Эксоцман
на главную поиск contacts

Погружение в мир красоты и гармонии

Опубликовано на портале: 02-09-2004
Директор школы. 1996.  № 2. С. 56-62. 
Тематический раздел:
Статья посвящена опыту становления конкретного лицея, формированию образовательной культуры, позволяющей успешно решать задачу воспитания целостной творческой личности на основе развития интеллекта, эстетического чувства, высокой нравственности.

При слове «лицей» невольно вспоминается легендарное учебное заведение, взрастившее великого поэта. Конечно, такого лицея сегодня нет, но лучшие из них строят свою работу на гуманистической основе, стремясь к воспитанию творческой личности.

Пять лет назад на базе школы № 6 г. Обнинска был основан гуманитарный лицей. Сегодня здесь обучаются около девятисот учащихся и работают свыше шестидесяти преподавателей. Главная цель лицея - формирование творческой личности на основе развития интеллекта, эстетического чувства, высокой нравственности.

Несколько слов об особенностях социальной среды города и микрорайона. Обнинск - известный в стране научный центр. Большая часть населения - приезжие специалисты. Высокий интеллектуальный потенциал жителей предъявляет особые требования к качеству образования. В то же время микрорайон школы населен преимущественно выходцами из окружающих деревень, так и не сумевших полностью самореализоваться в условиях города науки. Самая острая проблема - недостаток внимания родителей к развитию ребенка, так что поневоле эту семейную функцию должна была взять на себя школа.

В течение 15 лет, с начала 80-х годов и до настоящего времени, проходило становление учебного заведения нового типа, шли поиски содержания образования, педагогических технологий, структурной организации и системы управления. Пройдено несколько этапов развития.

Обязательный предмет - искусство

Изменения начались с введения предметов эстетического цикла. Был заключен договор с одной из музыкальных школ города. В расписании наряду с традиционными уроками появились занятия музыкой, балетом, ритмикой, сольфеджио, сценическим и изобразительным искусством. Было введено обучение игре на музыкальных инструментах по выбору учащихся.

Дабы избежать перегрузки детей, перешли на новый режим работы и стали школой полного дня, ввели часы прогулок, дополнительные занятия физической культурой.

Произошли перемены и в подходе к преподаванию. Педагоги начали использовать при обучении различные виды искусства. На уроках математики, языка, естественных наук зазвучали музыка и отрывки из произведений художественной литературы, появились репродукции картин великих мастеров. Все это помогало создавать творческую атмосферу как на уроках, так и во всей школьной жизни. Школьники объединялись в творческие коллективы. Появились драматический и музыкальный театры, своя оперная студия.

Уже через 4-5 лет начали проявляться результаты, подтвердившие правильность выбранного пути. Улучшились поведение и успеваемость, повысилась мотивация к обучению. Изменился микроклимат в учительском коллективе. На основе освоения новых педагогических технологий возникло сотрудничество. И самое отрадное - наконец-то, и у родителей пробудился интерес к школе. Заметно вырос ее рейтинг, сюда начали приводить детей из других микрорайонов.

Все это привело коллектив к необходимости освоения новых педагогических технологий, основанных на глубоком знании особенностей детской психологии. Формируются творческие группы учителей, объединенных идеей гармонизации содержания и методов обучения. В средних и старших классах появились новые предметы: «Человековедение», «Эмоциональный мир и интеллектуальное развитие», «Мировая художественная культура». Занятия по ним, построенные главным образом как тренинги, диалоги, беседы, где дети и учителя выступают равноправными участниками процесса познания, стали хорошим средством развития навыков общения, самоанализа, ассоциативного и образного мышления. Основы психологии общения, новые технологии с использованием элементов психотренинга начали активно использоваться учителями на всех уроках. Существенно изменился и подход к уроку. Основными требованиями к его композиции стали целостность, основанная на определенной идее, вовлечение каждого ученика в творческую познавательную деятельность, дающую импульс для дальнейшего развития.

