Эксоцман
на главную поиск contacts

Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании

Опубликовано на портале: 16-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 53-66. 
Реализуемая в России программа модернизации образования требует нового уровня взаимоотношений между бизнесом, образовательными учреждениями и обществом. В этой статье авторы рассматривают некоторые вопросы развития и модернизации образования, используя существующий в Великобритании опыт сотрудничества бизнеса и высшего образования, а также существующие на данный момент в Великобритании мнения и позиции с целью выработки подходов и структуры для анализа ситуации в Российской Федерации. Бесспорно, в Великобритании существуют свои особенности, влияющие на уровень и качество взаимодействия бизнеса и образования. Вот почему цель данной работы — не поиск решений, основанных на опыте другой страны, а попытка начать дискуссию через исследование иной системы развития в ином культурном контексте.

Введение

Реализуемая в России программа модернизации образования требует нового уровня взаимоотношений между бизнесом, образовательными учреждениями и обществом. В этой статье мы попытаемся осветить некоторые вопросы, используя существующий в Великобритании опыт сотрудничества бизнеса и высшего образования, поскольку эта проблема стала одним из важнейших направлений развития национальной политики страны.

Процесс модернизации делает очевидным тот факт, что изменения в системе образования являются основой будущего экономического и социального развития России. В частности, в сфере профессиональной подготовки процесс модернизации предполагает следующие направления развития: создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, сертификация учебных планов в области менеджмента, экономики и права, налаживание более тесных связей между образовательными учреждениями и коммерческими предприятиями, более активное участие в образовательных процессах работодателей и других социальных партнеров, а также укрепление научно-исследовательской базы учреждений высшего образования. Что касается взаимодействия с бизнес-сообществом, то это в равной степени касается как высшего профессионального образования, так и других уровней профессионального образования.

Проект Делфи 2 — проект технического содействия Европейского Союза, реализуемый в Российской Федерации Британским Советом 1 , участвует в процессе модернизации в сферах профессионального образования и обучения, открытого и дистанционного обучения, социального партнерства и подготовки управленческих кадров. Авторы данной работы занимаются вопросами подготовки управленческих кадров и сотрудничают с учебными заведениями в Свердловской, Воронежской и Волгоградской областях, а также Республике Коми с целью содействия:

  • развитию более эффективных связей между образовательными учреждениями, занимающимися подготовкой менеджеров, и корпоративными клиентами для обеспечения соответствия предлагаемых образовательных услуг в области профессиональной переподготовки управленческих кадров реальным потребностям рынка;
  • внедрению и усовершенствованию методов и приемов стратегического маркетинга в образовательных учреждениях;
  • укреплению региональных сетей и совершенствованию каналов коммуникаций для обсуждения потребностей рынка, а также мониторингу и обмену опытом в сфере подготовки управленческих кадров.

Однако довольно сложно начать такую специфическую деятельность без учета более общих и фундаментальных вопросов, связанных с образовательными учреждениями, коммерческими предприятиями и обществом. Например, если образовательные учреждения должны развивать свой стратегический маркетинг, то это подразумевает наличие ясности в определении желаемого типа «отношений с клиентом». Создание «более релевантного» обучения подразумевает существование механизмов совместного определения понятия «релевантности». И если социальный диалог и социальное партнерство должны содействовать достижению «более эффективной подготовки управленческих кадров», тогда нам необходимо понять, каким образом создать те межорганизационные профессиональные отношения и связи, которые бы наилучшим образом отвечали поставленной задаче. Эти вопросы выходят за пределы только высшего образования, затрагивая сферу начального и среднего профессионального образования и обучения, а также непрерывного профессионального образования в более широком смысле. Такие проблемы в последнее время широко обсуждаются в Великобритании.

Проявляя беспокойство о снижении объема научных исследований, проводимых вузами по заказу бизнеса, а также об уровне конкурентоспособности экономики Великобритании в целом, Правительство все в большей мере осознает важность учебных заведений высшего образования (а также и других образовательных учреждений) при формировании прочных и более эффективных связей с бизнес-организациями. Существуют различные политические и иные инициативы, стимулирующие сектор высшего образования к проведению совместных с предприятиями научных исследований, особенно при увеличивающемся количестве предприятий малого и среднего бизнеса, основывающих свою деятельность на знаниях.

Тем не менее, политика стимулирования деятельности по передаче знаний и технологий не ограничивается только научно-исследовательскими институтами и «высоконаучными» факультетами. Другие образовательные учреждения также участвуют в реализации государственных инициатив, обеспечивая консультационные услуги, непрерывное профессиональное обучение, а также работу с менее «привлекательными» секторами рынка, такими как спорт и культура, добровольные и благотворительные организации, а также другие НПО.

Современная, основанная на знаниях экономика требует создания и участия в этом процессе многоорганизационных/многоотраслевых сетей и сетевых организаций. Признавая этот факт, Правительство Великобритании стремится оказывать финансовую поддержку созданию подобных структур. Как следствие, мониторинг государственных инвестиций и определение направлений развития связей между бизнесом и высшим образованием становятся все более приоритетными.

Такой подход имеет своей целью стимулировать сектор Высшего образования к разработке и эффективному использованию таких видов деятельности, как консультирование, тренинги, контрактные исследования и мероприятия по поддержке бизнеса наряду с традиционно основными видами деятельности — обучением и некоммерческими исследованиями. Последняя Правительственная инициатива, направленная на укрепление регионального экономического развития в Великобритании, вызвала большой интерес на политическом уровне в вопросах, каким образом высшее образование (а также другие уровни послешкольного образования и обучения) может содействовать эффективному региональному экономическому развитию за счет более конструктивного взаимодействия с региональным бизнес-сообществом.

В этой статье будут рассмотрены существующие на данный момент в Великобритании мнения и позиции с целью выработки подходов и структуры для анализа ситуации в Российской Федерации. Бесспорно, в Великобритании существуют свои особенности, влияющие на уровень и качество взаимодействия бизнеса и образования. Вот почему наша цель — не поиск решений, основанных на опыте другой страны, а попытка начать дискуссию через исследование иной системы развития в ином культурном контексте.

