Эксоцман
на главную поиск contacts

Время найти середину. К проблеме обновления учебных планов и программ

Опубликовано на портале: 28-08-2004
Директор школы. 1996.  № 1. С. 3-11. 
Тематический раздел:
Статья посвящена проблемам обновления содержания образования при реформировании российской школы. Рассматривается видение изменения содержания образования Министерством образования, где и произносятся эти лозунги и разрабатываются законы, стандарты, базисные учебные планы, региональными и муниципальными управлениями образования, где заняты, с одной стороны, адаптацией министерских материалов, с другой - обеспечением функционирования школ, директорами школ, в их концепциях, планах и моделях и, наконец, в классах, где учителя встречаются с учениками и учебниками.

Ну, разумеется, все мы за скорое и глубокое преобразование нашей школы. Но как часто наши благие пожелания рассыпаются прахом. То, что мы называем «обиовлени ем содержания образования», представляет сложный, противоречивы!'! процесс, порождающий массу проблем и вопросов.

В последние голы реформирование российской школы проходит под знаменами обновления содержания образования. «Учитель получает выбор», «Школа создает новый учебный план», «Региональное содержание образования» - все эти, часто звучащие с высоких трибун фразы могу| создать впечатление действительно глубоких преобразований, радикально меняющих школьную реальность.

Однако в нашей действительности существует несколько реальностей. Одна - в Министерстве образования, где и произносятся эти лозунги и разрабатываются законы, стандарты, базисные учебные планы. Другая - в региональных и муниципальных управлениях образования, где заняты, с одной стороны, адаптацией министерских материалов, с другой - обеспечением функционирования школ. Третья реальность - в кабинетах директоров школ, в их концепциях, планах и моделях. И, наконец, четвертая реальность - в классах, где учителя встречаются с учениками и учебниками.

Как же связаны эти реальности? Отражаются ли бури в классных комнатах на разработке учебных планов? Думает ли учитель, входя в класс, о региональных особенностях учебной программы? Наверное, сложные 'ли связи по-разному выглядят из каждой реальности. Сточки зрения директора школы, эти реальности существую! довольно автономно. И «гора» усилий в Москве рождает нередко лишь перестановку книг в библиотеке красноярской школы. Особенно это касается так называемого «обновления содержания образования».

В данной статье хотелось бы проанализировать эту ситуацию, найти возможные пути реального обновления содержания работы школы.

Загадочное слано «куррикулум»

Каждый, кто пытался объясниться с англоязычными педагогами, знает, как им трудно понять, что мы имеем в виду пол словами «учебный план», «программа»» и «содержание образования». Нам в свою очередь кажется расплывчатым их слово «curriculum», охватывающее, кажется, все представления из области «Чему учить?»

В российской (а точнее - в советской) традиции ответ на вопрос «Чему учить» ищется на четырех уровнях:
- цели обучения:
- учебные планы;
- учебные программы:
- учебные материалы. При этом в той же традиции цели обучения формулируются либо совершенно идеологически (было: гармоническая личность, преданность делу коммунизма; стало: демократически развивающаяся личность), либо узко предметно с ориентацией на конкретные знания и поступление в высшее учебное заведение. В первом случае переход от целей обучения к учебным планам систематически не выстроен, что превращает цели в пустые лозунги. Во втором случае цели по сути сводятся к учебным программам в их нынешнем пиле, но не определяю'] философский и ценностный контекст обучения. Учебным планом принято называть документ, определяющий набор учебных предметов, их разделение по годам обучения, недельное и годовое количество времени (уроков) на изучение каждого учебного предмета. Признавая исключительную важность этого документа, мы не замечаем его удивительную лаконичность. А ведь в принятой в наших школах форме учебного плана невозможно педагогически отличить, например, такие разные предметы, как литература или физкультура. Нельзя и отличить первый класс от девятого. Таким образом, обновление учебных планов весьма мало говорит о подлинном обновлении содержания образования. Учебная программа по предмету призвана дополнить лаконичный учебный план. В наших условиях она продолжает играть и роль стандарта, ведь в ней говорится не только о том, чему надо обучать, но и о том, что надо проверять. И здесь приходится заметить, что и по учебной программе очень трудно судить о том, что реально происходит в педагогическом пространстве. Как и учебные планы, программы по различным предметам и для совершенно разных по возрасту детей имеют одну и ту же структуру.

