Эксоцман
на главную поиск contacts

PAL-программа общения с человеком, понимающим, что, собственно, происходит в школе

Опубликовано на портале: 01-09-2004
Директор школы. 1996.  № 2. С. 23-29. 
Тематический раздел:
Статья посвящена простой, но оригинальной методике повышения квалификации школьных директоров, разработанной американскими исследователями. Думается, многим из школьных администраторов, особенно тем, кто живет и трудится в сельской местности, в отдаленных районах, она пригодится.

По-разному можно набираться педагогического и административного ума-разума. Есть соответствующая литература, действуют специальные курсы, семинары, лектории. Но вот какую простую, но оригинальную методику повышения квалификации школьных директоров придумали американские исследователи. Познакомьтесь с ней. Думается, многим из вас, особенно тем, кто живет и трудится в сельской местности, в отдаленных районах, она пригодится.

С опорой на коллег

«Руководство с опорой на коллег» - так называли свою программу (сокращенно - PAL) исследователи из лаборатории «Дальний Запад» («For West») в Сан-Франциско. Суть ее в том, что повышение квалификации директоров начальных и средних школ проходит путем вовлечения их самих в процесс совместного исследования своих школьных организаций, их достижений и недостатков. И происходит это не на каких-то грандиозных, требующих больших затрат мероприятиях, а самым простым и обычным способом - посещение школ коллег, непосредственное знакомство с их деятельностью, выяснение всех интересующих вопросов, обмен мнениями.

Как возникла идея этой программы? В начале восьмидесятых годов лаборатория «Far West» приступила к исследованиям роли школьного директора как организатора преподавания. Проведенный на первом этапе анализ литературы, посвященной проблеме эффективности школ и руководства ими, выявил серьезные противоречия во взглядах разных авторов. Одни авторы утверждали, что работа директора фрагментарна, вариативна и мало связана с собственно преподавательской деятельностью. Другие, напротив, доказывали, ссылаясь на практику эффективно действующих школ, их определяющее влияние в этом плане. Исследователи из лаборатории «Far West» пришли, в частности, к выводу о том, что ни один из литературных источников не может претендовать на глубокое проникновение в суть того, каким образом директор может влиять на эффективность своей школы. Свой вывод они сформулировали следующим образом: «Если считать преуспевающими директорами тех специалистов, которым удалось создать в своих школах климат уверенности и упорядоченности, акцентировать внимание на овладении основополагающими навыками и тесно увязать программу преподавания со школьными целями, реализация которых тщательно отслеживается, то открытым остается один-единственный вопрос: а каким образом директора могли бы создавать и поддерживать перечисленные условия? По мнению исследователей, стратегия любого директора зависит от различных, но взаимосвязанных факторов. Например, его повседневное поведение зависит от индивидуальных особенностей, жизненного пути и взглядов, контекста развития школы, типа школьной структуры и культурных традиций и, наконец, от тех целей, которые он ставит перед своей школой. Предложенная лабораторией модель руководства преподаванием не только отражает факторы, влияющие на работу директоров, но и, что особенно важно, те способы, с помощью которых они в свою очередь могут влиять на процессы преподавания.

На следующем этапе лаборатория «Far West» произвела сравнительный анализ характера деятельности директоров на местах их работы. Свыше двух лет исследователи проводили много часов в 1 7 школах, где директорами были специалисты, выдвинутые за успешную работу в качестве преподавателей. Они следили за их действиями, одновременно наблюдая за преподавателями и учениками, и, таким образом, выясняли, как понимают они смысл директорской деятельности. Сравнительный анализ собранных данных использовался для поиска закономерностей и обобщений, призванных упорядочить множество уже известных хаотичных представлений. Один из выводов заключался в том, что не существует единственно верного способа стать преуспевающим руководителем школы. Повседневную деятельность и поведение таких администраторов нужно рассматривать в контексте глобальных концепций и долгосрочных целей их школ. По мнению «Far West», именно способность подчинить повседневную деятельность долгосрочным стратегическим интересам, согласовать ее с исповедуемыми школой концепциями и превращает школьного администратора в эффективно действующего руководителя образовательным процессом. Исследователи говорят о наличии такого потенциала у руководителя как о способности «мыслить категориями более высокого порядка». Преуспевающие руководители мыслят категориями более высокого порядка; перед их мысленным взором постоянно находится панорама «более широкая».

На итоговом обсуждении директора признались, что наблюдения и опросы, которым они подвергались, позволили им глубже вникнуть в суть своих действий и понять их мотивы. Полезной была сочтена сама возможность обсуждать свою работу с заинтересованным человеком. Как оказалось, они чувствовали вакуум вокруг себя и были очень рады общению с теми, кто понимает, что, собственно, происходит в школе, с какими проблемами повседневно сталкиваются директора.

Помогая друг другу

Основная особенность PAL состоит в том, что директора сами помогают друг другу стать более квалифицированными руководителями. Участники программы, используя те же приемы, к которым прибегали исследователи из «Far West», - наблюдение и анкетирование, вопросы которого диктуются впечатлениями от наблюдений, - совместными усилиями разбираются в особенностях своих школ и себя как руководителей.

Основные цели, которые ставятся перед ними, формулируются так:
- анализировать поведение свое и своих коллег как руководителей;
- добиваться большей масштабности своего мышления;
- научиться опираться в работе на коллег, в общении с ними черпать поддержку.

В каждую группу, занимающуюся в рамках программы PAL, входят от 12 до 18 человек. Они проводят шесть общих встреч (длятся целый рабочий день) с интервалом в 6-8 недель, наблюдая за работой своих коллег. Ключевая особенность PAL - это анкетирование с таким подбором вопросов, которые не подталкивали бы респондента к каким-либо заранее запрограммированным выводам или заключениям. Цель - выяснить и прокомментировать суть действий коллег. Собранная информация анализируется и интерпретируется в контексте предложенных исследователями из «Far West» концепций руководства. Директорам объясняют, каким образом следует использовать их для выявления важнейших тенденций в развитии школ своих коллег. И в конце концов на основе собранных данных строится модель их дальнейшей деятельности. Она обсуждается на общем собрании участников обучения, а потом запускается в работу.

Наблюдение, интервьюирование, осмысление

Чем же отличается PAL от других программ повышения квалификации? Большинство из них пытаются обучить директоров стилю поведения или конкретным правилам работы, которые были «подсмотрены» при анализе высокоэффективных школ. Отправная же точка PAL - положение о том, что «не существует единственно правильного способа руководства». Внимание обучающихся сосредоточено на критическом осмыслении своего же собственного поведения в своей же собственной школе. Наблюдение директоров друг за другом и взаимное интервьюирование позволяют им стать свидетелями деятельности коллег в привычной для них обстановке, увидеть их погруженными в повседневную работу; при таком наблюдении - все как на ладони.

Такая подготовка стимулирует развитие более масштабного мышления, позволяя увидеть свою профессиональную деятельность, отраженной как в зеркале в деятельности своего коллеги, а это в свою очередь дает возможность структурировать представление о сложных процессах, протекающих в школах, и подсказывать способы управления.

Наблюдение, интервьюирование и осмысление концепций PAL помогают директорам учиться друг у друга и овладевать навыками сбора, анализа и синтеза информации о самих себе и своих школах. Такие навыки играют важную роль при поиске путей повышения эффективности руководства.

Применение наблюдения и интервьюирования в качестве исследовательской методики позволяет директорам абстрагироваться от конкретных обстоятельств при анализе своего поведения, а это и приводит к рождению новых стратегий. Вот как отзываются об этом сами директора:
«Типичное для PAL наблюдение за специалистом, работающим в обычной для себя обстановке, позволяет вам лучше понять то, к чему вы стремитесь, и разобраться в том, что вы реально делаете для достижения поставленных целей. Вам удается обнаружить глубинные мотивы в повседневном поведении как своих коллег, так и самого себя. Вы можете наблюдать собственные действия со стороны, что предоставляет много пищи для размышления».

«Взгляд на управление школой сквозь призму процесса PAL является очень типичным. Начав с исследования практики директорской деятельности и используя метод наблюдений и интервьюирования, вы можете попытаться определить, к чему руководитель ведет свою школу и насколько ему это удается».

Что это дает директорам

Некоторые из директоров отмечают, в частности, что изменился стиль их общения с преподавателями. Вот что они пишут:
«Я учусь задавать менее поверхностные вопросы. Мне теперь понятно, в чем недостатки вопросов, наталкивающих на заранее запрограммированные суждения». «Освоенная методика представляет интерес с точки зрения практического применения в самых разных ситуациях».
В анкетах, заполнявшихся директорами по окончании подготовки в рамках программы PAL, очень часто упоминается о положительном влиянии взаимного обучения на опыте друг друга. Вот некоторые суждения:
"Наблюдать за партнером - все равно, что смотреть представление из-за кулис. Я нашел это занятие весьма для себя полезным".
«Работа в паре с партнером стимулирует мышление и дает внешний импульс рождению новых идей». «Быть наблюдаемым и интервьюируемым партнером - все равно, что смотреться в зеркало. Читая собственные ответы на поставленные вопросы, видишь себя как действующее лицо телесериала. Стиль собственных действий становится вам все более понятен».

Во всех странах, где применялась PAL, директора отмечали, что внимание и интерес, проявляемые коллегами и особенно партнером по программе, позволяют преодолеть чувство изоляции, получить поддержку и найти взаимопонимание. «Приятно обсудить свою работу друг с другом; это укрепляет чувство уверенности в себе и позволяет кое-чему научиться у коллег». «Взаимоотношения с партнером равноправны; иерархия, типичная для школьной организации, здесь начисто отсутствует».

Подготовка в рамках программы PAL помогает директорам более эффективно управлять процессом преподавания. Это особенно отчетливо проявляется при анализе итоговых моделей, которые они составляют для своих партнеров. Об этом свидетельствуют и их отзывы: «Теперь я уделяю существенно больше внимания руководству процессом преподавания. Стремлюсь оказывать постоянное влияние на организацию уроков в классах и на достижения, демонстрируемые учениками».

«В следующем году я уже не ограничусь одним лишь наблюдением и не стану воздерживаться от вмешательства. Я намерен лично заняться постановкой целей и задач и тем самым привнести реальное содержание в процесс руководства преподаванием».

«Благодаря PAL я стал лучше понимать суть своей деятельности. Я теперь намного больше внимания уделяю формулировке, обсуждению и реализации целей, которые я ставлю перед своей школой».

В 1989 году мы вступили в контакт с «Far West» на предмет исследования возможностей применения программы PAL в Нидерландах и в перспективе во всех европейских странах. Эти контакты положили начало сотрудничеству между нашими организациями. Сегодня PAL успешно применяется в семи европейских государствах и в Израиле. На наш взгляд, эта программа особенно хороша для стран, переходящих от системы централизованного управления школами к их автономности. Как показал опыт, тренировки в ее рамках помогают директорам постепенно уйти от бюрократического стиля руководства, стать более независимыми и масштабными лидерами, умеющими удачно сочетать решение административных задач с определением стратегических целей образования и организацией процесса преподавания.

Литература
1. Барнет Б. Г., Мюллер Ф. Л. (1989): Долгосрочные изменения во взглядах и образе действии директоров, как следствие участия в программе повышения квалификации «Руководство с опорой но коллег» (Peer-Assisted Leadership). Журнал Начальная Школа (The Elementary School Journal], 89(5). стр. 560-574
2. Блом С., Крюгер М., Т. вон Розендаап (1992): От директорского управления к обучающейся организации. Статья опубликована в материалах Конвенции по Кооперативному Обучению, Университет г. Утрехт, Нидерланды
3. Дуаиер Д. К., Барнет Б. Г., Ли Дж. В. (1987): Школьный директор: «мальчик для битья» или последняя большая надежда? В кн.: Руководство, исследование неуловимого. (Leadership, examinig an elusive).
4. Крюгер М. Л., Т. вон Розендаал, Бпом С. и др. (1994): Руководство с опорой на коллег: практическая реализация в некоторых из Европейских стран программы повышения профессиональной квалификации директоров. В кн.: под ред. К. Хамолайнен, А. ван Веиренген: Реформирование управления образованием в Европе. Academic Book Center, De Lier, Нидерланды, стр. 259-280
5. Ли Дж. В. (1991): Руководство преподаванием, как коллаборативное осмысление. Теория в практику (Theory into Practice, том XXX, № 2, стр.83-90)
6. Ли Дж. В., Мюллер Ф. Л. (1992): От исследований к обучению с опорой на коллег: эволюция программы «Подготовка с опорой на коллег». Статья опубликована в материалах Конвенции по Кооперативному Обучению (Convention on Cooperative Learning), Университет г. Утрехт, Нидерланды.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Эрнст Натанович Гусинский, Юлия Иосифовна Турчанинова
Директор школы. 1998.  № 7. С. 3-8. 
[Статья]
Надежда Михайловна Розанова
TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 1. С. 142-153. 
[Статья]
Борис Михайлович Бим-Бад
Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 5-11. 
[Статья]
Валерий Петрович Потапов
Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 136-137. 
[Статья]
Е. Ю. Кучеренко
Директор школы. 2002.  № 5. С. 10-15. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2001.  № 5. С. 64-71. 
[Статья]