Эксоцман
на главную поиск contacts

«Пространство» для самореализации. Типология учебно-воспитательных комплексов

Опубликовано на портале: 01-09-2004
Директор школы. 1996.  № 4. С. 49-59. 
Тематический раздел:
Статья посвящена проблемам учебно-воспитательных комплексов, которые успешно действующие во многих российских городах и селах. Что же представляют из себя эти учебные заведения? В чем их особенности? Каковы достоинства? И есть ли у них будущее в нашей разнообразной системе образования?

Главная особенность УВК в том, что в нем ребенок получает «пространство» для самореализации. Благодаря разнообразию связей как внутри комплекса, так и вне его, создаются благоприятные условия для формирования готовности школьника к выполнению широкого круга социальных функций - познавательной, трудовой, общественной, досуговой, семейной.

В УВК сочетается различная по характеру деятельность - обязательная, факультативная, по выбору, и это помогает воспитывать у школьников самостоятельность и ответственность, создает атмосферу гуманности.

УВК становится центром обучения и воспитания всех детей в данном микросоциуме, поэтому он демократичен по своей сути. Здесь возникает взаимодействие школьной и внешкольной воспитательной среды, и это создает благоприятные условия для эффективного нравственного и гражданского формирования личности.

Разнообразной и многоплановой становится в условиях УВК внеурочная работа. Это неформальные разновозрастные объединения, функционирующие не только на базе школы, но и в микрорайоне, на предприятиях, в культурно-просветительных учреждениях, студии, кружки, секции.

Практика убеждает, что переход школы в режим учебно-воспитательного комплекса является далеко не простым делом. В ходе подготовки необходимо выполнить несколько обязательных условий.

Первое - это материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности комплекса. Нужно подготовить здания и помещения, в которых расположатся подразделения УВК, создать дидактическую базу для развивающего обучения (компьютеры, коммуникации, ТСО, книги, музыкальные инструменты и так далее). Школе такого типа желательно иметь юридическую самостоятельность и отдельный счет (счета) в банке, ибо создаются реальные условия для пополнения финансов из различных источников.

Второе условие - профессиональная подготовка учителей к дифференцированной и индивидуальной работе с детьми, к освоению методики изучения и развития их индивидуальных интересов и склонностей. Большое значение имеет выполнение педагогами консультативной роли в рамках социальной работы в микрорайоне.

Третье условие - доскональное продумывание всей системы развивающей деятельности (учебной, досуговой, трудовой, общественно-политической, музыкально-эстетической, социальной и др.). Необходима программа развития системы УВК на основе программно-целевого подхода, а это требует диагностики, анализа и наличия механизмов коррекции проводимой работы. Сюда же можно отнести подготовку научно-исследовательской базы, ибо каждый УВК всегда неповторим, и без научного потенциала управлять им очень сложно. Специфика управления комплексом характеризуется тем, что преодолевается образовательная и социально-экономическая замкнутость школы, целенаправленно интегрируются возможности окружающей среды. С этой целью создается единый центр управления. Как правило, это Совет УВК (или Совет руководителей подразделения), возглавляемый выборным председателем (эта роль может быть возложена и на директора комплекса). Учебно-воспитательный комплекс - гибкая педагогическая система, следовательно, и типов этих учреждений может быть много. Для систематизации типологии комплексов мы определили следующий логический план: структура УВК (структурные подразделения); концептуальная специфика; организация учебной деятельности; система внеурочной воспитательной работы, педагогические кадры; особенности управления, тенденции развития. Материал накоплен в ходе проведения научно-практических конференций и семинаров региональной ассоциации «Контакт - Регион».

Комплекс «Детский сад- средняя общеобразовательная школа»

Конкретный пример - экспериментальная школа № 11 г. Зеленодольска Республики Татарстан. В составе комплекса - детский сад, прилегающий к школе, и средняя общеобразовательная школа. Возраст детей - с 4 до 17 лет. Посещают комплекс все дети микрорайона. Цель деятельности - создание системы непрерывного образования и воспитания, гуманизация личности,

В детском саду апробируется программа «Развитие» (занятия по конструированию, английский и татарский языки, физкультура). Начальные классы работают по системе развивающего обучения Занкова, в У-1Х классах используется базисный учебный план. Введены пропедевтические курсы по медицине, педагогике. Действенным средством гуманизации являются занятия по человековедению, спецкурс «Мой мир и я». Параллельно с общеобразовательными, начиная с VIII класса, создаются профильные классы на базе медицинского колледжа и классы педагогической ориентации.

