Эксоцман
на главную поиск contacts

Точка зарождения традиции

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Директор школы. 1994.  № 5. С. 73-76. 
Прошло время, когда инновации в школе были сенсацией, сегодня ими охвачена вся сфера образования. Создаются новые типы учебных заведений, такие как гимназии, колледжи, складываются типы образования с новым содержанием, например, экологическим, эстетическим, национальным, появляются новые формы и методы управления, возникают новые виды и направления деятельности. Каждое нововведение, стремясь выразить себя институционально, приобрести статус, обрастает концепциями, программами и планами, уставами и положениями, организационными структурами, стандартизируется, аккредитируется, лицензируется и, наконец, добивается желанного права на существование в законодательном порядке.

Прошло время, когда инновации в школе были сенсацией, сегодня ими охвачена вся сфера образования. Создаются новые типы учебных заведений, такие как гимназии, колледжи, складываются типы образования с новым содержанием, например, экологическим, эстетическим, национальным, появляются новые формы и методы управления, возникают новые виды и направления деятельности.

Каждое нововведение, стремясь выразить себя институционально, приобрести статус, обрастает концепциями, программами и планами, уставами и положениями, организационными структурами, стандартизируется, аккредитируется, лицензируется и, наконец, добивается желанного права на существование в законодательном порядке.

Какие нужны инновации?

Принято считать, что внедрение инноваций ведет к обновлению учебно-воспитательного процесса, школы и, в итоге, образования. Однако желание не отстать от моды подталкивает иных "новаторов" внедрять не то, что они знают и умеют, а, как правило, заимствовать готовые образцы. "Реформаторские" идеи подчас тиражируются без учета потребностей учащихся, возможностей педагогов, социокультурных особенностей регионов, приводя в растерянность родителей, заставляя учителей ощущать комплекс профессиональной неполноценности. Политики и управленцы озадачены стихийностью происходящего, и никто не может сказать, куда ведет очередное, на этот раз более масштабное экспериментирование.

Так какие все-таки нужны инновации? Нужны не только сегодня, чтобы пережить нынешние проблемы, но и завтра, и в более отдаленном будущем? Определить значимость того или иного новшества можно, если рассматривать его не как самостоятельный, существующий по своим собственным законам феномен, а как явление, отражающее развитие культурно-образовательных процессов и структур.

Нетрудно заметить, что там, где возникает инновация, происходит изменение социальных практик, представляющих собой индивидуальные и кооперированные виды деятельности. На первом, начальном этапе институализации они оформляются нормативно и организационно.

Следующий этап - объединение единичных, разрозненных инноваций с целью не только признания, но и приобретения правовой и экономической основы своей деятельности. Как правило, нормативно-организационное оформление инновационного процесса ведет к созданию общественных объединений. Таким примером может являться ассоциация авторских или инновационных школ.

Заключительный этап институализации - утверждение законодательных актов различного уровня, в результате которого происходит закономерная регламентация деятельности той или иной инновации. Сам инновационный процесс при этом угасает, но не исчезает, находя свое отражение в соответствующих документах, внедряясь в культуру деятельности организации, становясь привычным (не нова-ционным). В этот момент заканчивается жизненный цикл инновации, а с ней и инновационного процесса. Это точка зарождения традиции.

Таким образом, процесс становления института включает следующие этапы: появление отдельных инноваций - появление отдельных инноваций - образование инновационного процесса - регламентация нормативно-организационного комплекса института (возникновение традиций).

Итак, инновация, в идеале, ведет к возникновению нового института в сфере образования. Сегодня необходимо выделить институты, возникающие на основе определенных типов образования (обычно их называют образовательными институтами); институты, связанные с механизмами обеспечения и поддержки системы образования; институты, возникающие в процессе формирования образовательной политики.

Традиционное и новое

В настоящее время все перечисленные типы институтов охвачены инновационным процессом. Означает ли это, что на месте традиционных, сложившихся в предшествующий период, непременно появятся новые? Наиболее распространенной является ситуация, когда идет усовершенствование традиции, например, программ и методик обучения, форм и методов преподавания. При этом все изменения происходят в рамках сложившегося нормативно-организационного комплекса, то есть с большей или меньшей интенсивностью идет практически непрерывный процесс естественного обновления традиций.

Однако для сегодняшнего состояния сферы образования характерны другие ситуации. Речь идет о нарастании количества параллельных образовательных институтов, многие из которых стали полноценно действовать наряду с традиционными.

Особенно активно параллельные структуры внедряются в институт общего образования. Вспомним гимназии, лицеи, авторские школы. И вот мы уже имеем дело с несколькими начальными, средними, высшими и другими образованиями различной ориентации: эстетической, экологической, национально-купьтурной, духовной и т.п. Их даже принято называть альтернативными.

Причины такого явления, с одной стороны, в очередном кризисе содержания общего образования, его неспособности удовлетворить запросы общества, с другой - в отсутствии механизмов его обновления. Получается, что ни в одном из типов образовательных учебных заведений невозможно получить полноценное образование, и вместо того, чтобы обновлялась массовая школа, разворачивается веер дублирующих цели общего образования параллельных структур. В результате инновационнный заряд дает холостой выстрел, образовательный механизм пробуксовывает.

Очевидно, что эта ситуация ведет к малоэффективной сфере образования. Введение госстандартов, федеральных и прочих компонентов - ни что иное, как защитная реакция образовательного организма на разрушительное действие стихийного инновационного процесса. Выход из создавшегося положения может оказаться достаточно сложным, особенно при отсутствии адекватных методов анализа происходящего и разработки компетентной политики.

Даже позитивные тенденции в развитии сферы образования нуждаются в поддержке. Имеются в виду инновации, направленные на развитие традиционных образовательных институтов и возникновение новых. В первом случае, как правило, традиция развивается за счет обновления содержания образования, например, при использовании региональных или местных компонентов. Во втором - зарождаются или возрождаются социальные практики, нетрадиционные по целям, содержанию, а иногда и формам организации деятельности. Это институты попечительства, гувернеров, целая гирлянда воскресных, казачьих, частных школ. Их жизненные пути, конечно будут разными. Одни "пошумят" и исчезнут как неудавшиеся авантюры. Другие не перенесут очередной реформаторской волны. Третьим предстоит прорасти в будущее, и только немногим - изменить его облик.

Следовательно, не все претензии на инновации требуют поддержки, особенно на институализацию. Затрачиваемые усилия должны быть обоснованы с точки зрения уже имеющихся работоспособных институтов.

* * *

Известны различные определения инноваций, но в контексте развития образовательных институтов следует, что инновация - это механизм появления, развития, дисфункционального состояния и, порой, исчезновения институтов сферы образования. Она представляет собой изменение традиционной социальной практики, и поэтому очень важно, чтобы эти изменения не привели в тупик образование и культуру, а были направлены на развитие.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
И Калина
Вопросы образования. 2005.  № 3. С. 5-32. 
[Статья]
Л.А. Даринская, О.К. Бузина, М.В. Иванова
Журнал социологии и социальной антропологии. 2008.  Т. 11. № 2. С. 93-109. 
[Статья]
Надежда Александровна Ермакова
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 77-82. 
[Статья]
Игорь Николаевич Глухих
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 68-76. 
[Статья]
Борис Семенович Беренфельд, Каринэ Левоновна Бутягина
Вопросы образования. 2005.  № 3. С. 104-144. 
[Статья]
Эмили-Полин Галье
Бюллетень Инновационные Тренды. 2011.  № 11. С. 24-27. 
[Статья]
С.В. Георге
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 13-16. 
[Статья]