Интерес Правительства Великобритании к этому вопросу выразился в проведении довольно масштабного исследования. Результатом его стал обзор «Анализ сотрудничества бизнеса и образования Ричарда Ламберта» 2 , опубликованный в декабре 2003 г. (его можно найти на веб-сайте вместе с исходными данными, полученными от нескольких сотен учебных заведений, крупных предприятий и компаний, а также профессиональных ассоциаций). Финансовый Совет по Высшему образованию Англии — ФСВОА (организация, занимающаяся распределением государственного финансирования от имени Правительства) также проводит теперь регулярные опросы с целью отследить изменения в отношениях между бизнесом и высшим образованием 3 . В этой статье использованы материалы из этих двух источников для описания текущей ситуации в Великобритании.

Передача знаний

Расходы Правительства на высшее образование, составляющие в Великобритании около 7,5 млрд. евро в год (4,5 млрд. на обучение и 3 млрд. на исследования), предполагают, что «передача знаний» должна быть максимизирована и широко распространена во благо экономики и общества.

В Правительственном документе «Будущее высшего образования» (2003 г.) 4 предлагается учитывать при продвижении процесса передачи знаний особенное видение сущности современной экономики: «…В экономике, основанной на знаниях, наша конкурентоспособность и улучшение качества жизни зависят от эффективности процесса обмена знаниями между бизнесом и высшим образованием». Во второй половине XX века Великобритания потеряла многие из своих ведущих секторов промышленности, поэтому теперь она серьезно зависит от возможности установления «высокой добавленной стоимости» товаров и услуг, где «знание» является одним самых важных факторов производства.

Статья Селл и Шауф продолжает дискуссию на эту тему: 5 «…поскольку экономическая деятельность становится все более насыщена знаниями, то все большее количество специалистов с разнообразным уровнем экспертизы и компетенций привлекаются к созданию и распространению знаний». Авторы считают, что развитие сетей взаимодействия служит основой сотрудничества и получения доступа к «внешним» знаниям, снижая возможности риска и распределяя инвестиционные затраты. Такие сети неизбежно будут включать в себя и университеты. Таким образом, современная экономика характеризуется не столько жизнеспособностью своих рынков, сколько эффективностью и жизнеспособностью своих «сетей». Именно с таких позиций и следует рассматривать взаимосвязь бизнеса и образования.

Рассматривая эту проблему, по крайней мере, в контексте Великобритании, складывается мнение, что усилия по укреплению сотрудничества бизнеса и высшего образования недостаточны для успеха, если они направлены исключительно на улучшение так называемых отношений «поставщик — потребитель». Если ограничить внимание только совершенствованием механизмов рынка (более совершенные ценовые механизмы, более гибкие способы представления обучения, более качественная информация о рынке), то это также не приведет к максимальной выгоде, которую может принести совместная работа. Совершенствование рыночных механизмов — очень важная, но не единственная задача.

Таким образом, возрастает важность «партнерских отношений» и создания сетей «сотрудничающих организаций», посредством которых учебные заведения и бизнес могут открыто сотрудничать для достижения взаимных целей. Чтобы эта деятельность была максимально успешной, необходимо понять, как построить так называемые «отношения, основанные на взаимном влиянии и обучении», где стороны не просто работают параллельно, а приспосабливаются к потребностям друг друга и учитывают опыт эффективной работы своих партнеров. Такие отношения могут быть построены только на высоком уровне взаимного доверия. Вот как они охарактеризованы университетом Локборо в обзоре Ламберта: «…Эти отношения имеют скорее широкую, чем специфическую направленность. Они подразумевают взаимное доверие и обмен информацией о наших индивидуальных и совместных целях, они требуют понимания механизмов бизнеса и желания преодолевать возникающие сложности»6 .

Однако было бы ошибкой концентрироваться только на улучшении «двусторонних отношений», не затрагивая возрастающую значимость сетей и многоорганизационного сотрудничества для развития основанной на знаниях экономики. Предприятия, университеты, финансово-кредитные учреждения, правительственные агентства должны участвовать в таком сотрудничестве для поддержки основанной на «сетевых» взаимоотношениях экономики.

Таким образом, для улучшения социального диалога и партнерства в этой сфере необходимо четкое видение соответствующих взаимоотношений между бизнесом и учебными заведениями.

Проблемы, стоящие перед высшим образованием

В обзоре Ламберта делается вывод о том, что университеты ощутили потребность привлечь бизнес-сообщество к процессу «передачи знаний». Вопрос в том, как этого достичь? Каковы проблемы университетов Великобритании, пытающихся расширить свои связи с бизнесом? В обзоре Ламберта выделяются те вопросы, которые требуют стратегических ответов в условиях укрепления связей между университетами Великобритании и бизнесом.

Стратегические вопросы

Человеческий фактор

Нет ничего удивительного в том, что одним из препятствий является человеческий фактор: некоторые ученые и преподаватели не могут идти «в ногу» с бизнесом. Это может стать причиной непринятия концепции ориентации на потребителя или возникновения «диалога на разных языках» между образованием и бизнесом. Однако речь идет не о том, что ученые и представители академической среды должны обладать всеми навыками, необходимыми для поддержки развития бизнеса, или развивать их на очень высоком уровне.

Временные рамки

Временные рамки, в которых работают учебные заведения, зачастую не совпадают с режимом, в котором работают предприятия. Так, например, научное исследование, проводимое в стандартные сроки написания кандидатской диссертации — 3 года, — может быть слишком долгим для того, чтобы бизнес дождался его результатов.

Скорость принятия решений также может стать проблемой. Хотя в Великобритании университеты как «сообщества ученых и преподавателей» становятся все более «административно управляемыми», они все еще остаются достаточно медленными бюрократическими организациями. Если университеты должны стать для бизнеса партнерами, заслуживающими доверия, то им необходимо изменить политику «избежания любого риска» и развивать опыт принятия на себя просчитанных коммерческих рисков. Бесспорно, это будет сложно для учреждений, основанных на принципах научной работы и использующих средства государственного финансирования.

