Эксоцман
на главную поиск contacts

«Латать» старое иди «шить» новое?

Опубликовано на портале: 04-09-2004
Директор школы. 1998.  № 5. С. 7-12. 
Статья посвящена проблемам инноваций в современной школе. Несколько легко директору они даются? Как преодолеть консерватизм российской школы?

Не секрет, что в массе своей педагоги склонны действовать на основе сложившихся подходов. Учить по «отработанной» программе, используя известные приемы и методы. проводить мероприятия, получившие признание и давшие положительный результат. И большинство руководителей школ придерживаются своей системы, основанной на привычных принципах и способах взаимодействия с участниками педагогического процесса. Когда все устойчиво и стабильно, то и самочувствие у нас ровное и спокойное. Но вот все «ладно и в пору сшитое» начинал трещать по швам. Как тут быть?

И разрушение, и созидание

Возникает необходимость либо «латать» старое и сохранять прежнюю сущность, либо шить «новое», и тогда непременно менять внутреннее содержание. Глаголы «менять», «перестраивать», «реконструировать» несут в себе смысл и разрушения, и созидания. Оба эти процесса всегда связаны с перестройкой и очень непросты не только технически, но и морально и психологически, ибо связаны со множеством неприятных переживаний.

Вспомните свое состояние во время присутствия на том самом совещании, где в довольно категоричной форме вам предложили преобразовать имеющуюся систему, подходы к управлению, организацию деятельности школы. Вам кажется, что по чьей-то злой воле надо враз разрушить то, что создавалось и выращивалось многие годы. Лишь немногие в этой ситуации чувствуют себя спокойно и решительно, а большинство испытывает неудовольствие, настороженность, беспокойство, тревогу.

Вы начинаете думать, что предлагаемые действия несвоевременны. В обществе, где все и так нестабильно, нет ни материальных, ни технических, ни кадровых условий для осуществления новаций. И в голове рождаются образы разверзшейся пропасти, рушащегося здания, грозового ливня, высокой скалы. (Именно о такой реакции поведали на семинаре по гуманизации и гуманитаризации образования директора школ из различных регионов России). Ну а дальше начинается поиск партнеров с похожим типом реакций и эмоциональным состоянием. Какое-то время мы встречаемся или перезваниваемся с ними, обсуждая сложившуюся ситуацию, и каждый раз находим новые аргументы в защиту своей позиции по отношению к предлагаемым преобразованиям. Но вот спадает эмоциональное напряжение, и в голову приходят более спокойные и трезвые мысли. Каждый, сам или с чьей-нибудь помощью, начинает вполне реально и рационально анализировать все случившееся.

Наиболее важными на этом этапе будут ответы на кардинальные вопросы: хочу ли я новых преобразований? Справлюсь ли с ними? И хватит ли сил, чтобы довести дело до конца?

Когда нужно сделать выбор

Основная проблема заключается в том, что очень часто в поиске ответов мы обращаемся к опыту прошлой деятельности, когда преодоление трудностей сопровождалось неудачами, бессонными ночами, большими перегрузками. А вот когда мы обращаемся к прошлому с целью извлечения из него позитивного опыта, возникает иное восприятие происходящего: вспоминается радость преодоления, чувство удовлетворения в связи с успехом той или иной работы.

Известный ученый Г. Селье, долгие годы изучавший природу стресса, считает, что не имеет значения - приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации1). Нужно осуществить разумный выбор, отмечает он далее, и принять брошенный вызов или уступить и покориться.

Совершение правильного выбора возможно лишь в состоянии равновесия, когда человек не угнетен и не слишком возбужден. В спокойном или нейтральном состоянии можно адекватно оценить ситуацию и собственное отношение к ней. Увы, в реальной жизни не многие понимают это и потому совершают необдуманные поступки. К тому же не каждый владеет средствами достижения эмоционального равновесия. Часто для того, чтобы оттянуть время выбора и не войти в стрессовое состояние, мы защищаемся от необходимости принимать решение, действовать. Предохраняя себя и свою нервную систему от потрясений, мы как бы выстраиваем оборону, прикрываемся неким надежным щитом, сооруженным из разумных на первый взгляд доводов и аргументов. В ситуации, связанной с требованием принятия кардинальных решений, возникновение такой защитной реакции наблюдается в 70 процентах случаев. И это показатель естественного процесса саморегуляции, которая возникает как реакция на нарушение привычного ритма деятельности.

Открыть себя для нового

Но дальше события могут развиваться по двум направлениям. Первое. Мысленно представив себе множество преград, которые предстоит преодолеть, мы понимаем, что не готовы к подобным испытаниям. Защитная позиция остается и даже усиливается. Второе. Мы осознаем, что «не так страшен черт, как его малюют», и начинаем искать конкретные пути для преодоления внутреннего противоречия. Защитные реакции постепенно ослабевают, а затем и вовсе исчезают.