Столь высокие требования поставили задачу повышения профессионального мастерства учителей. Поэтому каждый педагог начал посещать курсы повышения квалификации не только по своему предмету, но и по психологии, по проблемам новых развивающих технологий. В школе начал действовать еженедельный семинар по возрастной психологии. Учителя объединялись в команды уже не только по проблемам содержания и организации урока, но и для обсуждения и решения социальных проблем детских групп.

Что нового внес в жизнь школы этот этап? Безусловно, удалось повысить мотивацию к обучению практически у всех учащихся. И это прежде всего благодаря глубокому эстетическому развитию и использованию индивидуального подхода.

В то время, если помните, набирала силу тенденция разделения учеников по способностям. Началось даже формирование специальных классов для детей с «замедленным психическим развитием». Такой путь мы отвергли. С помощью искусства и индивидуального подхода к обучению каждый школьник получил возможность усваивать достаточно большой объем знаний, умений и навыков.

Существенно изменился психологический климат в коллективе. Ученик из объекта превратился в субъект образовательно-воспитательного процесса. В школе сформировалась атмосфера творчества и взаимопонимания. Вырос уровень профессионального мастерства педагогов.

Поле для развития личности

Многолетняя целенаправленная работа позволила приступить к реальному выполнению главной задачи - воспитанию целостной духовно развитой личности, осознающей себя в контексте мировой цивилизации. Была переосмыслена концепция формирования учебного плана, который сейчас рассматривается нами как духовно-интеллектуальное поле для развития личности ребенка, его творчества, интеллекта, формирования богатого духовного мира, основанного на нравственных позициях, выработанных тысячелетней русской историей. Эти проблемы ставятся и по мере сил решаются на всех этапах обучения, но наибольшего эффекта удается достичь при условии выстраивания системы учебных планов в строгом соответствии с уровнем психофизиологического развития и интеграции процессов обучения и воспитания по вертикали и по горизонтали.

Начальная школа - это этап активного познания мира. Нам представляется важным в этот период сформировать у ребенка целостность восприятия мира, показать ему многообразие подходов к описанию предметов и явлений природы и общественной жизни, научить его находить общие признаки в различных объектах. Эти задачи решаются с помощью применения технологий развивающего обучения Эльконина, Давыдова, Занкова. Наш опыт подтверждает, что происходит мощное движение вперед, уже через два месяца после начала обучения практически все первоклассники умеют находить закономерности, сравнивать различные объекты, разделять целое и части, его составляющие. Уже в начальной школе целесообразно вводить изучение иностранных языков не столько для увеличения объема информации, сколько для развития интеллекта ребенка. В перспективе мы видим изучение языков взаимосвязанным и подчиненным общей логике познания. На начальном этапе лингвистического и литературного образования необходимо обучать детей культуре речи, показывать им красоту и богатство родного языка, учить использовать его как богатейшую палитру для выражения всей гаммы чувств и мыслей. Очень важно показать взаимосвязь и взаимопроникновение языка, материальной культуры, истории народа и особенностей природы родного края. Огромная роль отводится эстетическому воспитанию, погружению ребенка в мир красоты и гармонии, в мир искусства. В учебный план, как мы уже говорили, в качестве обязательных включены такие предметы, как балет, изобразительное творчество, хор, сольфеджио, основы сценического и изобразительного искусства. Акцент на эстетическое развитие делается и во время обычных уроков, где в качестве примеров выступают прекрасные отрывки из художественной литературы, произведения музыкальной классики, лучшие живописные полотна.

Средняя школа - период проникновения в различные области человеческого познания, когда подросток постигает основы наук. И здесь мы сталкиваемся с серьезнейшей проблемой. Соблазн познакомить подрастающее поколение с достижениями современной науки приводит к непомерному увеличению информации, и даже если мы имеем дело только с исключительно талантливыми детьми, нет гарантии того, что учитель отберет из всего потока действительно ценную. Подготовкой новой научной информации, необходимой для изучения в школе, могут заниматься лишь серьезные научные и педагогические институты, но в этом случае надо признать, что, пока новое знание дойдет до школьника, оно безнадежно устаревает. Предложенная А. Ф. Малышевским идея преподавания не наук, а предметных областей снимает это противоречие, но требует коренной ломки существующей образовательной практики. В настоящее время не каждая школа решится на подобный эксперимент, для которого требуются совершенно по-другому подготовленные кадры, новые учебные пособия, новая организация образовательного процесса.

