Эксоцман
на главную поиск contacts

В процессе сотворчества и сотрудничества

Опубликовано на портале: 03-09-2004
Директор школы. 1998.  № 2. С. 56-59. 
Тематический раздел:
Статья раскрывает новое понимание воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии школьника и его педагогической поддержке. При таком подходе и образовательный процесс должен строиться как сотворчество и сотрудничество учителя и ученика.

Наши «мини-эксперименты»

Вот уже семь лет я работаю классным воспитателем. Прошла специальное экспериментальное обучение и стажировку в Институте педагогических инноваций. Принципы и методы педагогической поддержки, на которых строится вся моя деятельность, по моему убеждению и опыту, и позволяют воплощать в повседневную школьную жизнь «педагогику свободы». Но прежде чем говорить о свободе ребенка, полезно осмыслить собственную свободу. Я чувствую себя свободным, независимым человеком. Радуюсь тому, что мне доверяют родители. Не «давит» администрация. Понимают и заинтересованно относятся ко всему, что я делаю, коллеги. Я не боюсь ошибиться, поскольку оценивают не личность, а мои поступки и действия. Свободу ребенка я прежде всего связываю с верой в него, пониманием, искренностью. Хочу, чтобы мои воспитанники научились свободно выражать свои мысли, делиться сомнениями и переживаниями, адекватно оценивать свои успехи.

В моем классе нет злости и раздражения. Мы постоянно говорим с ребятами об их личной ответственности за поведение, отношение к учебе. Обращение к родителям по этому поводу бывает крайне редко, хотя я дорожу связью с родителями, но семьи посещаю нечасто, считая, что далеко не каждая семья в настоящее время может с пониманием и терпимостью относиться к проблемам детей. Администрация школы создала мне все условия для индивидуальной доверительной работы. В моем распоряжении - отдельная небольшая комната. Все в этом уютном уголке сделано руками самих детей и их родителей, потому и располагает к откровенности. Дети охотно собираются здесь на творческий досуг (так мы называем еженедельные, что-то вроде классного часа, встречи). Материал к нему ребята готовят сами, но, бывает, обращаются ко мне за помощью.

Очарование творческого досуга, на мой взгляд, заключено в самом моменте возникновения мыслей, в живости реакций, непосредственности реплик, в столкновении соображений и возражений. Приходится только мечтать о подобной живости ребят на уроках. Там детям чего-то не хватает. Чего же именно? Мои наблюдения и разговоры наедине с детьми привели к выводу, что школьники испытывают на уроках внутреннее напряжение, скованность, дискомфорт. Связано же все это главным образом с боязнью неудачного ответа и соответствующей оценки. Можно ли изменить такое положение? Мы провели мини-эксперимент «самоотметка». Начали с урока истории, который я веду. Договорились, что ученик сам оценивает свой ответ, и эту оценку я выставляю в журнал. По необходимости комментируется ответ либо мной, либо самим учеником или кем-то из ребят. И что же? Ребята теперь хотят отвечать. Их речь стала более спокойной, уверенной. Я вижу, что стремление работать дополнительно побуждает школьников не оценка, не наказание, а нечетко сформулированная мысль. Удовлетворение от совместно найденного решения испытываем и я, и дети. Между тем, решая эту проблему, я столкнулась вот с чем: у одной трети детей самооценка сильно занижена, что свидетельствует об их неуверенности в себе. Подтвердили это и результаты психологических тестов. Потребовалась специальная индивидуальная работа с каждым учеником.

Главное слово - «можно»

Образование свободной и самостоятельной личности невозможно без самопознания. Я поставила цель: помочь каждому ребенку познать себя, реализовать свои силы и способности. Ее достижение напрямую зависит от желания самого школьника и возможно только в случае, когда он принимает эту цель как собственную, сам хочет узнать свои сильные и слабые стороны, понять, в чем нужна помощь других люден, а где он может справиться и сам. В нашем уголке есть постоянно обновляемая рубрика «Чтобы познать себя», в ней помещаются рекомендации, информация, забавные тесты. Создан дискуссионный клуб «Познай себя». На его занятия собираемся два раза в месяц. Проходят они по заранее составленной программе, исходя из возникающих проблем. А еще все вместе создаем правила нашего сообщества. Их, как я заметила, дети уважают больше всего. Наверное, потому, что рождены они непосредственно из окружающей жизни. Вот некоторые из них: «Относись к другим так же, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе», «Свободно и смело высказывай свои мысли, свое мнение»,«Работай над своей ошибкой. Ошибиться может любой человек.