Учебный план и программы являются реально до сих пор важнейшими документами, регламентирующими образовательный процесс в школе. Более того, учебный план является основополагающим финансовым документом.

В учебных материалах прячется последний и наиболее подробный ответ на вопрос «Чему учить?». Именно с учебным материалом, изложенным в учебниках и иных учебных пособиях, работают учитель и ученик. В последние годы разрушилось жесткое единство учебной программы и материала. Появились учебники и даже учебно-методические комплексы на основе одной и той же программы. Очевидно, учебный материал имеет подлинно глубокое влияние на школьную реальность. Однако, как подробно показывают многие исследователи, учебный материм далеко не исчерпывает содержание образования. Для того чтобы увидеть подлинное содержание, нужно дешифровать учебный материал, вскрыв в нем неявно заложенные принципы и способы деятельности, ценности. Нужно также принять во внимание нею технологию школьного образования, способы совместной деятельности детей и учителей.

Как обновляются цели и учебные планы ?

Фактически определение целей образования было прерогативой высшего политического руководства. На основе этих политических решений образовательное ведомство в Москве жестко и тотально определяло учебный план, учебную программу и материалы.

В годы реформирования образования на федеральном уровне были продекларированы его новые политические цели. Однако поскольку многие полномочия «ушли» на низшие уровни управления, то фактически «ушли» и инструменты реализации этих целей в учебных планах, программах и материалах. Министерство пытается сейчас взять своеобразный реванш через внедрение федеральных образовательных стандартов. При этом, правда, возникает немало противоречий с тенденцией усиления автономии регионов и школ.

Реально пока только базисный учебный план является инструментом влияния федерального уровня на обновление содержания образования. Но ни для кого не секрет, что рамки базисного учебного плана достаточно удобны для тех руководителей, которые хотели бы сохранить учебные планы образца 1990 года. Значительная часть учебного плана (особенно в старших классах) и других элементов учебного содержания может определяться на региональном уровне.

Наконец, незначительная часть учебного плана может определяться школой. В рамках выделенного в учебном плане времени школа может вводить новые обязательные предметы или организовывать предметы по выбору. Региональное руководство вправе разрешить школе разработать расширенный учебный план, выделив ятя этого дополнительные средства. Однако права школы в разработке учебных программ и учебных материалов, а главное, в разработке реального содержания учебной работы до сих пор неопределенно широки.

Итак. действительно компетенция принятия многих решений в области содержания образования перешла в регионы и даже в школы. Помогло ли это обновлению содержания образования?

Судя по встречам с педагогами из разных регионов и публикациям, важнейшими достижениями региональных образовательных властей в наше время становятся программы развития образования. В них в соответствии со всеми модными ветрами принципами развития образования объявляются гуманизация, гуманитаризация, открытость и вариативность, дифференциация образования и придание ему развивающего характера. И хотя все такие программы солидарны в том, что обновление содержания образования является приоритетной сферой, реально регионы в основном берутся за «создание рынка учебных материалов региональной направленности» и «обеспечение школ учебниками нового поколения по гуманитарным дисциплинам». Таким образом. конкретно в региональных программах указаны лишь несколько направлений возможного обновления «curriculum» без четкого указания сроков и масштабов этой работы, Конечно, региональные департаменты разрабатывают варианты регионального учебного плана. Как правило, соответствующие решения принимаются неспециалистами на основе традиционной структуры учебного плана. Поэтому региональные варианты учебных планов похожи, как близнецы, друг на друга и на прежние учебные планы. Разве что вместо обществоведения появляется курс «Человек и общество». (Меняется ли при этом доктринерский характер преподавания?).

Аналогично формируются учебные планы на уровне школы. Можно сказать, что школа является последней инстанцией, где происходит оформление учебного плана как рабочего документа. Во многих регионах школы вправе выбирать один из вариантов регионального учебного плана. Они так же самостоятельно формируют школьный компонент.

Чем же руководствуются директора школ при принятии таких решений? Основной фактор - наличие учебных пособий или (и) кадров ятя преподавания по ним. Вторым по важности фактором, является педагогическая мода, пропаганда новых предметов и учебников. В результате самыми распространенными изменениями стали углубленное изучение отдельных предметов, введение предметов по выбору в старших классах, иностранный язык в отдельных младших классах, преподавание экономики.

Как обновляются учебные программы и материалы ?

