Эксоцман
на главную поиск contacts

Родительские собрания: если они нужны, то для чего?

Опубликовано на портале: 02-09-2004
Директор школы. 1997.  № 5. С. 29-36. 
Тематический раздел:
Есть такой старый школьный афоризм: «в работе с детьми самое трудное - работа со взрослыми». В статье рассматриваются проблемы, возникающие при общении классного руководителя (воспитателя) с большой группой пап и мам на традиционных родительских собраниях. И невольно возникает вопрос: а нужны ли вообще такие собрания, или это отживающая традиция?

В том репрессивном виде, что они существуют много лет, родительские собрания не нужны. Не секрет, что какая-то часть классных руководителей даже особенно и не готовится к ним. Просто педагог берет классный журнал и по списку докладывает («доносит») родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях. Все идет на самом примитивном уровне.
- Как у моего с физикой? - спрашивает мама.
- С физикой? - переспрашивает воспитатель, - да вот, плохо, две двойки и одна тройка... А ведь учителя прежде всего ценят не просто как информатора (так и хочется съязвить - «доносчика»), а доброжелательного советчика, человека, сведущего в вопросах обучения, даже, если хотите, духовника и исповедника детей. Так что собрания «по классному журналу» - абсурд, анахронизм, педагогический примитив, они только дискредитируют школу.

Информация из «первых рук»

Давайте уточним, для чего же все-таки существует необходимость собирать родителей вместе или какую-то часть родительского коллектива?

Во-первых, для быстрого получения той или иной информации, необходимой для работы с детьми, так сказать, информации «из первых рук». Кто владеет информацией о детях, тот владеет воспитательной ситуацией. Для классного руководителя такая информация - его профессиональный капитал, основа принятия любого решения. К любому собранию следует подготовить вопросы, которые необходимо задать родителям.

Уже в начале учебного года можно предложить родителям примерно такую анкету:
- Охотно ли ваш ребенок ходит в школу?
- Основные человеческие достоинства вашего ребенка, лучшие его черты и качества.
- Недостатки, слабости вашего ребенка.
- Какие учебные предметы изучает с интересом?
- Какие предметы не любит, игнорирует?
- Есть ли у вашего ребенка постоянные домашние обязанности? Какие?
- По какому режиму живет ваш ребенок дома?
- Есть ли у вашего сына (дочери) отклонения в здоровье? Что ему (ей) противопоказано?
- Есть ли у вас какие-то просьбы, пожелания, связанные со здоровьем ребенка? Или иные просьбы?
- Чем ваш ребенок любит заниматься дома в свободное время? Чем не любит?

Вопросы эти условны, каждого классного руководителя интересует свой круг. Разумеется, нельзя ждать в ответах родителей абсолютной объективности, но они в любом случае - важная информация к размышлению. Иногда родительские собрания необходимы как установочные или инструктивные встречи. Школа - живой организм, и в ее деятельности естественны изменения позиций, требований к детям, режима работы, учебных нормативов. Скажем, меняются цены школьных завтраков, пришли новые документы о выпускных экзаменах, педсовет принял решение о спортивной форме или сменной обуви, изменены условия пребывания детей в группах продленного дня. Все это, особенно в наше изменчивое, нестабильное время, должно быть доведено до сведения родителей. Какие-то вопросы необходимо поставить директивно, по другим - получить согласие или выяснить мнение родителей. Очень полезны собрания, на которых классный руководитель знакомит родителей с аналитическим материалом: итоги успеваемости за четверть; причины пропусков занятий; уровень читательских интересов и их динамика; итоги медицинского обследования детей; рост правонарушений в районе, селе и т.д. и т.п. Но пусть это будет именно аналитический материал, без «жареных» фактов, фамилий родителей или детей. Такое собрание, будучи коллективным советом единомышленников, договаривающихся о приемлемых требованиях, режиме жизни, конструктивных делах на пользу детям, сможет выработать какие-то общие для всех рекомендации и правила.