Структура

В структуру университетов довольно сложно «проникнуть» извне. Руководители коммерческих фирм обычно не знают, где на самом деле находятся так называемые «центры экспертизы» или «центры превосходства» (centres of excellence) на региональном, национальном и международном уровнях и не очень стремятся искать их среди таких крупных и сложных организаций. Несмотря на то, что многое уже было сделано при поддержке государства, университетам необходимо продолжить создание более эффективных способов взаимодействия (реальных и виртуальных) с бизнесом и другими заинтересованными сторонами.

При развитии соответствующей структуры необходимо соблюдать баланс между «централизацией» для координации действий и оказания какой-либо поддержки (например, наличие в структуре вуза департамента, который мог бы осуществлять консультирование других подразделений по вопросам составления контрактов или подачи заявок, или наличие в структуре вуза единой информационной службы, предназначенной для поддержки бизнес-клиентов) и необходимостью обеспечить условие, когда отделы и факультеты являются первичными «поставщиками» знаний и технологий. Полностью централизованная система «оказания услуг бизнесу» неприемлема, так же как и полностью децентрализованная.

Миссии и цели

Иногда различия в миссиях и целях между бизнесом и высшим образованием могут стать серьезной проблемой. Например, желание университета опубликовать материалы какого-либо исследования может угрожать политике компании по защите своих коммерческих интересов. Университеты едва ли можно за это критиковать, и некоторые компании принимают это как «жизненный факт».

Однако, если высшее образование пытается завязать более тесные контакты, вузам необходимо искать пути определения миссии и стратегических целей для своей коммерческой деятельности. Если университеты развивают свои связи на «случайной» основе, полагаясь на краткосрочные решения, то результаты могут быть неблагоприятными. Создавая условия для принятия долгосрочных стратегических решений и развивая бизнес-связи в рамках своей миссии, вузы имеют возможность получить больше выгоды в долгосрочной перспективе.

Связь с бизнесом будет легче построить, если университет воспринимается релевантным корпоративному бизнесу. Вот что предлагают в одном из университетов: «…Для развития навыков и передачи знаний необходимы релевантные знания ». Это подразумевает четкое понимание того, что является релевантным, а также перераспределение ресурсов в той степени, в которой, вы считаете, это будет соответствовать миссии 7 . Только тогда может идти речь о доверии таким видам деятельности, как маркетинг, продвижение услуг и связи с общественностью.

Руководство и управление

Роль руководящего органа в вузах становится все более важной при взаимодействии с бизнесом, так как обеспечивает то, что миссия вуза включает в себя передачу знаний, а также что использование бюджета и процесс принятия решений четко определены и отрегулированы. За последние годы в Великобритании наметился значительный прогресс в этой области, и теперь никого не удивляет наличие в управленческом штате вузов должности директора по маркетингу. Однако в обзоре Ламберта констатируется, что помимо этого многое еще может быть сделано в данной области, например, можно обеспечить присутствие представителей бизнеса в руководстве вузов (и наоборот: присутствие представителей университетов в руководящих органах предприятий).

Цели работы вузов многочисленны, поэтому очень важно не подвергать риску результаты одного направления, чтобы достичь их в другом. Например, крупный бизнес по найму на работу выпускников заинтересован как в качестве обучения студентов, так и в прямой поддержке, которую им может оказать бизнес. Разумеется, представители этого бизнеса не хотят получить выгоду в одном направлении за счет другого. Это стратегические моменты, которые требует от университетов абсолютной ясности при ответе на классический вопрос: «В каком именно бизнесе мы работаем?»

Сети

В последнее время в Великобритании все чаще выражается озабоченность относительно того, что существует определенная тенденция среди вузов налаживать взаимосвязь с частными фирмами напрямую, минуя уже существующие сети и сетевые организации (такие как торгово-промышленные палаты, ассоциации, различные агентства и т. д.) 8 . Отчасти это объясняется способом финансирования вузов. И, тем не менее, необходимо поощрять и стимулировать совместные маркетинговые исследования и сотрудничество с сетевыми организациями.

Внутренняя культура и структура поощрений

Как отмечают многие вузы в обзоре Ламберта, некоторые препятствия возникают из-за специфики внутренней культуры университетов, когда обучение и научно-исследовательская работа являются приоритетными. Такое положение усиливается системой внешних поощрений (финансовых и прочих) персонала, направленных только на обучение и научно-исследовательскую работу. В этой связи одной из наиболее сложных задач для вузов должно стать изменение внутренней культуры, несмотря на внешнее давление, оказываемое, в частности, за счет государственного финансирования, для которого обучение и научная деятельность все еще являются приоритетными.

Бизнес-стратегия

Четко определенная бизнес-стратегия вузов с намеченными приоритетами тех видов бизнеса, которые получат помощь и поддержку, очень важна, если вуз стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Региональная программа Великобритании обеспечивает важную основу целевого маркетинга. Кроме этого, стратегия вузов может выстраиваться в соответствии со специфическими запросами компаний, существующими группами предприятий или нишами на рынке, неохваченными другими учебными заведениями.

Вместе с определением целевых рынков также важно развивать соответствующий ассортимент услуг. Например, вместо того, чтобы разрабатывать «одноразовый» продукт, лучше использовать «многосторонний» подход и более исчерпывающий набор преимуществ для клиента в качестве одного из способов концентрации и консолидации ресурсов и создания особенного имиджа.

Интеллектуальная собственность

Термин «интеллектуальная собственность» понимается как «законная форма защиты изобретений, брендов, проектов и творческих идей» 9 , как правило, в виде патентов как основной формы, существующей в сотрудничестве между бизнесом и высшим образованием. Теоретически, вся учебная и научно-исследовательская деятельность попадает под понятие «интеллектуальная собственность», что, разумеется, можно использовать в коммерческих целях. Вузы в основном ориентированы на свободное распространение идей посредством обучения и публикаций и часто не имеют достаточно средств на то, чтобы донести идею до потенциального «потребителя». Однако в условиях движения к совместным исследованиям и коммерческой деятельности вузов всем заинтересованным сторонам необходимо обеспечить соответствующую защиту результатов исследований. Если вопрос о такой защите не решен, то уровень взаимосвязи с бизнесом может снизиться, а интеллектуальная собственность вузов — остаться нерентабельной. В обзоре Ламберта выделяются следующие приоритеты:

