Эксоцман
на главную поиск contacts

С помощью сообщества учителей. Что могут сделать для организации взаимодействия с родителями методические объединения

Опубликовано на портале: 26-09-2004
Директор школы. 2000.  № 6. С. 26-32. 
Статья посвящена возможностям взаимодействия семьи и школы - двух важнейших воспитательно-образовательных институтов, которые изначально призваны дополнять друг друга. Это особенно важно сейчас, когда многие родители хорошо осознают ценности образования, стремятся найти для сына или дочери «хорошую школу», интересуются перспективами ее развития, сравнивают различные образовательные программы. Кроме того, развитие демократии в первую очередь предполагает повышение степени открытости школы для общества, а это относится именно к участию родителей в общественной экспертизе системы образования, к разделению ответственности за обучение и воспитание детей.

Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Это особенно важно сейчас, когда многие родители хорошо осознают ценности образования, стремятся найти для сына или дочери «хорошую школу», интересуются перспективами ее развития, сравнивают различные образовательные программы. Кроме того, развитие демократии в первую очередь предполагает повышение степени открытости школы для общества, а это относится именно к участию родителей в общественной экспертизе системы образования, к разделению ответственности за обучение и воспитание детей.

Главным организатором взаимодействия школы и семьи, конечно, является директор. Именно от него зависит определение основных направлений такого сотрудничества. Важно, чтобы при этом была четко определена функциональная роль каждого школьного подразделения, всех работников - классных руководителей, учителей-предметников, завучей, организаторов досуга, психолога, социального педагога. К сожалению, организуя эту работу, забывают о том, какой вклад могут и должны внести в нее методические объединения учителей. На наш взгляд, именно они могут профессионально решать многие вопросы, связанные с актуализацией позиции родителей по отношению к образовательному процессу, создавая у них положительную мотивацию в содействии школе, учителю, своему ребенку.

Каким же образом возможно осуществление этих задач? Какие новые формы сотрудничества можно предложить методическим объединениям, чтобы они вписались в традиционно существующую систему работы? Выделим основные направления такой деятельности, оговорившись, что предлагаемая типология условна и она, разумеется, может быть дополнена другими видами деятельности, которые успешно осуществляются в той или иной школе.

Первое направление - информационно-просветительское

Информация о новых учебных предметах. Родители должны четко знать, чему учат их детей, то есть содержание образования в конкретном классе и по мере перехода ребенка из класса в класс, с указанием возможностей получения базового, расширенного или углубленного образования по предметам или образовательным областям. Необходимо проинформировать родителей о содержании нового учебного курса, дать советы по его изучению, о формах аттестации, критериях оценивания, дать характеристику домашних заданий и основных (оптимальных или возможных) способов их выполнения. Рассказать о требованиях к ведению тетрадей и оформлению зачетных работ и т.д.

У каждого учителя-предметника должна быть четкая информация по данным вопросам, это поможет преодолеть своеобразный «изоляционизм» в их действиях.

Информация о видах и формах дополнительного образования. О расписании работы и содержании деятельности факультативов, о внешкольных формах углубленного освоения знаний (перечень рекомендуемых организаций и учреждений, в которых ребенок может развивать свои интересы и способности по предмету или образовательной области).

Как довести эту информацию до родителей? Разумеется, все знакомы с такой традиционной формой, как выступление учителя-предметника на классном родительском собрании или на собраниях параллели. Такие выступления целесообразны в начале года, а также при смене учителя по какому-либо предмету. Важно только заранее обсудить на объединении круг вопросов, по которым следует информировать родителей. Это особенно важно для начинающих учителей или для педагогов, перешедших из других школ.

Могут быть использованы и другие, более экономные и лаконичные формы информации. Хорошо зарекомендовали себя различные издания для родителей: информационные бюллетени, вестники и листки, специально оформленные стенды в школе или кабинетах. Их целесообразно использовать для постоянного напоминания всем родителям об учебниках, пособиях, словарях-справочниках, факультативах, кружках, особенно тем, которые по каким-либо причинам не были на родительских собраниях.

