Эксоцман
на главную поиск contacts

Тренинг от дурного влияния

Опубликовано на портале: 04-09-2004
Директор школы. 1998.  № 4. С. 72-75. 
Статья посвящена проблеме массового распространения наркотического дурмана среди молодежи. В конце семидесятых годов, когда население США, по признанию экспертов, потребляло около шестидесяти процентов производимых в мире запрещенных средств, и основную часть потребителей этого зелья составляли молодые люди в возрасте до 22 лет. и тогда борьба с наркоманией была объявлена общенациональной задачей. Как решать эту проблему в России?

Если мы не победим наркотики, наркотики победят нас», - эти слова, произнесенные президентом Р Рейганом в 1980 году, во многом определили социальную политику страны. Была разработана специальная государственная программа, и ее приоритетным направлением стала первичная профилактика одурманивания среди несовершеннолетних.

Устойчивость к соблазну

Сегодня в каждом штате действует своя программа предупреждения молодежного наркотизма, учитывающая особенности региона. Всю работу координируют региональные центры Министерства образования, обеспечивающие информационную и техническую поддержку школам. Обучающие профилактические программы базируются на том, что предупреждение одурманивающего поведения должно начинаться задолго до того, как возникнет реальная ситуация, в которой возможно наркогенное заражение ребенка. В ходе такого обучения формируется нетерпимое отношение школьников к самому пороку (наркотикам, наркомании), но не к людям, попавшим в сети дурмана. Устойчивость к наркогенному соблазну воспитывается через формирование ответственности за собственное здоровье, неприятие любых форм саморазрушающего поведения. Наиболее популярная на сегодняшний день профилактическая программа «Ваше здоровье- 2000» состоит из специально разработанных уроков для каждого из 12 классов средней школы. Помимо традиционных форм организации обучения здесь широко используется так называемое «cross-age-teaching» (межвозрастное преподавание), когда в роли преподавателя выступает старшеклассник. Появление незнакомого детям школьника особенно желательно на тех уроках, где они получают навыки устойчивости в трудных ситуациях, когда их чуть ли не силой заставляют попробовать тот или иной наркотик. В начальной школе детей информируют о различных видах одурманивающих веществ как безусловно опасных, причиняющих вред человеку Педагоги «развенчивают» в глазах школьников легальные формы одурманивания, такие, как курение, алкоголь, учат их правильно вести себя, когда предлагают попробовать одурманивающий препарат, а также в случае общения с человеком, находящимся в состоянии наркотического опьянения. Большое внимание уделяется воспитанию готовности сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье. Формы организации здесь являются скорее аффективными, чем традиционно дидактическими. Используются куклы, игры, инсценировки, конкурсы. Все это позволяет освободить антинаркогенное обучение от скучной назидательности, превратить его в интересный и увлекательный, а главное - доступный пониманию детей процесс.

Так, в первом классе уроки «ведет» кукла Лягушка. На уроке «Кажущееся подобие» она рассказывает о необходимости осторожного обращения с неизвестными веществами. Урок «Леший в доме» посвящен обсуждению трудностей семьи, где есть человек, страдающий алкоголизмом. На уроке «Осторожно - опасность» обсуждается вопрос о том, как избежать ситуаций, в которых может быть причинен вред здоровью. Во втором и третьем классах ведущие меняются - ими становятся Попугай и Лиса. Они знакомят школьников со строением и работой человеческого организма, объясняют важность и необходимость заботы о здоровье. А вот Кот Пинт, «живущий в семье алкоголика», помогает сформировать убеждение в том, что близкие человека, страдающего наркогенной зависимостью, хотя и не виноваты в его болезни, но, если они не могут вылечить его, то вправе позаботиться о себе.

