Эксоцман
на главную поиск contacts

За рамками традиционных программ

Опубликовано на портале: 04-09-2004
Директор школы. 1998.  № 4. С. 67-71. 
Тематический раздел:
Статья посвящена вопросам профилизации школьного образования. Учебные программы гимназий, музеев, спецшкол предусматривают углубленное изучение одних предметов при поверхностном «прохождении» других. Но, как сказал французский педагог-гуманист Селестен Френе, «Для эффективной подготовки к жизни ребенок нуждается в богатой окружающей среде, помогающей ему познавать мир». Вот и возникает проблема: как в условиях узкой специализации создать такую среду?

Три вида обогащения учебных программ

Один из возможных путей решения этой проблемы - обогащение учебной программы, предложенное в модели американского ученого Дж. Рензулли. Суть ее заключается в том, что индивидуализация обучения без изменения его содержания недостаточна для реализации возможностей учащихся. Разработанная Рензулли концептуальная модель, условно названная «Три вида обогащения учебной программы», предназначена главным образом для одаренных детей, но при личностно-ориентированном подходе она применима для обучения любой категории учащихся. Особое внимание уделяется развивающей образовательной среде, в которой созданы условия для раскрытия природных данных всех учащихся, саморазвития их познавательных, эмоциональных, физических и духовных способностей. Образовательная среда в этой модели предполагает свободу и активность всех участников взаимодействия и ориентирована на достижение двух основных целей:
• учебная программа должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся могли заниматься тем видом деятельности, который им более интересен. Причем интенсивность деятельности и ее методы определяются самими учащимися;
• учитель должен помогать каждому ребенку ставить перед собой посильные задачи в соответствии со своими интересами, обучать методам решения задач, а также искать применение результатам деятельности ученика.

Обогащение учебной программы может быть вертикальным и горизонтальным. Первое связано с ускорением обучения (более быстрое продвижение учащихся в выбранной области знаний). Второе - с расширением изучаемой области знаний (дополнительный материал к традиционным курсам). Обогащенная программа должна сочетать общую познавательную деятельность с групповым обучением и индивидуальными исследованиями учащихся, которым уделяется особое внимание, поскольку исследовательский интерес активизирует наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы. Модель Рензулли предполагает три типа обогащения учебной программы. Первый тип связан с выявлением и развитием интересов учащихся, организацией условий для поиска самими детьми новых форм деятельности. Второй - способствует формированию умений и навыков детей для реализации их способностей (тренировка наблюдательности, развитие воображения, фантазии). Цель третьего - активизация исследовательской и художественной деятельности (индивидуально или малыми группами). Таким образом, содержание обогащенной учебной программы должно выходить за рамки традиционной программы и учитывать особенности интересов учащихся. А еще соответствовать индивидуальному стилю усвоения знаний и расширять возможности глубокого осмысления изучаемого вопроса.

На стыке науки и искусства

Обогащенная учебная программа в специализированных учебных заведениях чаще всего применяется для углубленного изучения отдельных предметов, но, на мой взгляд, не менее важно такое обогащение и для изучения предметов, не входящих в число специальных.

Вот только один пример. В гимназии Зеленограда (город-спутник Москвы), специализирующейся в гуманитарном и экономико-гуманитарном направлениях, при обучении физике и астрономии мы пошли по пути обогащения учебной программы через связь науки и искусства (на стыках с живописью, архитектурой, музыкой). Такая взаимосвязь закономерна и естественна, ведь наука и искусство отражают один и тот же реальный мир, но разными средствами: наука - понятиями, теориями, моделями, а искусство - образами, что ближе к чувствам учащихся, у которых образное мышление более развито, нежели абстрактное. Например, изучая оптические явления, мы выясняем, какие световые эффекты используют художники в своем творчестве для усиления эмоционального воздействия на зрителя. При этом учащиеся сами готовят иллюстративный материал: подбирают репродукции картин великих мастеров живописи, рисуют пейзажи в теплых и холодных тонах, сами сочиняют поговорки для запоминания порядка расположения цветов в спектре и т.п. Кроме того, дети знакомятся со специфической отраслью науки - технической эстетикой. Изучая шкалу электромагнитных излучений, они узнают о роли лучей оптического диапазона в реставрационных работах, дискутируют о реставрации - наука это или искусство. На уроках по механике ученики определяют, какие законы физики применяются в строительстве и архитектуре. В частности, детьми были разработаны проекты спасения Пизанской башни с последующей их защитой на уроках.

