Эксоцман
на главную поиск contacts

Социологические исследования в школе: темы и способы проведения

Опубликовано на портале: 04-09-2004
Директор школы. 1998.  № 5. С. 13-19. 
Тематический раздел:
Статья посвящена вопросам проведения различных социологических исследований в школе. Сегодня диагностика социально-педагогической ситуации становится не эпизодическим событием, а регулярным явлением. Потому-то все чаще руководители учебных заведений обращаются к социологам. Обычно задают два вопроса. Первый: можно ли пригласить профессионального социолога в школу, а если можно, то какая информация будет представлена по результатам исследования? И второй: можно ли воспользоваться готовыми социологическими методиками (в основном анкетами) и самим провести исследование?

Объекты исследования, проблемы и признаки

Первый вопрос состоит из двух частей. Первая часть выглядит тривиально и может показаться, что ответ однозначен: «Конечно, можно и даже нужно». Но все не так просто. Надо понимать, что сами социологи стали специализироваться. Одни могут успешно работать в области политики, другие при исследовании таких социальных институтов, как семья, религия, экономика, образование, культура и т.п. К сожалению, специалистов в области социологии школьного образования пока недостаточно и, конечно, вам будет нелегко найти подходящую кандидатуру. Нужна помощь научных подразделений, занимающихся непосредственно социологическими исследованиями в школьной среде. Приглашайте тех, кто уже имеет опыт работы в школе, иначе вам придется ждать, пока приглашенный специалист освоит объект, разработает необходимый инструментарий, проведет пилотажные исследования и только затем сможет приступить к решению ваших задач. Чего же можно ожидать от результатов сотрудничества? Теоретически вариантов может быть много, но мы остановимся в основном на тех, которые проверены нами входе практической работы со школами.

Набор социологических исследований, которые могут проводиться в школьной среде, достаточно широк и многообразен. Это многообразие определяется, во-первых, составом объектов исследования (отдельный класс, учительский коллектив, школа, районное звено, город и т.д.), во-вторых, выбором проблем, которые планируется рассмотреть в процессе исследования конкретного объекта, в-третьих, комплектом признаков, описывающих каждую из выбранных проблем, и содержанием выдвигаемых гипотез, в-четвертых, составом респондентов (учителя, родители, дети, руководители образовательных учреждений, органы здравоохранения и т.д.), и, наконец, формой представления результатов. При всем многообразии вариантов каждое исследование имеет как автономную компоненту, так и общую составляющую. Автономность определяется в основном уникальностью проблем и содержанием гипотез, а общность достигается за счет выбора одинакового набора респондентов, повторяемости одних и тех же признаков, частичного или полного использования одного и того же инструментария.

В качестве примера рассмотрим исследование, в котором объектом является отдельная школа. Понятно, что вариантов таких исследований может быть достаточно много и предлагаемый набор проблем, признаков, респондентов, гипотез, форм представления результатов не претендует на всеобщность. Этот вариант выбран как иллюстративный, так как подвергался неоднократной эмпирической проверке. Что предлагается использовать в качестве проблем и признаков?

Проблема первая: степень соответствия образовательных услуг запросам и ожиданиям родителей. В ходе исследования необходимо получить целостное представление о школе на основе сравнительного анализа мнений учителей, учеников и родителей (удовлетворенность состоянием школы и перспективами ее развития). Выявить оценку различных сторон организации учебного процесса и удовлетворенность родителей основными сторонами деятельности школы, качеством и количеством образовательных услуг. И еще - определить меру комфортности пребывания учеников в школе.

Проблема вторая: уровень социализации детей. Исследуются уровень мотивации детей на учебу, наличие у них интереса к отдельным предметам и уровень его реализации. Включенность во внешнюю среду и умение действовать. Оценка возможности проявить свой творческий потенциал. Степень реализации школой жизненно значимых планов и ценностных ориентации старшеклассников. Степень влияния на детей различных факторов социального окружения. Место школы в формировании ребенка. Уровень соответствия личных и профессиональных качеств учителей. Пожелания учеников и родителей.