  • Ясность: обеспечение ясности с самого начала сотрудничества может уменьшить сложности и разногласия по цене, делая сотрудничество с университетами менее рискованным и более привлекательным для бизнеса.
  • Реалистичные ожидания: многие вузы Великобритании переоценивают потенциальный доход от исследования. Если университеты, многие из которых не имеют достаточно опыта в этой сфере, завышают экономическую ценность своей интеллектуальной собственности (возможно, потому, что не осознают реальной стоимости разрабатываемых научных идей до момента, когда они становятся востребованы на рынке), то возникают разногласия, и переговоры затягиваются. В свою очередь, если бизнес будет пытаться слишком сильно ограничивать своего партнера — университет (например, запрещая публикации или использование потенциала определенного научного исследования в других областях), тогда обе стороны могут быть не удовлетворены результатами.
  • Качество службы поддержки: многие университеты в Великобритании за последние годы организовали централизованные отделы, которые занимаются управлением и координацией всех видов деятельности, связанных с передачей знаний и технологий. Даже получая только государственное финансирование, некоторые университеты пытаются содержать достаточные по размеру и качеству офисы, содействующие успешной работе в области передачи технологий. Одно из решений, предложенных в отчете Ламберта, — заручиться региональной поддержкой по оказанию такого рода услуг.
  • Адекватные формы разработки. Согласно мнению, высказанному в отчете Ламберта, университеты должны тщательно продумывать наиболее адекватные формы передачи технологий. Современная практика отказывается от прямого лицензирования идей, в пользу создания самостоятельных фирм при университетах. Университеты могут получать поддержку государства в этом направлении, а также возможность начального финансирования. Хотя есть примеры очень успешных самостоятельных компаний, затраты и риски весьма велики, и очень часто такие компании не привлекают достаточного рыночного интереса по сравнению с частными компаниями. Таким образом, определение подхода к передаче технологий является чрезвычайно важным.
  • Стратегические вопросы. Кроме практических сложностей по защите интеллектуальной собственности (выходящих за рамки этой статьи) при рассмотрении данной проблемы у руководства университетов возникает необходимость решения стратегических вопросов. Недавно в Великобритании было опубликовано руководство по принятию стратегических решений в университетах 10 . Например, университету необходимо определить, кто будет являться владельцем интеллектуальной собственности и кто получит прибыль от ее использования, учитывая интересы преподавателей и сотрудников. Этот вопрос поднимает проблему авторского права применительно к другим основным видам деятельности, таким как преподавание, в особенности «электронное обучение» и «распространение обучения за пределы аудитории». Далее им придется рассматривать такую проблему, как конфликт интересов (т. е. конфликт между теоретическими исследованиями и прикладными исследованиями, между общественными интересами и коммерческими, между коммерческими интересами людей, принимающих решения, и их ответственностью по управлению организацией в целом).

Практические вопросы

Проблемы, которые мы обсуждали выше, носят больше общий, стратегический характер. Данные, приводимые в обзоре Ламберта, позволяют сделать некоторые предположения относительно возможных механизмов усовершенствования практической работы по налаживанию более тесных связей с бизнесом.

  • Повышение профессионализма во взаимодействии бизнеса и образования. Эта тема охватывает множество практических вопросов, таких как, удобный для пользователей веб-сайт университета, разработанный в соответствии с потребностями тех представителей бизнеса, которые к нему обращаются, качество ответов на первоначальные запросы, а также степень активности университета в поиске новых потребителей своих услуг.
  • Создание центральной базы данных, доступ к которой должен быть из любой точки университета, при необходимости, например, из отдела по работе с выпускниками, отдела по работе с бизнес-партнерами, из деканатов факультета. С целью расширения сферы взаимодействия и развития связей с потенциальными клиентами необходимо также организовать четкую систему регистрации бизнес-контактов и систему управления клиентской базой.
  • Централизованная координация на уровне разработки политики вуза для предоставления полных и последовательных ответов на запросы клиентов, а также создание и поддержание положительного имиджа вуза как надежного и ответственного партнера для бизнеса. Ответы университета должны быть максимально развернутыми, чтобы предоставлять адекватную информацию по разным видам запросов, приходящих в различные отделы университета. Крупные корпорации, планирующие проведение с университетами долгосрочных совместных проектов, требуют иного подхода, нежели предприятия малого или среднего бизнеса, запросы которых зачастую сводятся к проведению, например, простейшего химического анализа.
  • Развитие персонала для приобретения компетенций, необходимых для сотрудников университета: не только профессорско-преподавательского состава, но и для административного персонала, а также для управленцев.
  • Идентификация групп предприятий или секторов (а не отдельных компаний), с которыми возможно успешное сотрудничество и развитие сетей и сетевых организаций.

Однако все эти практические меры не будут иметь никакого значения, если работа университета изначально не воспринимается как соответствующая реальным потребностям бизнеса. Успех налаживания сотрудничества начинается с восприятия того, что деятельность университета адекватна потребностям бизнеса. Университет Астона (один из наиболее успешных вузов Великобритании в области налаживания связей с бизнесом), данные которого приведены в обзоре Ламберта, особенно отмечает этот факт и предлагает различные способы улучшения корпоративной адекватности. В частности, активно поощряются сотрудники, которые проводят научные исследования и консультирование коммерческих (и некоммерческих) организаций, а также те, кто активно участвует в организации связей с бизнес-сообществом. По мнению университета, все учебные планы должны отражать существующие у сотрудников взаимоотношения с бизнесом, включая исследования и консультирование, которые они проводят. «Адекватность», как предлагает университет Астона, должна быть ключевым моментом при разработке учебных планов, и все студенты вуза должны иметь представление об окружающей их бизнес-среде. Дополнительные и профессиональные курсы переподготовки и повышения квалификации, предлагаемые университетами для сотрудников предприятий, имеющих опыт работы, должны полностью опираться на практический опыт тех слушателей, для которых они предназначены. Корпоративных и потенциальных клиентов также желательно лично знакомить с теми усилиями, которые сделаны университетом для достижения соответствия их потребностям.