Бывают нужны и консультативные собрания по трудоустройству детей на работу в летнее время, по программе школьных каникул, по занятости учащихся в свободное время. К примеру, классный руководитель задумал длительный туристический поход или экскурсионную поездку куда-либо, или выпускной бал, или коллективный день рождения, или трудовое дело с целью заработать деньги, или проведение ремонта классной комнаты. Ему нужны совет, одобрение, поддержка всех родителей. К такому собранию можно и нужно подготовить общие и индивидуальные консультации учителей-предметников, руководителей творческих объединений, кружков и клубов, школьного врача, логопеда, инспектора детской комнаты, юриста и др. Но опять-таки это должны быть именно консультации, обогащающие педагогический опыт родителей, а не претензии.

Случается острая необходимость собрать всех родителей или какую-то часть для обсуждения чрезвычайного случая, трудной или конфликтной ситуации. Это коллективный совет взрослых людей, как помочь детям или одному ребенку, попавшему в беду. Здесь необходимы особая осторожность и деликатность. Такое собрание возможно лишь тогда, когда сложился коллектив родителей-единомышленников. Бывает необходимость собрать родителей вместе с учениками, особенно с подростками и старшеклассниками, по какому-то принципиальному вопросу, например, посоветоваться о выборе предпочтительных учебных предметов, иностранного языка, факультативов, об изменении режима школьной жизни, переходе во вторую смену, выполнении ученическим коллективом ответственного задания школы, открытии в школе нестандартных центров самообразования (изучение второго иностранного языка, вычислительной техники, курсы бальных танцев, особый вид практики, некоторые формы платного обучения). Очень полезны и собрания, на которых дети показывают своим мамам, папам, родственникам «товар лицом». Это может быть рассказ-отчет о длительном походе, об итогах каникулярной выездной «республики», показ театральных, художнических, технических, спортивных, прикладных умений и достижений. Родители - самые благодарные зрители и слушатели, а детям требуется признание их успехов. К тому же творческая внеучебная сторона жизни детей - особый богатый пласт их жизни. И, наконец, необходимы собрания, связанные с помощью отдельным детям и семьям, поддержкой многодетных семей, матерей-одиночек, больных детей. Такие собрания требуют предельного такта и осторожности, должны быть очень деликатными по стилю.

Не монолог, а диалог

Каждое собрание требует своего «сценария», своей программы и предельно приближенных к детям установок, рекомендаций и советов. Есть необходимость уточнить ряд общих положений. Назовем, не претендуя на безусловность, главные из них.

Если мы собираемся иногда вместе на общее собрание, которое логичнее называть встречей друзей, партнеров, единомышленников, то ведущим методом проведения должен стать диалог. Время безликого, дежурного монолога, назидания проходит, а воспитание детей - всегда диалог, то есть способность слушать и слышать друг друга, уважать разные мнения, разный опыт.

Любое родительское собрание требует предварительной подготовки. Для классного руководителя - это серьезное событие, если хотите, публичный экзамен, от «сдачи» которого зависит успех дальнейшей работы с родителями. Готовясь к собранию, он скрупулезно собирает необходимые для диалога сведения. Может заранее передать родителям специальные анкеты, послав их почтой или передав с доверенными учениками. По ответам, по скупым строчкам информации можно прояснить для себя какие-то неожиданные детали поведения ребенка, определить психологические коллизии семьи. Родители, с которыми у педагога налажены доверительные отношения, не побоятся сказать об ошибках учителей и собственных просчетах, могут подсказать важные вопросы стратегии и тактики работы с учащимися, «дать» неожиданную идею. Можно прибегнуть и к домашнему сочинению детей. Допустим, предложить им написать на банальную тему «Мои родители» или небанальную - «Вправе ли школьники судить своих родителей?». Но такие сочинения требуют обостренного этического подхода, доверия и уважения к «тайнам» школьников. Дети - народ достаточно открытый, они могут рассказать о сокровенном в жизни своей семьи, выразить свои обиды на родителей, и им обязательно следует деликатно подсказать, что мать и отец - мера всех ценностей, что, критикуя родителей, надо искать в себе самом причины непонимания или конфликтов.