При изучении звуковых волн особое внимание отводится музыке. Музыкальное образование в нашей гимназии получают практически все, поэтому учащимся несложно подобрать материал о физических свойствах музыкальных инструментов, о различиях с точки зрения физики между тембрами певческих голосов. На уроках физики звучат музыкальные произведения, исполняемые ребятами на различных инструментах, а дети, занимающиеся вокалом, иногда поют. Я помню, как сама постепенно становилась из руководителя урока его участником: как-то само собой получилось, что я села за парту рядом с ребятами, а они разместились так, как хотели (почему-то детям всегда нравится сидеть на партах!). Инициатива переходит к детям, они перестают спрашивать у учителя разрешение на исполнение песни или музыкального произведения, они просто говорят: «Мы хотим спеть» или «Я хочу сыграть». Никогда невозможно предсказать ход урока заранее, и, очевидно, именно поэтому такие уроки всегда проходят в атмосфере творчества, взаимного доверия и свободы каждого. Учащиеся, обладающие литературными способностями и стремящиеся их развивать, пишут сочинения, сказки, рассказы, стихи о физических явлениях, законах, подбирают пословицы и поговорки, содержащие физический смысл, в частности, из словаря В. И. Даля. Такой путь помогает учащимся на основе свободы выбора изучать области знаний, которых нет в традиционной программе. Все это, несомненно, способствует развитию их познавательных и эмоциональных интересов и значительно расширяет возможности образовательной среды.

Философия души человеческой

Другой путь обогащения учебной программы - это самостоятельная исследовательская деятельность, научное творчество учащихся. В модели Рензулли такой способ предназначен для удовлетворения специфических познавательных потребностей учащихся с высоким интеллектуальным уровнем, стремящихся к более глубокому изучению интересующих их вопросов.

Традиционная программа по астрономии, рассчитанная на один час в неделю, на мой взгляд, поверхностна и бедна. Между тем, интерес детей к этой науке очень большой. Поэтому мы предложили старшеклассникам по их желанию подготовить рефераты по любому вопросу астрономии. Кроме того, мы практикуем спаренные уроки в старших классах, что дает возможность изучения курса за одно полугодие. По окончании курса ученики сдают экзамен по выбору в виде защиты рефератов. Тематику этих работ определяют они сами, единственное требование - связь с астрономией.

Многие из этих работ написаны на стыках разных областей знаний. Вот некоторые из выбранных тем:«Влияние солнечной активности на состояние здоровья человека», «Гипотезы о происхождении Вселенной», «Исторический аспект проблемы жизни на Марсе», «Влияние внеземных цивилизаций на развитие разумной жизни на Земле», «Проблемы межзвездной информационной связи». Помимо этого была собрана информация о физических параметрах и химическом составе различных небесных тел, а также затронута проблема создания условий, необходимых для жизни на других планетах. Желающих поработать над рефератами бывает довольно много (в этом году, например, 25 человек из 66 учащихся 11-х классов). Задания такого рода, выводя учащихся за рамки традиционных программ, стимулируют инициативу и активность, развивают поисковую деятельность. Изучая отобранный материал, они систематизируют и анализируют добытую информацию, сопоставляют данные из разных источников, выдвигают собственные гипотезы, предлагают даже новые термины и высказывают свое отношение к интересующей их проблеме. Такой путь дает каждому школьнику возможность реализации своих индивидуальных способностей, саморазвития. Приведу отрывок из доклада Дмитрия М. на защите реферата по теме «От астрономии далеких веков к теории Большого Взрыва»: «...При подготовке моего выступления во мне боролись два настроения. С одной стороны, хотелось подробно осветить использованный в реферате материал, с другой стороны, хотелось обнаружить, признаться в том, что спрятано меж строк. Победило второе. Наверное, еще и потому, что астрономия - это еще и поэзия, философия души человеческой!»

В заключение отметим, что при разработке обогащенных учебных программ должны быть предусмотрены более широкие вопросы и проблемы, свободно выбираемые самими учащимися для углубленного изучения. Особое внимание должно уделяться поощрению за новые идеи, а также разнообразные формы их использования в жизни.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Светлана Васильевна Кудрявцева, Галина Л. Серова, Сергей Васильевич Байменов
Директор школы. 1997.  № 6. С. 20-33. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Robert Pollack
THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994.  № 6. С. 50-76. 
[Статья]
Зинудин Абасович Абасов
Директор школы. 1999.  № 8. С. 61-66. 
[Статья]
Татьяна Ю. Безденежных, Виктор Николаевич Шмелев
Директор школы. 2003.  № 1. С. 7-11. 
[Статья]
Людмила Олеговна Филатова
TERRA ECONOMICUS. 2005.  Т. 3. № 1. С. 144-158. 
[Статья]