Внутриурочная деятельность направлена на развитие самостоятельности и инициативы школьников. Учащиеся У1-Х1 классов участвуют в деятельности выборного двухпалатного «Школьного парламента». Они сами принимают жизненно важные решения школьной жизни. Ежегодно несколько выпускников этой школы поступают в академию управления.

Управляет учебно-воспитательным процессом методический совет, руководимый заместителем директора по учебно-экспериментальной работе. Всем комплексом руководит Совет (в его ведении - финансы, дисциплина учащихся, хозяйственная деятельность).

В системе «детский сад - школа» возможны варианты: а) детский сад является структурным подразделением школы; б) детский сад сотрудничает со школой на договорной основе. И в первом, и во втором случае должен быть руководитель, курирующий работу детского сада. В решении учебно-воспитательных задач целесообразно предусмотреть постоянное общение дошкольников с младшими и старшими школьниками, что создает условия для формирования единого коллектива.

Образовательно-воспитательный комплекс «Школа- детский сад-микрорайон» (на базе МЖК) Конкретный пример - экспериментальная площадка «Учебно-воспитательный центр МЖК» в г. Чебоксары. Относительная территориальная замкнутость, система самоуправления, финансовые и хозяйственные отношения в МЖК обусловили особое положение школы. Каждый житель заинтересован в благополучном воспитании своего ребенка, поэтому родители в большинстве случаев выступают активными участниками учебно-воспитательного процесса, откликаются на все происходящее.

Такие школы-комплексы, как правило, создаются в новом жилом микрорайоне, поэтому формирование контингента детей и педагогов начинается «с нуля».

В данной школе-комплексе в основу концепции заложена психолого-педагогическая парадигма развития личности - ее мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, духовной сфер. В образовательной деятельности предполагается развитие внимания, памяти, речи, мышления, мотивационной сферы. Предполагается физическое развитие, сформированность нормативно-ценностного отношения к другим людям, обществу, природе, к себе.

Центром воспитательной работы являются клубы по интересам, руководителям которых переданы основные функции классных руководителей (с соответствующей оплатой). Общение такого руководителя с детьми строится на неформальной основе.

Заслуживает внимания программа воспитания у детей любви к ближайшему окружению: товарищам, родителям, природе.

Учебно-воспитательный центр объединяет различные подразделения: школу, детский сад, спортшколу, колледж, лицей, частную школу, клубы по интересам. Таким образом, у детей имеются хорошие возможности для удовлетворения потребностей.

Для управления инновационными процессами создан научно-исследовательский центр, корректирующий все направления экспериментальной деятельности.

Учебно-воспитательный комплекс типа «УВК- СПК»

В отдельных регионах страны в 70-80-х годах произошло бурное развитие социально-педагогических комплексов (СПК). Как правило, вокруг школы объединялись всевозможные клубы по месту жительства, творческие коллективы, подростковые разновозрастные отряды. Основная работа с детьми и населением микрорайона велась по месту жительства, а школа жила и развивалась по своему плану. В отдельных СПК руководство всеми процессами на добровольной основе вели директора общеобразовательных школ, в некоторых - Совет СПК, в который, кроме руководителей школы, клубов, разновозрастных объединений, входили представители шефских организаций, предприятий, ветераны войны и труда. В большинстве случаев такие СПК финансировались шефствующими предприятиями и организациями, частично из городского бюджета. В Альметьевском СПК на базе школы № 6 весьма успешно функционировал именно подобный тип объединения, который поддерживался усилиями директора школы и генерального директора объединения «Татнефть». Достоинствами этого СПК были разновозрастные отряды по интересам в микрорайоне и социальная служба. Опыт его работы широко обобщался научно-методическими центрами Татарстана и Российской академией образования. В настоящее время на базе существующего комплекса «СПК - школа № б» создан учебно-воспитательный комплекс, в работе которого тесно переплетаются урочные и внеурочные виды деятельности. Преобразование в УВК произошло не случайно, так как школа стала играть роль организующего методического консультативного центра для населения микрорайона. Основное, что отличает Альметьев-ский УВК - это связь поколений, бережное отношение к прошлому и продолжение традиций. А еще - опора на все здоровые силы микрорайона в целях социальной защиты детей и их семей.

Сельский УВК

Конкретный пример - Шелаевский УВК Белгородской области. В структуру комплекса входят детский сад, начальная и неполная сельская школа, филиалы районного Дворца детского и юношеского творчества, станции юных натуралистов, детский сектор Дома культуры. В основу работы УВК положен комплексный подход воздействия на личность, а это значит, что в организации коллективной и индивидуальной деятельности учитываются способности каждого. Особое внимание уделяется выявлению индивидуальных способностей детей на ранней ступени развития (детский сад и младшие школьники). Учитель в процессе физкультурно-эстетических занятий выявляет индивидуальные задатки, творческие способности детей и распределяет их в соответствующие кружки и студии: музыкальные, народных и бальных танцев, живописи и спорта, технического творчества. Всего в комплексе создано более 50 клубов, кружков, секций. Много внимания уделяется трудовому воспитанию и обучению. Дети получают навыки труда, работая на делянках учебно-опытного участка, в школьных мастерских, в кулинарном цехе. Они выполняют заказы базового предприятия, почтового отделения и населения. Юноши работают с металлом и деревом, девушки в мастерских выпускают швейно-галантерейную продукцию. Школа арендует 21 гектар земли и работает в условиях полной самостоятельности, хозрасчета и самофинансирования. Продукция, получаемая школьниками, обеспечивает не только школу, но и население села, горожан и даже базовое предприятие. Управляет комплексом В. Н. Подерягин, директор школы, человек по настоящему увлеченный, любящий детей и родную землю. В своей деятельности он опирается на совет, в который входят представители всех структурных подразделений. Этот комплекс известен как прочная, жизнеспособная система не только практикам, но и ученым, научным центрам. Учебно-воспитательный процесс отличается целостностью, силой добрых традиций, в которых органически слились народная мудрость, крестьянское трудолюбие и современный личностный подход, основанный на истинном уважении к личности растущего человека.

Сельский УВК «Детский сад- средняя общеобразовательная школа- музыкальная школа - производственная бригада»

Конкретный пример - Нармонский УВК Лаишевского района Республики Татарстан. УВК создан в 1994 году на базе средней школы. Обучаются в нем дети из шести деревень. Учебно-воспитательный процесс организован с учетом дифференциации и индивидуализации на диагностической основе. С 8-9-го класса практикуется профильное обучение. При окончании школы выпускники, наряду с аттестатом о среднем образовании, получают удостоверение сельского механизатора или швеи-мотористки. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию. В учебный план начальной школы включены курсы «Мир вокруг нас», «В мире растений и животных», «Этика общения», «В мире прекрасного». В старших классах проводятся комплексные занятия цикла «Все для дома» («Папина школа», «Мамина школа», «Фотодело», «Ажурная лоза»). Занятия в музыкальной школе и в клубе «Эстрадная мозаика» решают не только задачи по нравственному и музыкально-эстетическому воспитанию, но и углубляют эстетические навыки учащихся, учат их творить красоту. Широкая сеть внеурочной деятельности УВК включает в себя кукольный театр, русский и татарский фольклор, театр сказок, драматическую студию, танцевальный ансамбль и занятия по экологии, этике, психологии семейной жизни.

Действует производственная бригада, в ней трудятся все дети, начиная с пятого класса, и все педагоги. Благодаря этому пополняется спецсчет школы, что позволяет укреплять материальную базу. Так, закуплены музыкальные инструменты, костюмы для «Школы искусств», учебно-наглядные пособия.

Педагогический коллектив ищет новые технологии и новые подходы к организации внеурочной воспитательной работы.

Экспериментальная средняя школа-комплекс №18 г. Йошкар-Олы

В ее составе: общеобразовательная школа - Школа искусств - спортивно-воспитательный центр - трудовые объединения на базе малых предприятий.

Расположен УВК на окраине города, где нет культурно-спортивных сооружений, социальных комплексов. Обучаются здесь все дети данного микрорайона (правда, сегодня в эту школу пытаются попасть очень многие и с других концов города). Концепция школы - УВК гласит: в основе деятельности педагогического коллектива - раскрытие индивидуальных способностей детей, их одаренности и креативности через коллективные творческие дела. Система учебно-воспитательной работы построена так, что учитывается каждый успех, скрупулезно обобщаются достижения детей в учебной, трудовой, общественной, досуговой деятельности. Обучение в комплексе разноуровневое.

Методика коллективных творческих дел воплотилась в обширную систему урочно-внеурочной воспитательной работы. Каждый ребенок имеет возможность выбора не только интересного коллективно-группового дела, но и занятий и клубов по интересам в «Школе искусств» и «Спортивной школе». Причем, «Школа искусств» органически вплетается в единое расписание и составляет содержательную суть деятельности комплекса. Завершено строительство оздоровительно-воспитательного блока, что позволяет корректировать состояние здоровья детей.

Прекрасным средством для социальной адаптации детей являются трудовые бригады по различным направлениям (по швейному и сапожному делу, обслуживающему труду и др.) на базе малых предприятий, арендующих школьные помещения. В них учащиеся получают настоящие навыки труда, учатся ремеслам, обретают экономические знания.

Управляет коллективом генеральный директор через своих заместителей по учебно-воспитательной работе и административно-хозяйственной работе, по научно-экспериментальной и коммерческой деятельности. Имеются руководители отдельных подразделений: директора школ (начальной, средней, музыкальной, спортивной), организатор внеклассной и внеурочной работы. Штатное расписание индивидуальное, составлено с учетом поставленных задач. Демократичность управления осуществляется через Совет комплекса, Советы дел, ученические и педагогические выборные органы. Директор комплекса Г. Е. Пейсахович - настоящий лидер, успешно ведущий за собой свой большой коллектив. Этот учебно-воспитательный комплекс развивается очень успешно, ибо в нем созданы реальные условия для осуществления развития личности ребенка на основе программно-целевого подхода: новейшая материально-техническая база, творческий педколлектив, подобранный на конкурсной основе, руководитель-лидер с научно-педагогическим потенциалом. УВК имеет многочисленные связи с научно-методическими центрами, со школами страны и зарубежья.

Учебно-воспитательный комплекс №1 г. Зеленодольска, Республики Татарстан

Структура комплекса: 5 детских садов (один из них - базовый экспериментальный), начальная школа, школа базовая общеобразовательная, школа предвузовской подготовки, школа искусств, оздоровительно-восстановительный центр, информационный центр, вузы (Казанский государственный технический университет. Казанский финансово-технический институт, институт МВД).

Этот УВК представляет собой педагогическую систему, одна из целей которой - создание единых подходов к формированию личности ребенка на основе взаимодействия всех педагогов, интеграции педагогических усилий и использования не только возможностей комплекса, но и окружающей среды. Создана модель личности выпускника, основанная на диагностике 4 параметров: интеллектуального уровня, нравственно-духовного развития, физического состояния и социальной адаптации. Представление о выраженности каждого параметра и регулярные срезы с последующим глубоким анализом полученных данных позволяют организовать корригирующую деятельность педагогического коллектива. Целенаправленное педагогическое воздействие начинается с 1,5 - 2 лет. Методом педагогических наблюдений и медицинских проверок выявляются показатели физического и умственного развития малышей. Развивающая среда (детсад - семья), специально организуемая педагогами и родителями, позволяет «подвести» детей к рубежу 3 лет достаточно готовыми и сензитивными к восприятию программного материала. С 3 лет педагоги комплекса проводят комплексные занятия «Развивающие игры», «Здоровье», а с 4 и с 5 лет начинаются занятия по обучению грамоте.

На базе дошкольных учреждений открываются классы шестилеток, формирующиеся на диагностической основе.

В дошкольных учреждениях УВК созданы психологическая и логопедическая службы. Здесь апробируются программы «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Развитие». Начальная школа принимает детей из детских садов с «психологической картой», в ней зафиксированы наблюдения за индивидуальным развитием ребенка. Это способствует организации многоуровневого обучения, индивидуализированной коррекционной службы, где немалое место отводится выравниванию развития ребенка. Ребенок, кроме учебной деятельности, вовлекается в занятия развивающего цикла: «РТС» (развитие творческих способностей), «человековедение», музыка, хореография, театр. К пятому классу учащиеся становятся раскованными, живыми, общительными, многие из них хотят и любят учиться и умеют давать правильную оценку своим действиям и поступкам.