Проблема третья: оценка общего социально-психологического климата в школе. Она дается всеми категориями респондентов(педагогами, учениками, родителями и администрацией). Состояние взаимоотношений между педагогами (на межличностном и профессиональном уровнях), между учителями и детьми (на уроке и во внеурочное время), между учениками, школой и родителями. Сформированность классных коллективов (сплоченность, готовность оказать помощь друг другу, самоощущение каждого ребенка в своем классе). Принципы согласованности взаимодействия школы с родителями.

Проблема четвертая: оценка социокультурной ситуации в школе. Оценка деятельности школы по развитию общекультурного кругозора учащихся. Наличие специальных учебных программ по общекультурному и эстетическому воспитанию (история искусств, история культуры, кружки и факультативы по культуре поведения, по самопознанию, по этике и эстетике и т.д.). Качество организации свободного времени учащихся (в период обучения и в каникулы). Наличие социокультурных мероприятий. Наличие негативных явлений в школьной среде и их анализ.

Проблема пятая: состояние инновационной деятельности в школе. Степень участия учителей в инновационной деятельности. Равномерность распределения усилий по различным объектам инновационной деятельности (содержание учебных дисциплин, воспитательная деятельность и т.п.). Влияние руководства школы на инновационную деятельность (управление, поддержка). Степень реализации инноваций.

Проблема шестая: профессиональная деятельность учителей. Представления учителей о системе школьного образования и значимости своей профессии. Социально-профессиональная мотивация. Учебная деятельность и удовлетворенность учителей ее результатами. Анализ учебных и воспитательных проблем. Система предпочтений в работе с детьми. Ученики и родители о коллективе учителей. Проблема адаптации начинающих учителей, становление и профессиональный рост учительства.

Гипотезы, инструменты, источники информации

Кроме выбора проблем, директору вместе со специалистом-социологом необходимо определить систему гипотез, которые будут проверяться в ходе проведения исследования. Гипотезы в значительной степени зависят от особенностей каждой школы и, как правило, носят уникальный характер. В качестве примера приведем несколько формулировок:
• мотивация детей на учебу упала, так как они не уверены, что хорошее образование обеспечивает благополучное материальное положение людей;
• родители не очень охотно оказывают помощь школе, так как сомневаются, что их затраты будут адресно использованы на собственного ребенка;
• инновации не принесли ожидаемого успеха из-за отсутствия координации усилий новаторов в общегородском масштабе. Сформулированные проблемы, признаки и гипотезы являются основой научной программы исследования. Однако само исследование может быть начато только после того, как по каждому из признаков и подпризнаков будут определены соответствующие количественные или качественные параметры, будет сформирован инструментарий сбора данных. Основные методы такого сбора - прямое наблюдение, анализ документов, интервью и особенно анкетирование. При этом важно предусмотреть достаточность информации для доказательства или опровержения выдвигаемых гипотез.

Сбор данных в зависимости от состава признаков, включенных в исследование, осуществляется с помощью одного или нескольких источников информации. В рассматриваемом примере в качестве источников информации использованы четыре группы респондентов: учителя, ученики 9-х и 11-х классов, родители учеников 9-х классов, родители учеников 5-х классов.

Некоторые признаки можно замерить с помощью нескольких источников информации, что позволяет проводить сравнительный анализ результатов, полученных от разных респондентов. Таким образом, с помощью профессионального социолога директор школы может получить достаточно много фактуальных и аналитических данных, среди которых наиболее значимыми являются:
• результаты социологического опроса учителей, учеников и родителей;
• аналитический отчет о социально-педагогической ситуации в школе с выявлением причинно-следственных характеристик обнаруженных проблем;
• рекомендации по формированию концепции развития школы;
• материалы к подготовке аттестации школы и проведению педагогических советов, собраний родителей и учащихся.