Второе направление - просветительская деятельность

Для родителей важно знать особенности содержания изучаемых в школе предметов, уровень освоения предмета (базовый, гимназический, углубленный и др.). На наш взгляд, прежде всего необходимо знакомить родителей с: концепцией развития учебного заведения, с общешкольной исследовательской темой, с проектами, в которых участвует школа, - районными, общегородскими или международными, содержанием изучаемых курсов (подробно с целями и задачами, уровнями получаемой образованности и т.д.), методами проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка (или типа ученика с учетом его индивидуальных интересов и склонностей).

Сегодня, когда так много говорится об индивидуализации и дифференциации образования, мы совершенно оставляем в стороне семью. Внимание к ней активизируется лишь тогда, когда ребенок не справляется с программой, теряет интерес к школе, к учению, начинает игнорировать какие-либо предметы. Вся работа по индивидуализации обучения, разработке индивидуальных образовательных маршрутов ложится всей тяжестью на учителя-предметника. Думается, что без участия родителей полностью решить эту проблему трудно. Часто ли мы спрашиваем родителей, какую «цену платит» ребенок за свой индивидуальный маршрут, всегда ли их ставим в известность, возлагая на способного ученика обязанность участвовать в олимпиадах, в ученических конференциях, писать доклады и пр.? Именно поэтому необходимо квалифицированное сотрудничество с родителями, которые больше знают о своем ребенке, о его склонностях и интересах, индивидуальных темпах работы.

Все эти аспекты должны быть обсуждены на методобъединении, чтобы создать краткие рекомендации. При таком подходе, быть может, удастся избежать взаимного непонимания и недоверия между школой и родителями. Часто родители слышат упреки в недостаточном внимании к школьным делам ребенка и очень редко призываются на помощь и к сотрудничеству. Дело ограничивается требованиями школы уделять побольше внимания процессу обучения, выполнению домашних заданий, призывами воспитывать у детей усердие, прилежание, увеличивать время для выполнения домашних заданий. А ведь важно заинтересовать родителей содержательной стороной образовательного процесса, сущностью обучения, его формами, видами домашних заданий, способами выполнения самостоятельных и творческих заданий различного уровня сложности.

В каких формах может проводиться просветительская деятельность?

Это прежде всего индивидуальные консультации. Конечно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что родители «хлынут» на эти консультации. Но нельзя и отрицать, что есть немалая группа родителей, которые искренне заинтересованы в образовании ребенка, в его успехах, в его продвижении, которые по уровню своей образованности компетентны в оказании ему содержательной помощи. Чтобы это сотрудничество не было формальным, на методобъединениях целесообразно запланировать и разработать групповые (проблемные и тематические) консультации и семинары для родителей. Какие вопросы целесообразно обсудить с родителями? Это могут быть вопросы, связанные с воспитанием познавательного интереса к учебному предмету, с источниками развития интересов, о проявлении и развитии способностей, о видах одаренности детей разного возраста, о неравномерности развития в той или иной сфере личности, об участии родителей в помощи ребенку (отработка навыков чтения, умения рассказывать, отвечать на вопросы, грамотно писать, учить наизусть и т.д.). Родителям нужно знать, какие затруднения и почему испытывает их ребенок при изучении того или иного предмета, и, естественно, им важно услышать, как они могут помочь сыну или дочери преодолеть эти затруднения. Все эти проблемы должны стать предметом обсуждения и анализа объединения, чтобы любой учитель-предметник с пониманием и профессионализмом мог провести соответствующий семинар или консультацию, ведь, как известно, именно от него зависит очень много в индивидуальном становлении личности.