Обновление учебных программ тоже происходит на основе широких прав регионов и школ. Конечно, мы имеем сейчас дело с небывалым многообразием этих программ. Часть из них более или менее соответствует старым министерским программам и рекомендуется для широкого освоения. Часть из них носит оригинальный характер. Школы практически самостоятельно принимают решение о работе по той или иной программе. Все больше случаев, когда программы разрабатываются учителями. Чаще же всего новые программы разрабатываются специалистами вне школы и даже вне педагогических институтов и центров переподготовки учителей.

Таким образом, можно говорить об определенном хаосе в сфере разработки и распространения не только учебных программ, но и учебных материалов.

Действительно, программы и материалы для предметов школьного компонента либо разрабатываются учителями, либо покупаются на рынке учебных материалов. При этом реально школы не имеют ни ориентиров для выбора, ни методов разработки и применения учебных программ. Аналогичная ситуация со всеми предметами, по которым отсутствуют рекомендованные федеральные программы. Немногим лучше ведется разработка материалов и программ на региональном уровне. В большинстве регионов появляются неотличимые друг от друга и педагогически непрофессиональные программы по экономике, технологии и экологии. Что касается обновления содержания гуманитарных предметов (история, философия, литература и т.п.), то оно во многом зависит от появления новых учебников. Неудовлетворительная ситуация с их распространением приводит к тому, что (по нашим данным) в каждой пятой школе преподавание литературы, географии, иностранного языка, а иногда и истории, продолжается по учебникам, изданным до 1991 года. Но даже новые учебники по этим предметам не гарантируют реального обновления, поскольку не проведена их общественная экспертиза, не изменена философия их преподавания.

Поскольку в России отсутствует традиция многообразия учебных программ, то в регионах трудно найти компетентных экспертов, способных оценить ту или иную программу. Поэтому внедрение новых программ нередко приводит к снижению качества образования по данному предмету. Обещания решить эти проблемы за счет введения федеральных и региональных стандартов образования являются ни чем иным, как отчаянной попыткой вернуться к методам административного регулирования процесса обновления содержания образования, отражением глубокого разочарования в рынке педагогических материалов. С нашей точки зрения, поспешное введение стандартов может только ухудшить ситуацию, отбросить се на годы назад. Это связано и со странной концепцией стандартов, и с неверным, по нашему мнению, видением под/тинных опасностей.

Опасность этой ситуации состоит не только в том, что разрушается единообразное образовательное пространство, и не в том, что многие школы видят в новой структуре учебных планов лишь возможности сохранить старые учебные планы и программы. Главная опасность состоит в том, что серьезное реформирование учительских и школьных установок и ценностей, обсуждение целей и направленности школьного обучения в новых условиях подменяются перетасовкой учебных предметов и затрачиваемого на них времени, формальными изменениями учебных программ. Большая часть учителей реализует старые подходы, даже работая по новым учебникам.

Роль переподготовки учителей в обновлении содержания

Помочь преодолению сложившегося отчуждения призвана система их переподготовки. Однако надежды не оправдываются в полной мере. До сих пор во многих регионах переподготовка педагогов в основном происходит в ИУУ, централизованно финансируемых из бюджета. Как правило, в них сохраняется система краткосрочных, узко предметных курсов, не связанных с глубокими социально-культурными сдвигами в образовании. Привычная ситуация, когда финансируются не работы, а учреждения.

Все большее значение для переподготовки учителей приобретает рынок соответствующих услуг. В этом случае за переподготовку учителя в вузе или частной фирме платит школа или муниципальный отдел образования. Особенно важно, что практически все фирмы и учреждения, разрабатывающие новые учебные программы и учебники, ведут и переподготовку для работы по ним. Большую роль в переподготовке педагогов играют отдельные передовые школы, которые проводят платные краткосрочные курсы и стажировки для других школ. Однако, как и на рынке учебных материалов, здесь не хватает серьезной экспертизы и политики. Кроме того, рынок заметно скудеет вместе с оскудевающим финансированием школ. В Красноярском крае и в других регионах обсуждается идея передать школам основную часть бюджетных средств на переподготовку, с тем, чтобы они по своему усмотрению могли отдать эти деньги или традиционному институту усовершенствования учителей или, например, Британскому открытому университету, имеющему отделение в Красноярске. Однако эта идея имеет целый ряд «подводных камней» и пока даже не опробуется.