Поддержка правительства Великобритании в осуществлении процесса «передачи знаний»

С целью поощрения более широкого распространения знаний и опыта в течение нескольких лет правительство Великобритании осуществляет финансирование из фонда «Третий поток» (название фонда выбрано таким образом, чтобы показать отличие от фондов, финансирующих образовательную и научно-исследовательскую деятельность). Со всей очевидностью (и это отмечено в отчете Ламберта и опросах ФСВОА) можно сказать, что такое финансирование способствовало, например, развитию определенной инфраструктуры для установления наиболее успешных контактов. Однако, учитывая существующие ограничения, очевидно, что правительственное финансирование будет необходимо еще в течение нескольких лет. В следующем разделе мы обсудим первоочередные задачи этого финансирования, а также некоторые другие связанные с финансированием вопросы.

В настоящее время наиболее значимый механизм финансовой поддержки в Англии — Инновационный Фонд Высшего Образования (ИФВО 2). Он был создан Департаментом образования и Навыков (аналог Министерства образования), Департаментом Торговли и Промышленности (аналог Министерства торговли и промышленности), а также Агентством, ответственным за распределение государственного финансирования в области высшего образования — Финансовым Советом Высшего образования (ФСВОА). Теперь это постоянный и консолидированный «третий поток» финансирования вузов в размере 187 млн. фунтов (280 млн. евро) на период 2004–2006 гг. В рамках данного финансирования предусмотрено до 2,4 млн. фунтов каждому успешному претенденту или 3,25 млн. фунтов, если представлена коллективная заявка на сотрудничество 11 . Финансирование рассчитано на широкий спектр видов деятельности, включая прикладные исследования, передачу знаний и технологий, а также поддержку общественной деятельности.

Сюда же входят фонды, созданные для поддержки 20 центров по «Обмену знаниями», целью которых является развитие навыков, тренинги, консультации и работа с предприятиями малого и среднего бизнеса 12 .  Такие программы разработаны, чтобы служить «примером успешной практики взаимодействия бизнеса и учебных заведений с меньшей научно-исследовательской направленностью», и предполагают финансирование на 5-летний срок 13 .

Финансирование основано на системе конкурсных заявок, при которой вузам необходимо предоставить четкий план использования финансовых ресурсов, а процесс достижения результатов будет отслеживаться и анализироваться. Основанный на опыте подобных программ и инициатив, ИФВО 2 начал финансирование в августе 2004 г.

Таким образом, университеты получают возможность:

  • Открывать офисы для координации связей с бизнесом и передачи технологий, обеспечивающие консультирование по вопросам проведения переговоров, заключению контрактов, лицензионных соглашений и т. д.
  • Обеспечивать централизованный маркетинговый анализ исследовательской деятельности, консультирования и образовательных услуг предприятиям и обществу.
  • Образовывать самостоятельные фирмы.
  • Поощрять или обеспечивать обучение предпринимательским навыкам студентов.
  • Координировать или предоставлять студентам рабочие места на предприятиях.

Как для внешних, так и для внутренних клиентов/потребителей услуг необходимо использовать подход «одна входная дверь» — полный комплекс услуг в одном офисе — для преодоления структурных и бюрократических барьеров на пути к более успешному сотрудничеству с бизнесом.

Со всей очевидностью можно констатировать, что такой вид финансовой поддержки оказался достаточно успешным, увеличив процент «передачи знаний» бизнесу и обществу в целом (хотя подсчитать экономический эффект от государственных финансовых вложений достаточно сложно). Тем не менее, существуют некоторые вопросы для обсуждения вариантов стимулирования взаимодействия университетов с бизнесом.

Объем финансирования

Даже если ИФВО 2 представляет собой значительные финансовые инвестиции, объем его финансирования не может быть сопоставлен с другими финансовыми потоками, направленными на организацию и управление сектором высшего образования. Например, если университеты не могут поощрить сотрудников, успешно работающих в области установления связей с бизнесом, а сами сотрудники не чувствуют приоритетность этого направления (по сравнению с обучением и научной деятельностью), тогда очевидно, что этот вид деятельности не может превратиться из «побочного» в основной.

Временные рамки

  • Финансирование «третьего потока» раньше подвергалось критике за свою «краткосрочность» и необходимость постоянного внимания со стороны Правительства (в противовес возможности постоянного дополнительного финансирования университетов). Вузы не могут рассчитывать на продолжение такого «начального» финансирования, и это значительно затрудняет процесс долгосрочного планирования. По замыслу разработчиков, ИФВО представляет собой «начало» постоянного потока финансирования образовательного сектора, хотя и сохраняет некоторые неопределенности в виде конкурсной основы получения финансирования (необходимость подачи заявок каждым вузом), а также относительно короткого срока финансирования.

Целевое финансирование

Использование «целевого финансирования» часто критикуется теми, кто считает, что у университетов существует широкий спектр потребностей, и что они сами наилучшим образом знают, как использовать выделяемые средства для получения наилучших результатов. ИФВО учитывает эту проблему, предлагает разнообразные финансовые возможности (включая начальное финансирование, рисковые фонды, средства на обучение предпринимателей, открытие собственных и совместных компаний и т. п.) и подчеркивает, что вузы, участвующие в конкурсе, «должны показать, каким образом их предложения совпадают с их стратегией управления и совершенствования деятельности «третьего потока» и ее результатов, отражают миссию и отвечают специфическим потребностям бизнеса»14 .

Структура финансирования

Если Правительство стремится поддержать финансирование «третьего потока», необходимо четко представлять, для чего оно предназначено. Научные и технические программы университетов, несомненно, важны, но есть и другие виды деятельности. На многие, так называемые «совместные проекты», тратится очень много времени, а получаемая выгода более значима для внешних организаций, чем для самого вуза. Приведем два примера, чтобы пояснить эту мысль. Пока идут процессы развития «корпоративного профиля» вуза и улучшения корпоративного имиджа, работа с предприятиями малого и среднего бизнеса зачастую заставляет университеты инвестировать значительные средства и, возможно, именно здесь необходимо финансирование «третьего потока» для обеспечения поддержки такой деятельности. Также работа с добровольными и благотворительными организациями, имеющими ограниченные средства, не позволяет университетам получить экономическую выгоду от такого сотрудничества. ИФВО определенным образом учитывает эти проблемы, а именно предусматривает тот факт, что финансирование деятельности по «передаче знаний» в университетах с мировым именем, имеющих огромную научно-исследовательскую базу (тип 1), будет отличаться от финансирования менее известных вузов или организаций, деятельность которых направлена на подготовку профессионалов-практиков или работу с предприятиями (тип 2), а также от тех, кто работает с добровольными организациями и общественным сектором (тип 3). ИФВО выделяет различные виды финансирования для каждого их этих видов деятельности.

Мониторинг

Избегая предположения о том, что университетам будет диктоваться схема расходования финансов, очень важно отметить, что у финансирующих агентств должна быть определенная методология оценки результатов финансирования. ИФВО уже проводит такую оценку в своих обычных обзорах и отчетах, и, очевидно, что это станет достаточно важным моментом в будущем.

Региональный аспект

В последнее время региональному развитию в Великобритании уделяется все больше внимания. Это происходит по многим причинам, включая смещение акцента на регионы в стратегических схемах и механизмах финансирования Европейского Союза и развитие механизмов передачи полномочий правительствам стран. Основные структурные изменения в промышленности Великобритании были связаны с необходимостью различных регионов страны решать проблемы экономического спада добывающих отраслей и производства, изменения требований к профессиональным навыкам в новых и «выживающих» отраслях, а также необходимостью привлечения и использования инвестиций в бизнесе, в первую очередь, предлагая высокую «добавленную стоимость».

Агентства по региональному развитию в своем современном виде существуют в Англии только с конца 90-х гг. (в Шотландии и Уэльсе они были образованы немного раньше) и располагают ограниченным бюджетом, выделяемым Правительством (в 2002–2003 гг. бюджет составил 1590 млн. фунтов или 32 фунта на душу населения). Задача таких агентств — повышение уровня регионального производства и уменьшение экономического «неравенства» между регионами. Своей целью они ставят увеличение вклада бизнеса в развитие первоочередных экономических проблем и стратегий развития региона.

Далее в статье будет рассмотрена роль высшего образования Великобритании в развитии регионов на примере Северо-Западного региона Англии, где расположены крупнейшие экономические центры — Манчестер и Ливерпуль. Это позволит нам проанализировать конкретные примеры, отражающие существующую ситуацию.

В плане экономического влияния в Северо-Западном регионе сектор высшего образования имеет огромное значение. При обороте в 1,3 млрд. фунтов в год и общем экономическом доходе свыше 3,0 млрд. фунтов в год, в данном секторе на постоянной основе работают 29 000 человек, а также предоставляются еще 10 000 дополнительных рабочих мест. Университеты и другие учебные заведения (12 из них с правом выдачи дипломов) являются не только крупными работодателями, имеющими большое экономическое влияние и недвижимость, они привлекают высококвалифицированный персонал и значительно влияют на культурную жизнь региона.

Миссия университетов — думать и действовать творчески, быть в курсе последних достижений и идей, мыслить глобально и в международном масштабе, а также готовить высококвалифицированных специалистов для будущих потребностей общества. Таким образом, очень важно рассматривать их как важных игроков в реализации стратегии регионального развития. Ежегодно в регионе проходят обучение 200 000 студентов, и выделяется 240 млн. фунтов на научно-исследовательские программы и контракты. Поэтому основной вопрос, который стоит перед регионом, можно сформулировать следующим образом: получает ли регион максимальную выгоду от основной деятельности образовательного сектора для того, чтобы «все увеличивающееся количество коммерческих предприятий и общественных организаций пользовались услугами вузов в сфере научного и практического консультирования, технического обслуживания и коммерческой деятельности, а выпускники получали рабочие места в регионе» 15 ?

Значительный вклад высшего образования в региональное экономическое развитие может рассматриваться по нескольким ключевым позициям:

1. Развитие бизнеса

Все большее число вузов адаптируют свою основную деятельность, обучение и научно-исследовательскую работу к потребностям процесса развития бизнеса (на региональном, национальном и международном уровнях). Например, все большее значение приобретают совместные исследования и коммерциализация, в некоторых вузах были созданы научно-исследовательские «центры экспертизы» или «центры превосходства» для ключевых направлений развития региональной экономики. Все это, а также партнерские отношения с бизнесом позволяют получить дополнительное государственное финансирование для поддержки стратегически важных направлений научно-исследовательской деятельности в регионе 16 .

Сотрудничество

Можно привести два примера такого сотрудничества в Северо-Западном регионе Англии: во-первых, Северный исследовательский центр аэрокосмических технологий, расположенный в Университете Манчестерского института науки и технологий (The University of Manchester Institute of Science and Technology), и Союз по охране окружающей среды, расположенный в Университете Ланкастера и созданный для развития «основанного на знаниях» бизнеса и занятости в секторе природоохранных услуг и технологий 17 . Во-вторых, совместная работа в рамках «Северо-Западной ассоциации университетов» привела к образованию «информационного посредничества», цель которого — продвижение практического опыта вузов и обеспечение доступа бизнеса к их информационным ресурсам и профессиональным навыкам. Теперь предприятия могут пользоваться центральной базой данных для выявления интересующих их специализаций и основных направлений работы учреждений высшего образования в этом регионе.

Кластеризация (группирование)

Университеты, развивающие связи с бизнесом, часто сталкиваются с проблемой, когда они не могут передать навыки, необходимые бизнесу, в полном объеме, или когда работа с отдельными компаниями становится экономически нецелесообразной и непродуктивной. Северо-Западный регион развивает стратегию «учебной и научной кластеризации» для достижения необходимой критической массы, а также стимулирует развитие «промышленных групп» для дальнейшего сотрудничества. Там, где процессу передачи знаний и научных исследований необходимо выйти за рамки традиционных академических предметов/дисциплин, когда проблемы бизнеса требуют целостного, а не частного подхода, такое «сетевое» сотрудничество становится наилучшим, а в долгосрочной перспективе — наиболее продуктивным решением.

Бизнес-инкубаторы

Все университеты региона предоставляют услуги «бизнес-инкубаторов» для оказания поддержки новым, только что созданным компаниям своей научно-исследовательской деятельностью, а также другим начинающим свою деятельность компаниям. Например, как в Манчестере, так и в Ливерпуле существуют бизнес-инкубаторы для биотехнологического сектора. Многие вузы имеют также другие возможности поддержки более крупного бизнеса (включая инфраструктуру и доступ к целевому финансированию) и, что не менее важно, обеспечивают сотрудникам и студентам доступ ко «вновь сформированному» бизнес-сообществу.

Партнерство в области передачи знаний

Хотя пока небольшой процент предприятий малого и среднего бизнеса пользуется возможностями, предоставляемыми университетами в области передачи знаний, большинство вузов используют различные схемы, разработанные для стимулирования этого процесса. Одна из таких схем, финансируемых государством, — «партнерство по передаче знаний», и ее цель — трудоустройство выпускников на предприятиях малого и среднего бизнеса для работы в коммерческих проектах при поддержке руководителя из вуза. Ассоциация университетов Северо-Западного региона приводит данные о том, что каждая из таких схем (а всего в данном регионе было более 200 успешных примеров) принесла прибыль в среднем 125 тысяч фунтов и создала 4–5 дополнительных рабочих мест 18 . Такое тесное взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса с университетами создает надежную основу для формирований ценностей совместного сотрудничества, особенно при наличии информационной и маркетинговой поддержки на национальном уровне, что ни один университет не в силах сделать самостоятельно. Такая схема и подобные ей практикуются уже несколько лет в сфере научных технологий, и существует объективная потребность продолжить их в таких областях, как управление, проектирование изделий и маркетинг.

Планирование действий

Несмотря на то, что между университетами в регионах есть конкуренция, существуют все же важные области сотрудничества. Например, в рамках совместной работы университетов был разработан «Основанный на знаниях план действий», содержащий 83 самостоятельных (хотя и пересекающихся) реальных практических проекта для усиления влияния знаний и инноваций в регионе. Результатом его стало финансирование в размере 24 млн. фунтов, полученных от Европейского фонда регионального развития — сумма, которую ни один вуз не смог бы получить самостоятельно. Таким образом, мы видим, что логика экономики, основанной на сетевой работе, такова, что конкуренция и сотрудничество становятся ее главными составляющими, двумя сторонами одной медали.

2. Навыки и занятость

Переносимые навыки

Высшее образование способствует экономическому процветанию региона посредством подготовки высококвалифицированных выпускников, а также предоставлением возможностей для непрерывного профессионального развития. В последнее время все больше внимания уделяется развитию так называемых «переносимых навыков» (навыки или группы навыков, которые не характерны для какой-либо конкретной области, профессии или должности, например, навыки работы в команде, навыки планирования и управления временем и т. д.) для решения ситуации с занятостью выпускников. Это подразумевает так называемые «предпринимательские навыки» (чтобы помочь выпускникам создать собственный бизнес), а также «навыки, необходимые для устройства на работу», связанные со специализацией образовательной программы выпускника. Введение модульной структуры обучения значительно способствовало этому процессу в Великобритании, так же как и публикация национальной «градационной таблицы», показывающей статистику по возможностям устройства на работу выпускников различных университетов.

Совместное предоставление услуг

Университеты уделяют все большее внимание сотрудничеству для максимального удовлетворения потребностей предприятий в умениях и навыках. Например, некоторые вузы в настоящее время разрабатывают новую квалификацию — магистр предпринимательства, чтобы дать возможность менеджерам проходить обучение по модульной системе, выбирая модули в различных университетах Северо-Западного региона (как в дистанционной форме, так и традиционным способом). Таким же образом университеты организуют поддержку развития новых отраслей и переориентации регионального профиля предприятий в Северо-Западном регионе путем создания соответствующих курсов и программ, например, новые программы «Электронный бизнес» (E-Business) или «Управление Кол-центром» (Call-Centre Management).

Улучшение условий

Сложившиеся традиции в высшем образовании и «профиль» основных участников ставят в худшие условия отдельные социально-экономические группы, что обуславливает недостаточное использование образовательного потенциала региона так же, как и отток выпускников в другие регионы в поисках работы. Таким образом, вклад университетов в региональное экономическое развитие путем формирования и расширения региональной базы знаний и навыков может оцениваться теми усилиями, которые прилагают университеты по совершенствованию условий для групп, традиционно не представленных в высшем образовании, а также по увеличению количества выпускников, остающихся работать в своем регионе (например, оказывая помощь региональным предприятиям в найме выпускников из данного региона, вместо поиска выпускников извне). Также многие вузы предоставляют услуги служб занятости, стимулируя предприятия в приеме на работу «местных талантов» и давая возможность студентам получить ценный практический опыт в процессе учебы.

3. Обновление: физическое и культурное

Обновление региона может происходить вполне естественными способами, такими как, например, инвестирование в физическое обновление зданий и сооружений, что влияет на внешний вид городов, комфорт и безопасность прилегающих территорий и, следовательно, повышает привлекательность города или региона для компаний, желающих начать свое дело или поменять место расположения. Однако обновление можно обеспечить и поддержкой, которую способны оказывать вузы отдельным видам производства. Стратегия развития Северо-Западного региона определила так называемые «Творческие отрасли промышленности», имеющие особое значение для обновления городов и развития так называемой «мягкой инфраструктуры», которая делает города приятным и желаемым местом для жизни и работы. Огромное влияние, которое оказывают на экономику культура и искусство в совокупности со спортивным бизнесом, мультимедийной индустрией и т. п., возводит в ранг одной из наиболее важных и приоритетных задач для университетов — подготовку выпускников, которые бы развивали эти отрасли, а также поддержку этих выпускников различными способами, предоставляя условия (например, возможности проведения научных исследований) для самовыражения и развития.

Многие из перечисленных выше схем взаимодействия могут применяться отдельными вузами и отдельными бизнес-организациями, работающими на основе двустороннего партнерства. Однако логика экономики, основанной на сетевом взаимодействии, состоит в том, что синергия и эффект мультиплицирования достигаются при одновременном процессе конкуренции и сотрудничества в рамках стратегического развития.

Данные различных исследований позволяют говорить о том, что, по крайней мере, для Великобритании наличие системы регионального развития может помочь в установлении сотрудничества между вузами в поддержке вновь создающихся компаний, а также в установлении конструктивного диалога и партнерства между университетами и бизнесом. Так как в Российской Федерации эта роль зачастую отводится специальным агентствам или региональным администрациям, то полезно рассмотреть возможности развития будущего взаимодействия бизнеса и университетов, а также то, как региональные агентства должны осуществлять мониторинг этого процесса, и как должны контролироваться сами агентства с точки зрения их способности продемонстрировать результаты построения такого сотрудничества.

Однако необходимо осознавать, что для таких видов деятельности требуется довольно много времени. Выстраивание взаимоотношений и создание структуры такого социального партнерства требуют времени. Интервал между начальной идеей и выходом на рынок часто составляет не месяцы, а годы. В процессе мониторинга эффективности таких процессов необходимо уделять особое внимание вопросам реалистичности ожиданий и управления ожиданиями.

Что произойдет, если университеты не будут участвовать в этом процессе?

 Те университеты, которые не участвуют в этом процессе, рискуют потерять финансирование или получать его в более ограниченном размере, утратить свою значимость для окружающих, снизить возможность устройства на работу своих выпускников, отрицательно влиять на региональную социально-экономическую ситуацию, уменьшить вероятность своего участия в международном сотрудничестве в секторе высшего образования. Это выглядит достаточно угрожающе. В США и Западной Европе уже имеет место более серьезное последствие такого «неучастия» — развитие корпоративных университетов, происходящее отдельно от сектора традиционного высшего образования.

Одной из причин развития корпоративных бизнес-школ в США (их насчитывается более 1600) 19 , по мнению многих специалистов, является то, что традиционные бизнес-школы не обладают достаточным уровнем и глубиной понимания потребностей бизнеса. В связи с тем, что предприятия не стремятся обращаться к традиционным учебным заведениям по другим аспектам своего бизнеса, нет причин, по которым бизнес не может упростить цепь передачи знаний и навыков, выстроив ее «под себя» с наименьшими затратами.

В настоящее время современные информационные и коммуникационные технологии позволяют предоставлять дистанционное обучение по всему миру, и новые ключевые участники образовательного процесса, такие как издательская промышленность и предприятия сферы телекоммуникаций, все в большей степени проявляют свою готовность к сотрудничеству. Говоря прямо, существует достаточно много потенциальных конкурентов, которые могут «притянуть» к себе основные виды деятельности вузов. И даже монополизация права на выдачу сертификатов и дипломов не обеспечит полной защиты. Самые продвинутые корпоративные университеты не ограничивают себя специфическим обучением для своих компаний. Например, «Национальный университет полупроводников» (The National Semiconductor University) кроме узкоспециализированных учебных курсов и программ предлагает обучение по программам бакалавриата и магистратуры совместно с традиционными университетами 20 .

Рассматривая предложенные доводы критически, можно отметить, что корпоративные и традиционные университеты направлены на совершенно разные потребности. Однако необходимо оценить, какая потребность создает наибольший спрос, а какая — финансируется в большем объеме.

Примечания

1http://www.delphi-project.ru — Интернет-сайт проекта Делфи 2 — проекта, финансируемого ЕС. Мнения авторов являются их собственными и не выражают точку зрения Европейской Комиссии. Возврат

2Обзор Ламберта по взаимодействию бизнеса и высшего образования.Lambert Review of Business-University Collaboration. 2003. December, http://www.hm-treasury.gov.uk/consultations_and_legislation/lambert/consult_ lambert_index.cfm Возврат

3HEFCE March 2003 Higher Education-business interaction survey 2000–01, http://www.hefce.ac.uk/news Возврат

4Документ Правительства Великобритании «Будущее высшего образования».UKGovernment White Paper «The Future of Higher Education». Возврат

5Sell A., Schauf T. Modernisation Processes at the Enterprise level under considerations of Regional Innovation Systems // Modernisation of Enterprises: Factors, Strategies and Trends. INCO-Copernicus: Final Report University of Macedonia Press: Thessoloniki, 2001. Возврат

6Evidence of Loughborough University to the Lambert Review. Возврат

7Evidence from Bournmouth University to Lambert Review. Возврат

8East of England Development Agency, evidence to the Lambert Review. Возврат

9ОбзорЛамберта.С. 47 (Lambert Report.Р. 47). Возврат

10Auril/UniversitiesUK/Patent, Office Managing Intellectual Property: A Guide to Strategic Decision Making in Universities. Возврат

11Интернет-сайт Инновационного фонда высшего образования Англии. http://www.hefce.ac.uk/news (28.01.04). Возврат

12http://education.guardian.co.uk/businessofresearch (21.01.04). Возврат

13Инновационный фонд высшего образования: приглашение к участию в тендере по получению финансирования, 2-й раунд.HEFCE (2003) Higher Education Innovation Fund, round 2: Invitation to apply for funds. Возврат

14Op. cit. Р. 3. Возврат

15Ассоциация университетов Северо-Западного региона «Вклад высшего образования в экономику Северо-Западного региона».North West Universities Association (October 2003) The Contribution of Higher Education to the North West Economy. Возврат

16North West Universities Association 2003. Response to the Lambert Review. Возврат

17Harloe M. Reaching out to the region, http://www.nwra.gov.uk/region/nwreview/education.php 24/11/03 Возврат

18North West Universities Association 2003. Response to the Lambert Review. Возврат

19Morrison J. L., Meister J. C. 2000 Corporate Universities: An interview with Jeanne Meister.http://ts.mivu.org/default.asp/show=article&id=785 Возврат

20Crainer S. Corporate views of University http://www.managementskills.co.uk/articles/univer.htm 13/10/03 Возврат


Гибсон М. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании / М. Гибсон, А. Ю. Афонин // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 4(32). С. 53-66.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Игорь Михайлович Ширяев
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 105-116. 
[Статья]
Александр Иванович Зимин
Социологические исследования. 1994.  № 3. С. 102-108. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Елена Владиславовна Савицкая, Наталья Сергеевна Алтунина
Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 117-133. 
[Статья]
Александр Владимирович Пономарев
Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 71-76. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]