Эксоцман
на главную поиск contacts

Вхождение в новый возраст и в новые отношения

Опубликовано на портале: 31-08-2004
Директор школы. 1997.  № 3. С. 20-28. 
Тематический раздел:
Статья посвящена рассмотрению непростой ситуации, в которой оказываются дети, впервые переступившие школьный порог. Из привычного мира семьи или детского сада они попадают в разновозрастную и многоликую среду, где вместо игры предлагают систематический умственный труд. Понятно, что первоклассникам трудно сразу приспособиться или, говоря иначе, адаптироваться к новым условиям. Как же помочь им безболезненно пройти такой важный жизненный этап?

Впрочем, переходный, адаптационный период необходим не только для первоклассников, но и для учащихся 5-х и 10-х классов, ведь и эти «школьники со стажем» тоже попадают в новые условия. Необходимость адаптации обычно возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились как социальное окружение (новый состав класса и учителей), так и система деятельности (новая учебная ситуация). А ситуация новизны всегда тревожна. Неизвестно, что ждать от незнакомых учителей, какими будут их требования, каковы особенности и условия обучения, ценности и нормы поведения. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

«Выращивание» правил взаимодействия

Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что мы именуем школьной дезадаптацией. Через призму тревожности невозможно адекватное восприятие окружающей действительности. Потому часто ученик становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Особенно подвержены дезадаптации систематически ослабленные дети, а их в настоящее время около 60 процентов. Не менее важен процесс адаптации и для учителя. Не зная своих учеников, он не может успешно организовывать их самообслуживание, индивидуализировать и дифференцировать обучение и, наконец, скорректировать собственную педагогическую позицию по отношению к классу и отдельным ученикам. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени он занимает как у ребенка, так и учителя, и насколько эффективно проходит. Смысл такого периода и состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Нужно помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Г. А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой. Отсюда задача - «выращивание» собственных правил взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества (в парах, в группах, в классе), осмысления того, что мешает, а что и помогает общей работе. Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, высказать свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный процесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных общих задач, есть специфические задачи для каждой возрастной группы и специфические пути их решения. Об этом поговорим несколько позднее, а сейчас отметим - для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на наш взгляд, следующие этапы его организации:
1) разработка психологом школы варианта программы для каждой группы классов (1 -е, 5-е, 10-е);
2) принятие классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла:
3) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы;
4) обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);
5) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов для организации итоговых коллективных творческих дел;
6) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;
7) обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;
8) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с материалами и итогами адаптационного периода;
9) построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса, итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями;
10) проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода;
11) подготовка итоговой справки-анализа «Об адаптационном периоде в школе».

Как же реально выглядит динамика адаптационного периода в разных возрастных группах? Какова внутренняя логика организации этого процесса?

Адаптация первоклассников

Для первоклассников ставятся такие задачи:
- вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник);
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько » смысле решимости);
- подготовить родителей к новой роли - родители школьника. Содержание адаптационного периода первоклассников разрабатывалось на основе уже имеющейся программы Г. А Цукерман и Н. К. Поливановой «Введение в школьную жизнь» (Томск/1992). Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптации, который длится всего пять дней, учитель прежде всего старается познакомить ребят друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества. Например, мы - первый класс «А». Так, в конце первого дня в первом «Г» (учитель О. Т. Татарчук) родилась сказка про любопытных гномов, которые любят трудиться. В первом «А» (учитель И. С. Миезите) родился образ муравейника, где каждый помогает другому делать общее важное дело и все они живут по определенным правилам. А в первом «В» (учитель Е. А. Ласмане) «строили» свою школу, где каждому нашлось свое место. Все это было зримо представлено, и каждый ребенок с помощью учителя вписывал свое имя в общую картину. В ходе такой работы ребята учились выражать собственное мнение, фиксировать свое желание что-то сказать, знакомились с первыми школьными правилами. Еще учились обращаться к учителю и однокласснику. На вопрос педагога О. Т. Татарчук: «Ребята, как должен ученик обращаться к учителю?» был получен ответ: «Тепло и нежно».

В первых классах очень важным, на наш взгляд, является обучение навыкам учебного сотрудничества ребенка с учителем и одноклассником, формирование умений прояснить учебную задачу (сформулировать и задать вопрос), выразить собственное мнение, договориться с собеседником о способе деятельности, оценить полученный результат по различным критериям.

Следующий этап адаптации - работа над режимом дня школьника, первый опыт взаимодействия в группах. Разбившись по группам, первоклассники вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В одном классе показывают пантомиму, и другом - рисуют, а в третьем - подбирают картинки, иллюстрирующие необходимые действия. Каждая группа строит и обосновывает свой план школьного дня. Затем ребята обсуждаю!, что же, на их взгляд, самое важное для настоящего ученика и что отличает школьника от дошкольника. После чего они знакомятся со школой и ее работниками (библиотекарем, медсестрой, поваром и др.). Вот так и осмысливается опыт учебного сотрудничеств;', дети начинают понимать, что им мешает, а что помогает, и что надо делать, чтобы взаимодействие было продуктивным, а сама работа успешной.

На третьем этапе внимание акцентируется наузконаправленной дифференцированной оценке деятельности детей. Учитель обсуждает с ними возможные критерии оценки работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес) и способы, как это можно делать. Для освоения различной системы оценок результатов своей деятельности по конкретным критериям первоклассникам предлагаются индивидуально, в парах и в группах различные задания. Очень удачным материалом для этого, по нашему мнению, являются задания типа «Графический диктант», игра «Слон - пальма- скунс», предложенные Г. А. Цукерман и П. К. Поливановой В заключение учитель обсуждает с ребятами, чему же они научились, какие новые правила школьной жизни узнали.

Четвертый этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил, знаков и приемов работы. Учитель создает ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль, а сам педагог наблюдает и фиксирует основные трудности учеников (кто-то действует слишком медленно, кто-то, напротив, чересчур импульсивен, а кто-то все еще испытывает тревогу). Дети работают в парах, в группах, стараясь распознать «ловушки», устроенные учителем и договориться, когда сталкиваются разные мнения. Самым непростым делом для первоклассников оказывается умение спорить, не ссорясь и не обижаясь, не упрекая друг друга. Ученики ищут аргументы и доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. В конце работы ребята могут оценить, насколько аргументированно они спорили и отстаивали свое мнение, проанализировать трудности. Учитель делает акцент на том, насколько успешно работают первоклассники и какие именно правила школьной жизни помогли им справиться с заданиями.

На заключительном этапе дети обмениваются впечатлениями о первых школьных днях, рисуют, что же им больше всего запомнилось и понравилось в школе, получают свои первые учебники, распределяют поручения. Затем в школьном дворе они участвуют в конкурсе рисунков на асфальте. Адаптационный период заканчивается праздником «Посвящение в ученики». Важным моментом адаптационного периода являются родительские собрания, которые проводятся как в 1-х, так и 5-х и 10-х классах. Учитель проясняет для себя ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, приглашает их к сотрудничеству, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптации.

Чувство взрослости

При проведении адаптационного периода в пятых классах следует обратить внимание на:
- адаптацию к «разноголосице» требований;
- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);
- выявление (пояснение, понимание) роли мальчика и роли девочки, отсюда - акцепт па поло-ролевое взаимодействие;
- принятие новой позиции - ученик основной школы. Младший подростковый возраст характеризуется прежде всего чувством взрослости. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников, по нашему замыслу, предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности. Подросткам предоставляется возможность самим выработать все нормы и правила жизни на новом этапе школьной жизни.

Первый этап (длится всего четыре дня) - знакомство друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе. Работая в группах, скомплектованных по случайному признаку, они ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное в каждом. Очень важно с первых минут общения создать в классе доброжелательную атмосферу. Поскольку для этого возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий предлагается в форме драматизации и творческой дискуссии-поиска.

На следующем этапе ребятам предоставляется возможность взаимодействия в больших и малых группах сменного состава и выработки собственных правил, облегчающих действие сообща. Некоторым классам удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия - интеллектуального, творческого, трудового. Среди общих правил появились, например, такие «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии» или «Быть благодарным» (то есть дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Важно, что эти правила не просто формулируются на основе собственного конкретного опыта, а обсуждаются их необходимость и значимость. Еще один значимый момент данного этапа - создание портрета настоящего школьника. Подростки сами определяют его черты и соответствующие им формы поведения, действия по отношению к себе и другим людям. Свои аргументы школьники иллюстрируют в виде импровизированных сценок.

Заключительный этап связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества - класс. Подростки создают портрет своего класса (кто - в коллективном рисунке, кто - в «живых картинах», кто - в устной презентации своего коллектива). Работа организуется таким образом, что каждый имеет возможность внести в общее представление свое индивидуальное видение. После этого очень быстро и легко распределяются все необходимые поручения, а затем школьники вместе с другим и классами участвуют в «Веселых стартах». Сопереживание за успех своей команды укрепляет чувство причастности к своему коллективу и чувство ответственности за общее дело.

Как отметила классный руководи-тель 6-го«Б» классам. А. Кустынь в своем анализе, «энергия, силы, накопленные за время летних каникул «выплеснулись» в эти дни и были направлены в позитивное русло».

Этап самоопределения

В работе с десятиклассниками важными становятся такие задачи:
- принятие позиции ученик-старшеклассник;
- принятие новичков в коллектив:
- поиск личностного смысла и мотивации учения;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи. Специфика адаптации десятиклассников определяется, с одной стороны, психологическими особенностями юношеского возраста, с другой - возможностями нашей школы, где учащиеся параллельно с получением общего среднего образования заканчивают первый курс Рижского авиационного университета.

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и одновременно - в обособлении. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего Я. Поэтому особое удовольствие в юности доставляет возможность погрузиться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. Важная социальная потребность этого возраста - потребность в поисковой активности, в самоопределении, в определении жизненных перспектив. Соответственно, через все содержание адаптационного периода, по нашему замыслу, проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в собственных ожиданиях на перспективу, в представлении образа «Я» (как собственными глазами, так и глазами других).

Первый этап (он рассчитан на четыре дня) так же, как и в других классах, начинается со знакомства друг с другом. Каждый представляет себя в малой группе, и затем группа выполняет творческое задание. Вся последующая работа происходит уже в группах иного состава. Таким образом, так называемая «плавающая структура» групп предоставляет возможность личного контакта с наибольшим количеством одноклассников. Процесс знакомства углубляется и в ситуации специально организованного взаимодействия всего класса в целом (например, диалог с помощью мяча, «живая анкета»). Важно, что непосредственное участие во всех этих процедурах принимает и учитель.

Следующий этап - актуализация мотивации обучения в средней школе и проявление ожиданий на предстоящий период учебы. На наш взгляд, определяющим в данной ситуации является способность старшеклассника взять на себя ответственность за успешность своего обучения. И даже, если они окажутся пока не готовыми к подобной постановке вопроса, важно обозначить необходимость поразмышлять по этому поводу. Поэтому эта часть работы предлагается в большей степени в форме самоисследования как на тактическом (Что я могу сделать для того, чтобы..? Как я могу повлиять на..?), так и на стратегическом, ценностном уровне (Что я больше всего ценю в себе, других людях? Что значит занять определенную позицию в жизни? От чего прежде всего зависит мой собственный успех в..?).

У десятиклассника появляется возможность поразмышлять не только самому, но и соотнести полученные результаты с представлениями сверстников. Учитель, каждый раз получая анонимные ответы школьников по тому или иному поводу, обобщает их, дифференцирует по значимым основаниям и предлагает им в виде обратной связи.

Вторая часть этапа (фактически его можно назвать этапом самоопределения) связана с полоролевым взаимодействием с характерным для этого возраста интересом к противоположному полу и более персонифицированным усвоением половой роли юноши или девушки. Мы посчитали необходимым предложить старшеклассникам опыт такого взаимодействия в виде упражнений типа «Рисунок в паре», «Комплимент», драматизация ситуации знакомства. Специфика мира юноши и мира девушки осмыслялась в ходе так называемого «мозгового штурма»: Что больше всего вы цените в юноше, девушке? Что труднее и проще всего в общении с юношей и девушкой? и др.

Вся работа на дан ном и других этапах сопровождается, по нашему замыслу, вслушиванием ребят в свои ощущения, чувства и настроения.

Завершающий этап адаптации старшеклассников посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата. Школьникам предлагаются или остроумные математические задачи, или проблемные ситуации типа «Кораблекрушение», «Необитаемый остров», анализируя которые они и выясняют, что помогло взаимодействию, а что помешало, как целесообразно действовать в подобных ситуациях. Затем предлагается нарисовать коллективный портрет класса. Заканчивается адаптационный период решением организационных вопросов - распределением поручений, выдачей учебников, прояснением системы обучения (перечень обязательных предметов и предметов по выбору, занятия в РАУ).

* * *

Восточная мудрость гласит: «Две вещи омрачают наш разум: порой мы молчим, когда нужно говорить, а порой говорим, когда нужно молчать». Такое омрачение часто вызвано ситуацией волнения и тревоги в связи с новой непривычной обстановкой, окружением, и усугубляется психологическими особенностями возраста. Адаптационный период в школе и предназначен для создания доброжелательной атмосферы, позволяющий школьникам и учителю понять друг друга и найти для каждого оптимальную позицию.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
Игорь Давидович Гуревич
Директор школы. 1993.  № 4. С. 1-11. 
[Статья]
А. Талых
Директор школы. 1999.  № 3. С. 13-20. 
[Статья]