Перспективными представляются целевые программы достаточно массовой и длительной переподготовки по новым предметам. В последнее время на основе смешанного финансирования (часть средств платит территориальный департамент, часть - школы), как правило, на базе соответствующего регионального Центра развития образования реализуются программы переподготовки (и подготовки) учителей по курсам экономики, психологии, планирования семьи, истории, охватывающие десятки наиболее перспективных школ. Отбираются эти школы нередко на конкурсной основе.

Такой подход может рассматриваться как пример настоящей политики в обновлении содержания образования. При его реализации серьезная работа школ (и отдельных учителей) не только становится престижной, но и поддерживается финансово.

Пути преодоления отчуждения

Парадоксальным ходом преодоления отчуждения школы от процесса обновления содержания образования является превращение учеников и их родителей в реальных соучастников этого процесса. Пока роль родителей в определении философии школы, целей обучения очень невысока. Даже в тех школах, где эти вопросы обсуждаются, родители в обсуждениях не участвуют. Их мнения по смене ориентации школ практически не выясняются.

В разработке учебных планов роль родителей тоже традиционно невысока. Система работы с родителями не стимулирует повышения их компетентности в области учебного планирования. В то же время социально-культурные изменения сформировали некоторые явные предпочтения и пожелания в родительской среде. Так, опросы, проводившиеся в 1993 году, показывают, что 50-70 процентов родителей выступает за раннее и более широкое изучение информатики и иностранного языка.

Многие родители готовы дополнительно платить за эти предметы. Школы вынуждены считаться с этим явно формируемым желанием и менять учебные планы. Других сколько-нибудь значительных требований родителей к учебным планам не выявлено.

Еще более отчуждены родители от изменений в учебных программах и материалах. Только 5-15 процентов родителей интересуется этим вопросом до того, как ребенок начал учиться в той или иной школе. Школы ставят родителей перед фактом перемен, что порождает нередко разочарование и конфликты в тех случаях, когда родители сталкиваются с тем, что их лети учатся по непонятным или странным программам. Таким образом, вместо того, чтобы быть движущей силой обновления школы, родители нередко становятся его тормозом. Единственный ход здесь - повышение их педагогической компетентности, реальное привлечение к принятию педагогических решений. И, наверное, настало время включать родителей (особенно в младшей школе) в учебный процесс помощниками учителей. Данные американских исследователей показывают, что такое вовлечение резко усиливает ориентацию школы на ребенка, повышает содержательность учительско-родительского взаимодействия.

Ориентация на ребенка должна проявляться и в прямом включении школьников в процесс обновления содержания образования. Пока же }1И в выработке учебных целей и планов, ни в выборе учебников учащиеся участия не принимают.

Возможно, ориентацию на выбор надо поддерживать специальной работой по развитию педагогической компетентности учеников (как это делается, например, в школах А. П. Каспржака и А. Н. Тубельского), максимальной открытостью и понятностью всех педагогических перемен.

Другим достаточно парадоксальным условием преодоления отчуждения педагогов от обновления содержания образования является становление инновационного режима работы школы как нормального и стабильного. При этом под инновационным режимом мы понимаем не экспериментирование по заранее заданной гипотезе и методике, а критический анализ возникающих проблем и нестереотипные попытки их решения. Подробней мы писали об инновационном режиме (см. журнал «Директор школы» № 4 за 93г.), поэтому здесь ограничимся акцентированием именно такого аспекта инновационного режима - возможностью критического обсуждения всего пути: от целей образования до конкретного урока.

Но, пожалуй, главное, что может обеспечить действительно педагогические эффективные изменения учебных планов и т.п. - это смена целевых и ценностных ориентации школ и их руководителей. Сердцевиной школьной жизни, ее сутью является не только и не столько написанное в учебниках и стандартах. Нам необходимо повернуться и вернуться к рассмотрению всего уклада школьной жизни, к формированию позитивного образа учителя, к выстраиванию интеллигентного детско-взрослого сообщества.

В свое время движение учителей-новаторов «Педагогика сотрудничества» справедливо критиковалось за невнимание к учебному содержанию. В последние гиды маятник качнулся - содержание, а точнее, учебные планы и материалы попали в центр внимания. По-видимому, сегодня настало время найти среднюю позицию и обсудить реализацию идеалов российской школы и с точки зрения новых учебников и стандартов, и через новые педагогические подходы.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также: