Эксоцман
на главную поиск contacts

Инновации: подлинное и мнимое

Опубликовано на портале: 28-08-2004
Директор школы. 1996.  № 2. С. 63-66. 
В статье проводится анализ инновационной деятельности в отдельно взятом регионе (Республике Татарстан). Опрос руководителей всех рангов и учителей позволяет говорить о многообразии инновационных процессов, о необходимости не просто изучать их, но и прежде всего классифицировать и систематизировать.

Все-таки великая это вещь мода! И не только в области нарядов и украшений. Разве не модно сегодня быть новатором, проводить исследования, эксперименты? Время уж такое. Но всегда ли новое оказывается действительно новым?

Что и говорить, инновации стали сегодня массовым явлением. Правда, результаты их далеко не однозначны как по сути, так и по реализации.

О чем говорит опрос

Мы провели анализ подобной деятельности в нашем регионе. Опрос руководителей всех рангов и учителей позволяет говорить о многообразии инновационных процессов, о необходимости не просто изучать их, но и прежде всего классифицировать и систематизировать. С этой целью мы разработали специальную программу. Она предусматривает проведение на базе ряда учебных заведений теоретических лекций и семинаров, знакомящих руководителей школ с теорией педагогического исследования. Вместе с ними мы заполняем региональную карту инноваций.

Очевидно, что курс на гуманизацию школы вызвал к жизни немало новшеств. Они затрагивают цели школ, содержание образования, воспитательный процесс, систему обучения и развития школьников, структуру и режим деятельности школы, управление ею. Появились новые типы учебных заведений, такие, как лицеи, гимназии различной направленности, имеющие целью своей создание благоприятных условий для обучения, развития и воспитания одаренных детей. Созданы классы углубленного изучения предметов, а также профессионально-ориентированного обучения. Изменения в содержании образования нашли отражение в учебных планах, программах, в создании альтернативных учебников, методических пособий и дидактических материалов. Так, в школах нашей республики действуют учебники по истории Татарстана, татарскому языку и литературе. Широкое обсуждение практиков прошли авторские программы по изобразительному искусству, по истории религии.

В ряде школ идет поиск таких технологий организации учебно-воспитательного процесса, когда усиливается его управленческая функция и уменьшается - информативная, что актуализирует познавательную самостоятельность учащихся. Примером такого опыта является разработка и освоение методик разноуровневого и модульного обучения в 102-й и 93-й школах Казани.

Меняется и структура управления. Перераспределяются властные полномочия. Появляются кафедры, лаборатории. Возник интерес к исследованиям, экспериментам.

Все это, безусловно, отрадное явление. Но громкие названия очень часто оказываются не соответствующими действительности. Так, многие эксперименты при ближайшем рассмотрении чаще всего оказываются просто опытами по внедрению каких-либо педагогических концепций, давно известных науке.

Симуляция новшеств

Школы находятся на разных этапах нововведений. Одни уже вышли на результат экспериментальной работы (описание, обобщение, рекомендации). Ну а то, что делают другие, иначе, как «симуляцией» новшеств не назовешь. Составленные учеными программы исследования «существуют сами по себе», а школа действует по старинке. Так что перед нами - не эксперимент, а типичная показуха. Существуют различия между школами по интенсивности перехода от «старого» состояния к обновленному. Неравномерно распределяются инновации и по различным направлениям поиска.

Все эти процессы тесно связаны с обновлением управленческой структуры школы. Если не модернизируется система управления, то, как правило, возникают затруднения в реализации нового. К сожалению, именно этот аспект инновационной деятельности исследован меньше всего.

Ряд школ имеет четкую концепцию преобразований, программу исследования и уже получает определенные результаты экспериментов: педагогические технологии, методические рекомендации, альтернативные дидактические материалы. Другие школы - в поиске своих концепций и стратегии обновления учебно-воспитательного процесса. Третьи ошибочно отождествляют инновации с опытной работой. Встречаются, к сожалению, и такие учебные заведения, которые берутся за новшество по чисто конъюнктурным соображениям. Внешне здесь как будто бы есть все: концепция, программа, различного рода показательные мероприятия, но одна только беда - работает школа, как и прежде, в традиционном режиме. Причина подобных явлений, на наш взгляд - низкая управленческая культура. Такие руководители, даже если и осознают необходимость инноваций, не умеют ориентировать педагогов на достижение поставленных целей и создавать творческий коллектив единомышленников.

Неравномерно развиваются нововведения и по различным элементам педагогической системы. Более всего изменения (60 процентов всех инноваций) происходят в содержании образования, в формах и методах обучения и воспитания. Именно сюда направлено большинство поисков: нестандартные уроки, отдельные приемы модернизации обучения, игровые элементы. На первый взгляд, должна непременно повыситься результативность учебного процесса, но этого не происходит. Почему? Да потому, что за новшествами не стоит хорошая предметная и психолого-педагогическая подготовка учителя, а главное - отсутствует системное видение того педагогического процесса, которым он управляет. К тому же надо учесть еще тот факт, что вводимые вновь предметы крайне недостаточно обеспечены методическими пособиями, дидактическими средствами.

Наиболее трудно поддающимся изменениям оказался управленческий блок. Введены дополнительные должности и в достаточном количестве. Если раньше в школе было три завуча, то теперь семь - восемь. Созданы новые формы организации и управления, но эффективные модели управления школой, работающей в инновационном режиме, находятся пока в стадии разработки. А ведь управление школой - это система и изменение отдельных ее функций без целостного преобразования - не обеспечивает позитивного результата. Так, новое целеполагание ведет за собой изменения в аналитической деятельности, планировании, внутришкольном контроле и форме организации работы педагогического коллектива.

Причины и выводы

Что же затрудняет развитие инноваций? Причины, как показывает проведенный нами анализ, следующие:
- отсутствие глубоких теоретических знаний по педагогике, психологии, социологии, управлению, а также недостаточная готовность администраторов и учителей к исследовательской деятельности;
- руководители ряда школ недостаточно владеют умением организовывать совместную деятельность учителей и создавать творческую атмосферу для педагогического поиска. Они не видят перспективы школы, и как следствие этого не готовы управлять в режиме развития;
- руководители не всегда могут увидеть, поддержать и поощрить учителей, способных самостоятельно что-то искать, пробовать, экспериментировать. Потому-то такие поиски и не оказывают существенного влияния на результативность деятельности школы;
- отсутствие у ряда руководителей гибкости в стиле, формах и методах управления школой.

Осуществляя инновационную деятельность, следует, перефразируя слова К. Д. Ушинского, переносить идею, а не сам опыт. «Слепое» же воспроизведение нового учителями приводит, как правило, к противоположному результату. Особо следует отметить рассогласованность этапов исследований. Не отслеживаются результаты, не проверяется эффективность, а это не дает возможности прогнозировать и корригировать педагогический процесс.

Вывод напрашивается сам собой: если мы хотим иметь подлинные инновации, а не их подмену, действительные преобразования, а не показуху, то должны серьезно заняться глубокой переподготовкой руководителей школ. Успешное развитие инновационных процессов требует продуманной и упорядоченной системы мер, которые предполагают знание сущности и содержания новшеств, их многообразия, стадий развития, результативности и перспектив.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марк Матусович Поташник
Директор школы. 1995.  № 2. С. 38-34. 
[Статья]
Вестник международных организаций. 2008.  № 1. С. 61-61. 
[Статья]