В подготовку собрания входят многие «мелочи». Надо уточнить регламент. Разослать родителям уважительное приглашение с указанием вопросов, которые будут рассматриваться на собрании. Надо решить и такие частные вопросы: где будут раздеваться родители и кто им в этом поможет (почему-то до сих пор принято сидеть в пальто, мучиться и потеть); кто и как встретит родителей в школе. Еще подумать о том, какой выставочный или просто информационный материал следует подготовить, кого и с какой целью пригласить из предметников, какие могут потребоваться эксперты. И, наконец, такая немаловажная деталь: как будет одет классный руководитель, ведь родительское собрание - особое событие, немножечко праздник. Хотим еще раз подчеркнуть важность уважения каждой семьи, ее самобытности, бережного отношения к самочувствию родителей. Все родители испытывают робость перед школой, многие из них неудовлетворены своими отношениями с детьми. Некоторые приходят в школу настороженными, расстроенными результатами учения и поведения своих детей, понимая, что могут услышать (причем публично) неприятные сообщения и претензии учителей. Такое состояние необходимо снять. Родители с первых минут должны почувствовать уважение к себе, уверовать в то, что бестактных разговоров не будет, что они всегда верные союзники и партнеры учителей. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми. Жизнь любого классного руководителя всегда объективно очень напряженная. У этого напряжения два полюса. Один - творческое, созидательное напряжение, приносящее радость и удовлетворение от совместных удачных деяний с детьми, от теплоты их человеческого уважения. Но есть и другой полюс - напряжение бессилия перед непредсказуемостью поведения современных детей. У семьи и у школы одни беды, одни проблемы. И задача встреч родителей и учителей искать совместные пути их решения.

Никому не помогут взаимные упреки и оскорбления. Ничего, кроме досады и стыда, не унесут родители с собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети, но ни слова не говорят о том, как же сделать их хорошими, как помочь ребенку. Такие вечно ругаемые родители (которые, естественно, несут ответственность за издержки воспитания своих ребят) начинают думать, что сами во всем виноваты, что ничего уже не смогут сделать; и у них опускаются руки. А ведь нам нужно другое: одобрить, поддержать, подсказать пути выхода, а такое возможно лишь в обстановке демократического общения. Потому и важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих уходили с собрания с верой в своего ребенка. Не будем забывать, что родители - это соседи, труженики, работающие на одном предприятии, земляки. Неподготовленный классный воспитатель (или безответственный педагог) может нечаянно (а то и «чаянно») неосторожной репликой задеть чьи-то соседские или служебные симпатии и антипатии, вызвать зависть, раздражение посягательством на частную жизнь людей, обиду или гнев, разбередить родительские раны. Никто не застрахован от взаимных незаслуженных обид. Бывает, что «пострадавшим» становится сам классный воспитатель, бывает, что он сам виноват, причем непреднамеренно, в неосторожном слове, неосведомленности о каком-то случае, просто в бестактности.

Когда есть понимание сторон

Нам всем необходимо учиться умению разговаривать с родителями, вести с ними дела. Особенно деликатность нужна в разговоре о детях, имеющих какие-то аномалии, дефекты здоровья: увечья, заикание, дефекты речи и т.п. Предельной осторожности требуют разговоры о детях-сиротах и полусиротах. Заслуживает уважения классный руководитель, способный признаться родителям в совершенных ошибках по отношению к их детям, принести родителям извинения, если был не прав. Школьная жизнь убеждает нас в том, что собрания родителей только тогда достигают цели, когда есть понимание сторон, когда они проходят взволнованно, вызывают вопросы, добрую дискуссию, столкновение мнений и опыта, а родители, покидая собрание, продолжают его в коридоре, на улице и у себя дома. Конечно, многое по силам и самому классному руководителю, но лучше, если к нему на помощь придут директор школы, завуч, организатор внеклассной работы, библиотекарь, учителя-предметники. Родительское собрание - общее дело всех работников школы. Они могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендацию, поставить новую проблему, важную для всех, выступить с сообщениями по актуальным вопросам, таким, например, «Как лучше контролировать успеваемость ребенка», «Карманные деньги ваших детей», «Совместный досуг детей и родителей», «День рождения вашего ребенка», «Странности поведения подростков». Директору школы полезно ознакомить родителей со всеми новыми документами, республиканскими и местными, в области народного образования. Завуч может дать сравнительный материал из опыта других классов. Библиотекарь - рассказать о читательских интересах школьников, познакомить с новинками педагогической и детской литературы, сделать обзор газет и журналов. Не стоит игнорировать местное педагогическое общество и общество «Знание», в активе которых могут действовать опытные, интересные лекторы.