Готовим социологов-практиков

Некоторые директора пытаются решить задачу своими силами. При этом, как правило, используются понравившиеся анкеты других авторов или предпринимается попытка разработать свой инструментарий. Оба подхода заканчиваются почти одинаково. При использовании чужих анкет трудно увидеть заложенные в них проблемы, признаки и гипотезы, а потому интерпретация полученных данных либо носит упрощенный характер, либо страдает искажением. При попытке создания собственного инструментария его разработчикам не всегда хватает знаний и опыта для составления программы исследования и корректной, однозначно понимаемой респондентами формулировки вопросов, отвечающих целям и задачам социологического опроса. Чаще всего значительные интеллектуальные и материальные издержки на организацию и проведение исследования заканчиваются разочарованием от незначительности, а порой и примитивности полученных результатов.

Но ведь не все школы могут заказать социологическое исследование у профессионалов и тем более делать это регулярно. Можно ли за счет расширения профессиональной компетенции подготовить одного из работников школы, способного на корректном уровне организовать и провести исследование и обработать полученные результаты?

Такое, конечно, возможно, но при выполнении ряда обязательных условий. Наиболее значимыми из них являются: обязательное обучение на специальных курсах; приобретение школой не только готового инструментария (типа анкет), но и пакета документов, описывающих замысел исследования и рекомендации по интерпретации получаемых результатов; наличие в школе компьютера и программного обеспечения для обработки результатов социологического опроса; возможность получения консультационной помощи у профессионального социолога, особенно при проведении первых самостоятельных исследований.

Учебная программа, разработанная кафедрой социологии нашего университета специально для таких курсов, рассчитана на 174 часа. Основная цель курса заключается в подготовке для школы специалиста, способного сформулировать исследовательскую задачу, применить разработанный профессиональными социологами инструментарий с учетом социально-педагогической ситуации в школе, организовать исследование и корректно проанализировать полученные результаты.

Слушателями данного курса могут быть специалисты с высшим образованием, имеющие аналитический тип мышления, опыт и склонность к исследовательской работе. По должностному статусу это, как правило, заместители директора по опытно-экспериментальной или воспитательной работе, школьные психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы.

Теоретическая часть курса предполагает ознакомление с основами социологического знания и особенно с основами социологии школьного образования. Детально излагаются вопросы методологии, методики и техники проведения социологического исследования в школе. Специально рассматриваются основные социологические методы (наблюдение, опрос, интервью, контент-анализ, моделирование, эксперимент), конкретные методики, а также техника проведения исследовательских процедур. Практическая часть обучения основывается на организации и проведении самими слушателями реальных исследований в своих школах под руководством преподавателей кафедры и сотрудников лаборатории. Исследование проводится по разработанному и неоднократно апробированному инструментарию, а при необходимости возможна адаптация имеющихся методик к задачам или потребностям конкретной школы.

По результатам исследований каждый слушатель пишет курсовую работу в виде аналитического отчета о социально-педагогической ситуации в школе. Материалы таких исследований, проанализированные и утвержденные кафедрой и лабораторией, могут стать официальным документом при аккредитации школы, проверках и других видах контроля и анализа. При заочном обучении теоретическая подготовка проводится в виде десятидневных установочных сборов. Затем слушатели проводят исследования в своих школах, готовят аналитические отчеты и присылают их в университет. Положительный отзыв на отчет является основанием для выдачи удостоверения о повышении квалификации, а сам отчет приобретает статус официального документа.

Таким образом, у директора есть возможность выбрать приемлемый вариант реализации потребностей в анализе социально-педагогической ситуации. Все зависит от имеющихся ресурсов и стратегии развития школы.

Литература
Учитель, школа, общество. Социологический очерк 90-х. - С.-Птб., 1995.
Смирнова Е. Э., Курлов В. Ф. и др. Учительство Америки и России./ Материалы I Академических чтений «Интеграция педагогической науки и практики».- С.-Птб., 1997.
Смирнова Е. Э., Курлов В. Ф. Мир ребенка. Некоторые черты школьной жизни. - С.-Птб., 1997.
Смелзер Н. Социология.- М.: «Феникс». - 1994.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Trevor Williams
Sociology of Education. 1975.  Vol. 48. No. 4. P. 432-456. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
Игорь Давидович Гуревич
Директор школы. 1993.  № 4. С. 1-11. 
[Статья]
Муса Мовлиевич Юсупов
Рубеж (альманах социальных исследований). 1997.  № 10-11. С. 139-143. 
[Статья]