработке информации: информатика, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности, синергетика, представляющая научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, физико-химических, социальных и др.) благодаря интенсивному обмену веществом, энергией, информацией с окружающей средой. Содержание интегративных курсов данного класса и формулируется на основе содержания этих наук, их логики и структуры.

На основе общенаучных понятий, законов и теории. Идея создания интегративных курсов на такой основе оказалась весьма плодотворной. Наиболее популярными понятиями у авторов курсов оказались понятия наивысшей степени общности: «материя», «движение», «вещество», «поле», «энергия» и др. Среди законов наиболее плодотворными оказались законы сохранения (закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения массы, электрического заряда)и Периодический закон, имеющие весьма важные приложения в различных отраслях естественно-научного знания.

Среди теорий основой для создания интегративных курсов послужили следующие фундаментальные естественно-научные теории: молекулярно-кинетическая теория (объясняющая строение и свойства вещества на основе трех постулатов: все тела состоят из частиц: эти частицы хаотически двигаются: частицы взаимодействуют друг с другом), атомно-модекулярное учение, эволюционная теория.

Отметим, что, хотя попытки реализовать данное направление были весьма многочисленны, они отличались удручающей фрагментарностью и непоследовательностью, размытием дидактических целей и задач.

На основе изучения вопросов эволюции науки, методов научного познания природы, естественно-научной картины мира. Все перечисленные здесь темы имеют интег-ративное содержание и большие возможности для реализации. К сожалению, такие курсы пока еще не получили широкого распространения в практике массовой школы в связи со сложностью используемого материала и методики его преподавания. Тем не менее мы считаем указанный путь весьма интересным и перспективным.

На основе изучения комплексных объектов. Примерами комплексных объектов, послуживших поводом для создания интегративного курса, являются Земля, биосфера, человек и среда его обитания. В одних и тех же темах подобных курсов совмещаются различные дисциплинарные образы одного объекта. Такой тип интеграции был очень характерен для отечественной системы образования в двадцатые годы. В свое время он был категорически отвергнут, но сейчас, можно сказать, возродился. На наш взгляд, в умеренном объеме он может оказать положительное влияние на качество естественно-научного образования.

На основе различных проблем. Нередки попытки сконструировать курсы на основе различного рода проблем как локальных, так и глобальных. При этом осуществляется так называемый проблемный тип интеграции естественнонаучных знаний. Интегративные курсы данного класса (в особенности курсы экологического характера) получили широкое распространение в практике массовой школы. Еще один толчок к созданию проблемных интегративных курсов дает быстро развивающаяся концепция глобального образования. Ее сторонники исходят из неоспоримого утверждения о том,что в современных условиях на формирование системы образования главное воздействие оказывает фактор глобальности, выражающийся в тесной связи и взаимозависимости процессов научного, экономического, политическою, производственного и культурного развития стран и нации в сегодняшнем мире.

На деятельностной основе. При изучении основ естественных наук школьники сталкиваются с различными видами учебно-познавательной деятельности: работа с учебной книгой, проведение наблюдений, экспериментов, систематизация и обобщение знаний. Кажется весьма заманчивым построить целостный и последовательный курс, специально обучающий школьников одному или нескольким из пере численных видов деятельности. Он может оказаться полезным на любом этапе обучения и лаже при небольшом объеме положительно скажется на эффективности занятий по всем предметам естественного цикла, на решении проблемы устранения перегрузки учащихся, развития умений самостоятельно приобретать знания. Создание интегративных курсов этого класса и внедрение их в учебный процесс на сегодняшний день весьма актуально. Согласно исследованиям уровня естественно-научных знаний, проведенным за последнее время по международным программам, российские школьники, превосходя зарубежных сверстников по уровню усвоения фактического материала, уступают им, и порой существенно, в умении применять полученные знания в различных ситуациях. Многие видят причину этого в несформированности основных учебных умений и навыков у учащихся старших классов. В чем же дело? Может быть, в том числе и в многолетнем пренебрежении в массовой школе интегративным компонентом образования?

Мы перечислили основные классы созданных на сегодняшний день интегративных курсов. Несколько замечаний.
Первое. Названные пути конструирования интегративных естественно-научных курсов часто перекрываются и нередко используются в различных сочетаниях друг с другом, давая возможность появлению все новых и новых необычных и оригинальных курсов. Данная нами четкая классификация может послужить основой для упорядочения этого процесса. подведения под него научной основы.
Второе. Интегративные курсы не могут являться альтернативой системе межпредметных связей. В нашем понимании они являются лишь ее компонентом.
Третье. По нашему мнению, оптимально такое построение естественно-научного образования, в котором интегративные курсы принадлежат вариативной части, являясь региональными и школьными компонентами учебного плана.
Четвертое. Отсутствие полного учебно-методического обеспечения часто негативно сказывается на результатах внедрения интегративных курсов в учебный процесс. Их авторы, составив программу и набросав общие методические рекомендации, в большинстве случаев останавливаются на этом.
Пятое. Система планомерной и целенаправленной подготовки преподавателей интегративных курсов находится в зародышевом состоянии. Зачастую такой курс может преподавать лишь сам автор. Это связано, по-видимому, еще и с тем, что в дидактике интегративных курсов на сегодняшний день пока что больше вопросов, чем ответов.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также: