Эксоцман
на главную поиск contacts

«Вакцина» от дискриминации

Опубликовано на портале: 01-09-2004
Директор школы. 1996.  № 2. С. 74-78. 
Тематический раздел:
Статья посвящена проблемам межэтнического воспитания. Наши отечественные школы, и те, что день ото дня становятся все более «цветными», и те, что продолжают оставаться однородно «белыми», в равной степени испытывают острый дефицит подлинно глубокого и умного межэтнического воспитания, построенного на широкой основе воспитания нравственности. Чем раньше мы осознаем эту потребность времени, тем больших проблем сумеем избежать.

Совсем недавно казалось, что все национальные вопросы в нашей стране решены окончательно и бесповоротно. Суровая действительность разрушила и этот миф. Поэтому нелишне внимательно присмотреться к опыту тех стран, где не слагали гимны о «дружбе народов», а обстоятельно изучали проблемы межэтнического воспитания.

В прошлом году мне посчастливилось побывать в Англии и посетить множество начальных и средних школ. Первое и едва ли не самое сильное впечатление - все дети были чрезвычайно разными. По-разному одетыми, причесанными, с разным разрезом глаз и губ, даже с разным цветом кожи. Это многоцветье и многообразие было столь очевидным, что труднее было себе представить, как можно объединить этих детей вместе, как найти нечто общее, тем более зажечь их единым серьезным делом. Оказалось, что не только возможно, но и осуществляется с большим успехом. На уроке молоденькой учительницы, всего несколько лет назад окончившей педагогический колледж, все эти восьми-девятилетние ребятишки замечательно работали вместе в микрогруппах, выполняли общие задания и, похоже, не испытывали от этого ни малейшего дискомфорта. Более того, явно получали удовольствие. Создавалось впечатление, что никаких межэтнических и расовых проблем здесь просто не существует.

Разъяснения специалиста

Сомнения возникли чуть позже: при чтении газет, страницы которых пестрели статьями о проявлениях расизма по отношению к цветным и черным, в ходе просмотра телевизионных передач,да и просто в разговорах с обывателями. Нужно было разъяснение специалиста, знающего обо всем не понаслышке. И здесь мне действительно повезло. Человек, к которому я обратилась, оказался одним из ведущих исследователей в области межэтнического воспитания, автором совместной с Б. Тройном книжки «Расизм в детской жизни. Исследование преимущественно «белых» начальных школ», вышедшей в 1992 году. Его зовут доктор Ричард Хэт-чер, он сотрудник университета Центральной Англии.

Скажу сразу, сам Ричард и его соавтор занимают активную и бескомпромиссную позицию в отношении любых проявлений расизма. На основе почти двухлетнего исследования, проведенного в трех преимущественно «белых» начальных школах, Тройна и Хэтчер обнаружили, что логика большинства учителей сводится в основном к следующей: «Цветных и черных детей в школе чрезвычайно мало, менее трех процентов, а значит, никаких особых проблем . с ними не возникнет, равно как и не возникает проблем расовой нетерпимости со стороны белых детей». Однако реальная практика школ убеждает как раз в обратном: проблемы существуют, и если не искать средства борьбы с ними,то они могут захлестнуть не только школу, но и все общество.

Работая над книгой, Р. Хэтчер часто встречался с десяти-одиннадцатилетними ребятишками не только как ученый, собирающий информацию, а просто как заинтересованный в их жизни человек. Юным собеседникам импонировала его доброжелательность, и они откровенно, наедине или в группе, рассказывали ему о своих делах и проблемах. В результате приоткрывалась завеса и над проблемами расового характера, среди которых выделялись своей остротой расистские клички и прозвища. Оказалось, именно от них более всего страдали в школе дети с иным цветом кожи.

Столь удачно избранный метод работы и подлинно гуманистическая позиция позволили исследователям увидеть многое собственными глазами, прийти к серьезным выводам и заключениям.

Прежде всего, по их мнению, педагоги обязаны относиться к расизму как к серьезной угрозе и реально существующему факту даже в условиях преимущественно «белой» школы. Правда, при этом не следует забывать, что «расистское поведение может быть лишь частично подавлено внутри школы, но от этого оно не перестанет существовать за ее пределами. Более того, до тех пор, пока корни расизма останутся нетронутыми, любая школьная политика, направленная против расистского поведения, будет восприниматься как создание несправедливо привилегированных условий для черных детей и потому будет еще сильнее способствовать проявлениям расизма».

Кстати, ряд английских исследователей, например, Л. Элтон, считают, что если в учебном процессе постоянно подчеркивать «терпимость и уважение к представителям других культур», то это может снизить расовую напряженность. Оспаривая данное мнение на основе большого фактического материала, Хэтчер и Тройна констатируют наличие прямо противоположной ситуации. Оказывается, на подобного рода уроках ребятишки часто испытывают естественное смущение, а порой просто оцепенение; тем более тогда, когда педагоги, намеренно или бессознательно, излагают материал с расистских позиций. В то же время белые учащиеся нередко относятся к этим урокам как к средству снижения значимости собственной культуры. Словом, эффект бывает негативным и для одних, и для других.

На основе личного опыта

Предвосхищая недоумение читателей, скажу, что Тройна и Хэтчер вовсе не призывают к отказу от включения этих проблем в учебный процесс. Однако обращение к ним, считают они, должно происходить на основе личного опыта каждого ребенка. «Чтобы по-настоящему откликнуться на понимание детьми категории «раса», - утверждают английские ученые, - учебный план следует не только «открыть» навстречу жизненному опыту учащихся, но и в полном объеме пропитать его этим опытом». Речь идет в основном о трех типах детского опыта.

Во-первых, опыт взаимоотношений и взаимодействия детей между собой: общение мальчиков и девочек, поиски друзей, установление дружеских отношений, предательство или потеря друга, бойкот группы, ревность. Иными словами, именно те вопросы, которые редко становятся предметом обсуждения педагога с учащимися. Во-вторых, опыт «взрослого мира» - семьи, улицы, соседей. Авторы справедливо предостерегают: «Конечно, этот опыт находит отражение в учебном плане. Но существует опасность, что педагог, знакомя с ним ребят, выборочно фильтрует его, и тогда часто на дне фильтра остается все самое важное для детей».

И, наконец, телевидение. О «голубом монстре», пожирающем детское время и здоровье, написано немало, и мы не станем на этом заострять внимание.Обратимся лишь к вопросу, которым задаются Тройна и Хэтчер: «Что делает школа, чтобы помочь ребятам сформировать истинное понимание телевидения, другими словами, чтобы сформировать у них навыки «чтения» визуальных средств информации?» Таким образом, по мнению английских исследователей, содержание учебного материала следует не только адаптировать к реальному жизненному опыту детей, но и обеспечить их средствами эффективной интерпретации этого опыта.

Проиллюстрируем сказанное на примере понятий «раса» и «равенство». В процессе общения со многими ребятишками выяснилось, что большинство из них не способно рассматривать «расу» в рамках конкретной социальной структуры, а тем более в рамках экономики и политики государства. В результате дети, не имея ни малейшего представления о социологических категориях, воспринимали их лишь на уровне межличностных отношений, отрывая от реальной материальной и идеологической базы. То же самое происходило и с понятием «равенство». Известно, что для ребят этого возраста равенство чрезвычайно важно как принцип организации любых взаимоотношений со сверстниками. Но в то же время они в полной мере ощущали на себе отсутствие социального равенства на уровне государства. Вот почему осознанию этих и ряда других жизненно важных вопросов следует уделять внимание в школе.

Три элемента стратегии

Подводя итоги исследования, Хэтчер и Тройна призывают руководителей школ включить в стратегию своей деятельности, как минимум, три взаимосвязанных элемента:
1) Твердая и однозначно негативная позиция всего педагогического коллектива, начиная от директора и кончая вспомогательным персоналом, в отношении любых проявлений расизма в школе. Это подразумевает серьезное отношение ко всем жалобам цветных и черных детей, сочетание дисциплинарных мер (вплоть до исключения) к обидчикам со стремлением в то же время выслушать каждого белого ребенка и его мнение.
2) Соответствующее отношение ко всем другим формам жестокого поведения, например, в отношении девочек, инвалидов, младших ребятишек в школе и т.п.
3) В ходе изучения разных предметов исследование с детьми проблем «расы» в сочетании с исследованием соответствующих форм неравенства и несправедливости, как внутри детской субкультуры, так и в рамках более широкой культуры всего общества. Антирасистское воспитание должно происходить на основе формирования у каждого ребенка неприятия любых форм дискриминации, а в целом - на основе формирования подлинно высоконравственной личности.

Пожалуй, ко всему сказанному выше нечего добавить, лишь одно предостережение педагогам: наши отечественные школы, и те, что день ото дня становятся все более «цветными», и те, что продолжают оставаться однородно «белыми», в равной степени испытывают острый дефицит подлинно глубокого и умного межэтнического воспитания, построенного на широкой основе воспитания нравственности. Чем раньше мы осознаем эту потребность времени, тем больших проблем сумеем избежать. Кровоточащие межнациональные конфликты на Кавказе и в Средней Азии, Прибалтике и других регионах бывшего Советского Союза, равно как и в самой России, говорят о своевременности и необходимости этого шага. Нам представляется, что зарубежный опыт воспитания здесь будет чрезвычайно полезен.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Азер Гамидович Эфендиев
Курьер образования. 1997.  № 3.
[Статья]
В.И. Фрейдзон
Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 89-100. 
[Статья]
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2002.  № 6. С. 48-58. 
[Статья]
Виктор Владимирович Гуленко
Директор школы. 1995.  № 6. С. 22-30. 
[Статья]
Виктор Юрьевич Меновщиков
Директор школы. 2003.  № 7. С. 59-61. 
[Статья]
Лидия Александровна Окольская, Вера Михайловна Пешкова
Общественные науки и современность. 2012.  № 3. С. 156-167. 
[Статья]
Лидия Александровна Окольская, Вера Михайловна Пешкова
Общественные науки и современность. 2012.  № 4. С. 162-172. 
[Статья]