Понимая сложность проблемы, мы пытаемся решить ее на основе интеграции и обучения способам извлечения и обработки информации. Причем интеграция понимается нами прежде всего как комплексное обучение. Мы выделяем три ее уровня.

Первый - наиболее простой и чаще всего встречающийся - межпредметные связи, когда на уроке учитель использует примеры из смежных дисциплин или пользуется инструментами другой науки (математика, например, на уроках физики и географии).

Второй - синтетический, - когда взаимодействие наук столь необходимо при рассмотрении какой-либо проблемы или явления, что невозможно и бессмысленно разделять их. Яркие примеры - тема «Мифы Древней Греции» в цикле гуманитарных дисциплин, проблемы, связанные с этнографией любого народа, с экологией и т.д. Проблемное обучение привлекает также целостностью, комплексностью, необходимостью развития системного мышления, что соответствует велению времени и отражает ситуацию в современной науке.

И, наконец, третий уровень - уровень философского обобщения - наиболее сложный, когда рассматривается комплекс проблем, проявляющихся на определенной территории. Он характерен для современной экологии, географии и других наук, предметом которых в большой степени являются пространство и процессы, в нем происходящие, а также их динамика. Возможен и другой, хронологический, подход, когда за постоянную величину берется не пространство, а время, и все явления и проблемы эпохи рассматриваются в их взаимосвязи, характерной именно для данного временного промежутка. Этот уровень, по существу «высший пилотаж», требующий от учителя и ученика философской подготовки, настоящей культуры мышления, глубоких знаний в разных областях науки и умения их синтезировать, создавая пространственный или временной образ, организуя диалог культур.

Реализация идеи интеграции позволяет формировать целостное мировоззрение, создавать команды учителей на основе интегрированных уроков или отдельных разделов учебных дисциплин, что, непременно, повышает их профессиональную квалификацию. И еще одно достоинство - экономия учебного времени. Старшая школа. В этом возрасте формируется отношение к миру, выявляется собственная позиция. Поэтому так важно обеспечить молодым людям возможность для самовыражения, для самореализации творческих и интеллектуальных способностей. Есть и чисто прагматическая задача - подготовить выпускников к самостоятельной жизни. На этом этапе важно как углубление содержания по всем предметам базисного учебного плана, так и введение специальных обобщающих дисциплин, систематизирующих знания во всех областях. К таким предметам мы относим следующие:
- общекультурная гуманитарная подготовка, соединяющая в единое целое все гуманитарные науки, формирующая мировоззренческую основу для дальнейшего интеллектуального творчества;
- экология, систематизирующая и обобщающая знания о природных системах, открывающая гармонию сложного взаимодействия природных компонентов, принципы взаимоотношений человека и природы;
- психология, открывающая внутренний мир человека и основные принципы человеческого общения.
Эти дисциплины, как, впрочем, и предметы базисного плана, являются обязательными, но каждому из них отводится разное количество часов, исходя из интересов старшеклассников, а также предлагаются различные факультативы.

Таким образом, к настоящему времени в лицее сформировалась образовательная культура, позволяющая успешно решать задачу воспитания целостной творческой личности. Свидетельство - результаты работы за последние годы, когда практически все выпускники сумели самореализоватъся даже в нынешнее нестабильное время. Многие из них, показав стабильно высокие результаты при поступлении, закончили высшие учебные заведения, трудятся в сфере науки и образования. Все ученики вовлечены в образовательный процесс, число второгодников минимально.

Изменилась и социальная среда микрорайона. Сегодня к нам приходят дети бывших выпускников, и, естественно, стал иным интерес к их воспитанию и образованию со стороны родителей.

Ну, а главное, - это, пожалуй, создание уникального творческого коллектива талантливых учителей, отличающегося многообразием подходов, и методов.

BiBTeX
RIS