В основной средней школе (V-IХ классы) углубляются процессы дифференциации. Помимо обязательного блока базисного учебного плана, введены такие курсы, как «РТС», «Человековедение», «Хореография», «Искусство», «Культура», «Мировая художественная культура», медиакультура, медицина, техническое творчество, спортивно-прикладные виды спорта. Школа предвузовской подготовки (Х-ХI классы) строит свою работу преимущественно через профильные классы (классы с углубленным изучением татарского языка, юридический, технический, экономический, гуманитарный). Адаптация существующих программ проводится через кафедральную систему школы и вуза. Каждое направление возглавляет вузовский преподаватель. Профильное обучение удовлетворяет социальный заказ старшеклассников и их родителей в подготовке выпускников к обучению в высшей школе. Совмещенные экзамены, принимаемые непосредственно в школе вузовскими преподавателями, способствуют психологической защите старшеклассников. Более двух третей выпускников УВК ежегодно становятся студентами. Будучи гибкой педагогической системой, УВК способен менять профили обучения. Так, Зеленодольский комплекс один из первых в республике начал вводить изучение татарского языка во всех классах. Программа возрождения культуры татарского языка, укрепления мира и национального согласия народов Поволжья успешно осуществляется в рамках деятельности ассоциации инновационных школ «Контакт - Регион» (центр Зеленодольский УВК) и образовательной программы республики по работе с одаренными детьми татарской национальности «5е1еЬ>, в развитие которой УВК вносит свою лепту.

В УВК создан информационный центр (медиацентр), основной задачей которого является подготовка учащихся к восприятию, обработке и созданию новой информации. Этому служат уроки медиакультуры, вошедшие как обязательный курс в сетку учебных часов, начиная со II класса. Специалисты центра (системный оператор, программист) приобщают детей к телекоммуникациям, учащиеся -видео- и телеоператоры собирают информацию, проводят телепередачи, снимают фильмы. Школьники, увлекающиеся компьютерами, общаются со своими сверстниками практически во всем мире через электронную почту. Возможности медиацентра неисчерпаемы - это своеобразное окно в мир.

С целью профилактики заболеваний и коррекции имеющихся отклонений школьников создан оздоровительно-восстановительный центр комплекса. Центр проводит медицинскую диагностику состояния здоровья детей с 1,5 лет до 17 лет, корригирующее лечение (гимнастика, физиотерапия, массаж, музыкотерапия, санация носоглотки и лечение зубов, фитотерапия), профилактическую работу (в том числе занятия по курсу «Здоровье» - по адаптированной американской программе «Познай себя»). Зеленодольский УВК является членом Европейской сети школ укрепления здоровья (ЕСШУЗ) и одной из 10 лучших школ Татарстана, вошедших в число 100 лучших российских школ.

Подразделением УВК стала созданная в 1995 году лаборатория инновационных технологий Института повышения квалификации работников образования Республики Татарстан. В рамках ее деятельности апробируются инновационные технологии, способствующие успешному обучению и воспитанию детей. Перечисленные типы УВК не исчерпывают всех соотношений и внутренних связей, которые возникают в учебно-воспитательных комплексах. Их может быть столько, сколько их в реальной жизни. Например, обнинский вариант: детский сад - общеобразовательная школа № 6 - частная гуманитарная школа - школа-искусств. Этот УВК в 80-90-е годы был для новых комплексов своеобразным аналогом, моделью.

Можно назвать УВК на базе школы № 93 г. Казани (с классами эстетического направления), детских комбинатов № 289 и № 259, филиала Малой академии искусств Вахитовского роно. В начальной школе основное внимание уделяется эстетическому образованию детей. Обучение в У-Х1 классах школы ведется по бпочно-модульной системе.

Выделим основное, что объединяет все типы этих учебных заведений:
• преемственность в деятельности подразделений;
•комплексное воздействие на личность ребенка;
• единая материальная база общего образовательно-воспитательного пространства;
• учет социокультурных особенностей окружающей среды;
• мобильность и гибкость системы;
• дифференциация в организации учебно-воспитательного процесса;
• многопрофильность педагогического комплекса;
• приоритет воспитания;
• развивающая образовательно-воспитательная среда. Разность типов зависит от внутреннего состава подразделений, от качеств личности педагогов и детей, специфики педагогического коллектива, от сложившейся системы работы и приоритетных задач.

Обобщая сказанное, подчеркнем: лучшие УВК всегда имеют свое лицо.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Лидия Александровна Окольская, Вера Михайловна Пешкова
Общественные науки и современность. 2012.  № 3. С. 156-167. 
[Статья]
Лидия Александровна Окольская, Вера Михайловна Пешкова
Общественные науки и современность. 2012.  № 4. С. 162-172. 
[Статья]
Сергей Данилович Поляков
Директор школы. 1997.  № 2. С. 18-25. 
[Статья]
Снежана Владимировна Скутнева
Социологические исследования. 2009.  № 7. С. 114-118. 
[Статья]
Петр Иванович Смирнов
Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 2. С. 89-101. 
[Статья]