Способность оценивать и прогнозировать

В 5-6-х классах задачи антинаркогенного обучения расширяются. Помимо дальнейшего формирования информационного, оценочного, поведенческого компонентов происходит активное усвоение подростками различных вариантов позитивной социальной активности, позволяющей им удовлетворить собственную потребность в получении удовольствия. Большое внимание уделяется развитию способности оценивать, прогнозировать возможные результаты своих действий, предвидеть будущие последствия приобщения к одурманиванию. Так, одна из тем, рассматриваемых в 5-6-х классах, называется «Наркотики и мои планы». Школьники анализируют, как привычка к дурману повлияет на их будущий социальный статус, карьеру, положение в обществе, в семье. На уроке «Пришельцы с планеты, не ведающей дурмана», школьники, исполняющие роль инопланетян, знакомят «землян» с безалкогольными способами развлечения, убеждают их в том, что любое разумное существо способно получить радость и удовольствие, не прибегая к одурманиванию. В 7-9-х классах профилактическая стратегия направлена на формирование положительной Я-концепции, дальнейшего осмысления и личностной оценки различных молодежных проблем, в том числе и одурманивания. Школьники тренируются в приобретении навыков отказа в ситуациях, провоцирующих одурманивание. Значительное место также отводится нетрадиционным формам обучения. Так, семиклассники выполняют самостоятельную работу «Независимые проекты». Форма проекта выбирается по желанию школьника - это может быть рассказ, статья, сообщение, коллаж, плакат, где выражается отношение подростка к употреблению наркотиков и алкоголя.

Групповые обсуждения «Невинные жертвы» и «Подумай о других» посвящены судьбам детей, матери которых использовали одурманивающие вещества до и во время периода беременности, проблемам, которые создают поклонники одурманивания для членов своей семьи и окружающих. Все это помогает подросткам понять, что использование одурманивающих веществ является не только саморазрушением, оно разрушает и калечит судьбы самых близких и дорогих людей.

Важная особенность программы антинаркогенного воспитания в 10-12-х классах - ориентация на тренинг навыков оказания помощи людям. Юноши и девушки учатся различать кризисные и конфликтные ситуации и правильно вести себя с человеком, попавшим в трудное положение. Ряд занятий посвящен дальнейшему информированию подростков о механизме воздействия одурманивания на организм. Школьники и самостоятельно ищут и анализируют антинаркогенные сведения. Эти знания они используют в процессе «Мозговой бомбардировки», направленной на выявление тех видов активности, которые способны вызвать у человека состояния естественного возбуждения, эйфории, не требующие обращения к искусственным стимуляторам.

В дальнейшем учащиеся выступают в роли конструкторов, чья задача - создание «проекта» человеческого организма, который благодаря своим «техническим характеристикам» сможет эффективно противостоять одурманивающим веществам. Создать такой организм в принципе можно - делают вывод юные «конструкторы», - однако при этом человек должен отказаться от многих своих «физиологических преимуществ».

* * *

Многолетняя практика использования программы в школах доказала ее эффективность. Думается, этот опыт может и должен использоваться при разработке стратегии и тактики педагогической профилактики и в России. Однако прямое «перенесение» американской программы на нашу российскую почву вряд ли поможет эффективно решать наши «отечественные» проблемы, связанные с наркотизмом. Необходимо создание собственных обучающих программ, учитывающих наши национальные и социокультурные особенности и свой собственный опыт.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Изабелла Федоровна Дементьева
Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 108-113. 
[Статья]
Светлана Сергеевна Данилова
Социологические исследования. 2009.  № 5. С. 138-141. 
[Статья]
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008.  № 2(86). С. 64-102. 
[Статья]
Сергей Вячеславович Мошкин, Виктор Николаевич Руденко
Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 153-155. 
[Статья]
Алиса Ростиславовна Клоц
Диалог со временем. 2012.  № 38. С. 257-271. 
[Статья]
Александра Михайловна Чканикова, Владимир Владимирович Солодников
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008.  № 1(85). С. 136-148. 
[Статья]