Чем дольше мы пребываем в состоянии защиты, стараясь под любыми предлогами уйти от решения проблемы, тем сложнее нам перестроиться и начать новую жизнь. Мы сознательно окружаем себя множеством «заборов», «каменных стен», которые не позволяют нам увидеть все краски жизни, ее многообразие. Сохранение внутреннего спокойствия и равновесия для нас важнее, чем переживание нового, неизведанного. Что ж, человек вправе действовать таким образом. Например, директор школы, убедившийся в том, что предстоящая деятельность в инновационном режиме ему не по силам. Осознав это, он принимает решение уйти с руководящей должности и остаться, к примеру, преподавателем или перейти на работу в другое место. Но приняв такое решение, он должен внутренне перестроиться, принять себя в новом качестве, изменить прежние стереотипы поведения и деятельности.

А вот осознав свои страхи и опасения по поводу предстоящих изменений, реально увидев все трудности и препятствия и, несмотря на это, решив двигаться вперед, мы отбрасываем защищающий нас щит. Человек, открытый для нового, не замыкается рамками прежних достижений, он постоянно стремится постичь неизведанное, обогатить свои переживания, познать возможности. Вспомним, например, как трудно бывает начать в школе ремонт, и не капитальный, а просто текущий. Еще бы, сколько неудобств, мусора, беспорядка предстоит пережить! Но, решившись и преодолев все трудности, мы испытываем удовлетворение и радость, глядя на сверкающие свежими красками школьные стены. И меркнут все временные невзгоды. Любой выбор требует от человека психологической перестройки, которая, по сути своей, предполагает снятие защит, принятие своей новой роли, образа, состояния. И чем меньше преград создаем мы себе на этом пути, чем быстрее расстанемся с самим собой прежним, тем естественнее и спокойнее происходит включение в новую жизнь.

О том, как этого достичь, пишут многие психологи. Приведем несколько советов, которые дает М. Мольц в книге «Я -это Я, или Как стать счастливым»(2):
«1. Тревожьтесь до того, как сделали ставку, а не когда колесо уже вращается... Беспокойство и тревога во многом связаны с попытками мысленно уклониться, «убежать» от чего-то, что вы уже решили сделать физически... Если уж я решил идти, то следует отбросить и «мысленное сопротивление».
2. ... Не сражайтесь с призраками прошлого. Не тревожьтесь о завтрашнем дне, а концентрируйте свое внимание на настоящем. Когда человек начинает лучше воспринимать то, что происходит вокруг него, и реагировать только на происходящее сейчас, совершается чудо избавления от «нервной лихорадки».
3. Одновременно делайте только одно дело.... Большинство из нас чувствует себя в постоянной «запарке» только потому, что неверно представляет себе свой долг, свои обязанности и ответственность... Сколько бы дел, проблем, вопросов нас ни одолевало, они всегда приходят к нам, выстроившись по одному. Ибо только так и не иначе они могут сменять друг друга.
4. Утро вечера мудренее. Если вам случалось весь день безуспешно биться над какой-нибудь проблемой, попробуйте временно выбросить ее из головы и отложить принятие решения хотя бы до следующего утра.
5. Работая, умейте расслабиться. Практикуйте неоднократно ежедневно воспроизводить в памяти ощущение расслабленности. Вы будете поражены тем, насколько этот прием снимает усталость и насколько возрастет ваша способность справляться с текущими проблемами. Ибо, расслабляясь и успокаиваясь, вы снимаете излишнюю озабоченность, напряженность и тревогу, которые мешают эффективному функционированию вашего Творческого Механизма».

В общем-то, это не новые, наверное, давно известные вам способы. Но, думается, их нелишне повторить. Попробуем сделать некоторые выводы.
• Чтобы жить в современном непредсказуемом мире, важно обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации.
• Попытка «закрыть глаза», уйти от реальности может привести к печальным последствиям: отсутствию адекватных реакций на события, неудовлетворенности своим положением и эмоциональным состоянием.
• Включение защитных реакций останавливает развитие личности, способствует возникновению неуверенности в себе, в своей дальнейшей жизни.
• Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности.
• Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха.

_____________________________________
1) Г. Селье. Когда стресс не приносит горя.: Изд. МИПП «РЭНАР» и ЦК КР. Креста России.- М., 1992.- С. 106.
2) Мольц М. «Я- это Я, или Как стать счастливым».- М.: Прогресс, Издательство Агентства «Яхтсмен», 1994.- С. 85-92.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Karl Mannheim
Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 126-138. 
[Статья]
Сусанна Яковлевна Матвеева
Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 5-18. 
[Статья]
Алексей Васильевич Кива
Общественные науки и современность. 2011.  № 1. С. 42-51. 
[Статья]
Глеб Иванович Мусихин
Общественные науки и современность. 2011.  № 3. С. 119-133. 
[Статья]
Александр Сергеевич Скоробогатов
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 2. С. 96-108. 
[Статья]
Алексей Васильевич Кива
Общественные науки и современность. 2014.  № 6. С. 83-93. 
[Статья]