Помощь в подготовке и проведении собрания классным руководителям могут оказать родительский комитет, авторитетные родители, которые способны подготовить какие-то локальные вопросы. Необходимо создавать из всех родителей и учителей, работающих в классе, единый и целеустремленный, дружный и контактный коллектив взрослых. Тогда их можно привлечь к учебному и внеучебному труду детей в качестве участников и помощников, членов жюри, руководителей кружков и объединений, экскурсоводов на своих предприятиях и в хозяйствах, соучастников походов, поездок, конкурсов, трудовых дел и милосердных «акций». Приобретаемый учителями, родителями и учениками опыт совместных дел и совместных переживаний - это огромное личное богатство всех. Такой опыт неповторим, и его необходимо копить ежедневно. Разнообразная деятельность и разностороннее общение детей друг с другом, с родителями и, естественно, с учителями - вот что делает ребенка личностью. Классный воспитатель вправе ставить перед собою вопрос: что я делаю автономно как руководитель детского коллектива, а что отдаю «на откуп» родителям? Сколько, к примеру, школьников ходят и «пинают» воздух в летние каникулы? Трудоустроить ребят, помочь в организации простых и реальных дел способны прежде всего родители, они же станут и контролерами их деятельности. Ранее о нашей школе всегда говорили и писали, как о явлении завершенном, победном. Наверное, поэтому, несмотря на бедное финансовое положение и в целом бесправность в решении учебных и воспитательных вопросов, учительство было как бы кастой неприкасаемых.

Современная школа не должна бояться никакой критики. Умная школа способна ответить на критику не «глухой обороной», а конкретными делами. А наиболее важная критическая обратная связь - это родители, суть только в том, как они используют критику и как ее примет школа. Городская и особенно сельская школа обязаны вызвать «огонь на себя», побуждать родителей к объективной и рациональной критике. Ведь они всегда владеют довольно точной информацией о школе, дети дома рассказывают все, не тая ее секретов. И о привилегиях отдельных дочек и сыновей в школе (они, увы, еще сохраняются), об ошибках, а порою и о серьезных проступках учителей, обо всем несправедливом и недобром. Дети знают о школе все, в том числе о скрытых явлениях унижения младших, школьном «рэкете», поборах. Не стоит хранить этот «сор» в домашних углах. Такую информацию следует принять и тщательно проверить. Реформа школы - это прежде всего отказ от всего отжившего и вредного. К примеру, от «феномена» очереди, прочно вошедшего в школьный быт. Дети стоят утром и перед второй сменой у школы в очереди, чтобы войти в нее. Затем стоят в гардеробе. На перемене - очереди в буфет, туалет, у фонтанчиков. Даже на устный ответ надо стоять в очереди пофамильного обозначения - когда-то ребенка спросят? Способна школа решить эту проблему? Способна! Но чтобы выявить негативное, следует быть уважительным и терпимым к критике. Какие еще виды родительских собраний может практиковать школа? Во многих школах проводятся общее и малое собрания (специально приглашенные родители). Общие проводятся обычно пять раз в год - в августе - сентябре «стартовое» и в конце каждой четверти. Малые созываются тогда, когда либо возникают какие-то затруднения в текущей работе, либо необходима конструктивная помощь классу в тех или иных деталях. Существует опыт проведения дискуссионных собраний -обсуждение спорных новых вопросов и проблем воспитания детей; собраний-семинаров, на которых идет родительский «ликбез»; собраний-конференций, на которых обсуждаются тематические фильмы, проблемные статьи в газетах и журналах или родители знакомят всех со своим личным опытом взаимодействия с детьми, особенно с решением сложных вопросов общения. Но обо всем этом поговорим в следующем номере.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
Игорь Давидович Гуревич
Директор школы. 1993.  № 4. С. 1-11. 
[Статья]
Елена Эмильевна Смирнова, Татьяна Андреевна Смотрина
Социологические исследования. 2001.  № 4. С. 94-99. 
[Статья]