Не смейся над ошибкой других». Есть у меня и педагогическая заповедь: «Запретить легче, чем разрешить». И поэтому главным словом на уроках и во внеурочной работе я выбрала слово «можно». Можно обращаться ко мне по любому вопросу. Можно выбрать другую тему, придумать другое заглавие. Отказаться от порученного дела, когда не видишь смысла в его выполнении. Выбрать форму ответа: письменно, устно, с места, у доски. Придумать свое дело. Сказать учителю, когда он несправедлив. Все можно! Доверяя друг другу, мы и учимся отвечать за свои поступки и свои выбор.

Собственный опыт преодоления трудностей

У каждого моего воспитанника есть главное, сугубо индивидуальное, им самим выбранное дело. Вот только один пример. Максим изъявил желание помочь самому слабому в учебе мальчику Роме. Подобное, конечно, бывало и раньше: к слабому, даже не спрашивая его желания, прикрепляли успевающего ученика, и тот становился своего рода надзирателем. У нас же, во-первых, все было сделано с согласия самого Ромы, а во-вторых, ребята подружились и стали самостоятельно разрешать возникшие трудности. Таким образом, между педагогом и нуждающимся в заботе и поддержке школьником появился посредник. Подобное посредничество возможно тогда, когда не всякий взрослый может справиться. Или можно обойтись без его непосредственного участия (как в данном случае).

Посредничество стало возможным благодаря длительной работе по педагогической поддержке. У детей накапливается соответственный опыт работы с трудностями, они учатся осмыслять и рефлексировать свои действия, осознанно ставить перед собой цели и намечать пути их достижения. Другой пример. Наташа поступила к нам из другой школы. Она оказалась единственной, кто упорно не желал отвечать на уроках. Беседуя с ней, я, как и предполагала, выяснила, что причина «молчания» кроется в прежнем опыте неудачных устных ответов. Раньше ей всегда ставили оценки не выше «тройки», и учительница начальных классов всегда подчеркивала, что она не умеет выразить свои мысли словами, говорит сбивчиво, часто неверно. Девочка переживала свое состояние, так что надо было действовать. Прежде всего мы договорились с Наташей: она станет говорить, рассуждать, не опасаясь за то, что все сказанное будет поправляться ребятами. Я же как учитель, со своей стороны, разрешаю ей отвечать с места, при ответе пользоваться записями в тетради, и учитываю только правильные ответы. Не скрою, мне пришлось корректировать план работы. Специально готовить задания, требующие минимальных усилий, так, чтобы она смогла их выполнить. Никогда не заостряла внимания на неудачах, а старалась заметить малейший успех, каждый раз выражала надежду надальней-шую, эффективную работу школьницы и на других уроках. Затем я усложняла задания, помогала Наташе учиться выделять главные мысли, обобщать сказанное. Вскоре и другие учителя заметили изменения в девочке, отмечали, что она отвечает все более уверенно, умеет сосредоточиться на главном.

Все, о чем я говорила, - только частичка моей повседневной педагогической работы с детьми. Быть профессионалом для меня означает хорошо знать и любить свое дело, выполнять его легко, изящно, свободно.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Лидия Александровна Окольская, Вера Михайловна Пешкова
Общественные науки и современность. 2012.  № 3. С. 156-167. 
[Статья]
Лидия Александровна Окольская, Вера Михайловна Пешкова
Общественные науки и современность. 2012.  № 4. С. 162-172. 
[Статья]
Сергей Данилович Поляков
Директор школы. 1997.  № 2. С. 18-25. 
[Статья]
Снежана Владимировна Скутнева
Социологические исследования. 2009.  № 7. С. 114-118. 
[Статья]
Акоп Погосович Назаретян
Общественные науки и современность. 2011.  № 4. С. 141-144. 
[Статья]
Татьяна Захаровна Козлова
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 6(94). С. 204-215. 
[Статья]