Во избежание случайности и стихийности в привлечении родителей к совместной деятельности очень важно, чтобы эта работа заранее обсуждалась и планировалась на методических объединениях. Родители должны знать, в какой помощи нуждается школа для обогащения содержания и форм образовательного процесса, чем именно они могут помочь школе. Для этого и нужны специальные совместные встречи в форме консультаций и семинаров проблемного и тематического характера. Существенным элементом на таких встречах являются различные выставки: образцов учебной продукции учащихся (их творческих достижений), на олимпиадах, примерных заданий на выпускных экзаменах в школе или вступительных в вуз и т.д. Это поможет родителям сориентироваться в современных требованиях к достижению того или иного уровня компетентности учащихся в различных областях (особенно в различных конкурсах). Важно отметить двусторонний процесс подобных мероприятий: они обогащают знаниями не только родителей, но и дают отличную «пищу для размышлений» учителям.

Третье направление - творческое

Что под этим подразумевается? В школах проводятся Дни науки и искусства, олимпиады, конкурсы, праздники, фестивали, предметные недели и декады, выставки творчества и др. Сегодня престиж школы во многом зависит от того, насколько ей удается увлечь учащихся творческой деятельностью, участием в различных видах исследований. Мы знаем, что ребятам часто помогают родители, но происходит это, как правило, стихийно. Как же сделать родителей активными участниками образовательного процесса? Специалисты-родители могут быть консультантами при разработке исследовательских и творческих заданий старшеклассниками, руководителями клубных занятий, рецензентами выполненных работ. Именно в таких коллективных делах может в полной мере проявиться сотрудничество школы и семьи.

Для того чтобы эта работа была целенаправленной, уже в начале года необходимо на заседании объединений обсудить все ее аспекты и организовать специальные встречи с родителями. Очевидно, что даже самый опытный классный руководитель, на которого в основном возложены обязанности поддерживать связь с родителями, сделать это в одиночку не в состоянии. А вот методическое объединение как профессиональное сообщество способно помочь учителям преодолеть самоуверенность или неуверенность. В рамках творческого направления чрезвычайно важны и открытые уроки для родителей. Наш опыт убеждает в том, что такие уроки очень полезны в формировании активной позиции семьи по отношению к школе. Хорошо знаем, как «выкладывается» учитель, как напряженно обдумывает он форму, содержание урока, деятельность детей, но эффект бывает значительным. Родители имеют возможность увидеть малейшие детали урока, работу своих детей, понять, как усложнилась программа по сравнению с временем, когда учились они сами, как изменилась технология урока, глубже осознать роль учителя в образовании их детей. Думается, что в планах методобъединений должна быть запланирована разработка, посещение таких уроков, а затем их профессиональное обсуждение.

Возможно и проведение совместных открытых уроков, когда родители являются не наблюдателями, а участниками действия. Естественно, выбор темы и построение такого урока должны быть тщательно обдуманы на методическом совете. Еще более эффективно, если подобные уроки проходят одновременно во всей школе (например, во время Дня открытых дверей или Дня открытых уроков), а после их проведения взрослые собираются вместе и анализируют происшедшее с разных точек зрения. Такие акции позволяют родителям посмотреть на процесс образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со стороны (это касается и «нового взгляда» на своего ребенка, и на труд учителя в целом). Помимо экспертной или познавательной деятельности, участие в подобном мероприятии дает и мощнейший психологический эффект - родители чувствуют себя частичкой образовательного пространства школы.

Что может сделать объединение в данном направлении? Определить тематику и обсудить содержание открытых (или совместных) уроков (с ориентацией материала на соответствующий контингент и уровень подготовки учеников). Разработать рекомендации для родителей по проектированию исследовательской деятельности учащихся (как помочь ребенку при работе над исследовательским проектом). Разработать рекомендации для учителя (как привлечь родителей к совмест-ной деятельности с ребенком - оптимальный выбор темы, интересной и взрослым, и детям; способ реализации и защиты проекта с привлечением родителей и т.д.).

Четвертое направление - организационно-деятельностное

Целесообразно в плане работы методического объединения учителей включить раздел о формах сотрудничества с родителями. Что необходимо учитывать при планировании?

Во-первых, данные о составе родителей (социальном, возрастном, образовательном, профессиональном, религиозном и т.д.), об уровне компетентности родителей и педагогических кадров (это хороший способ самоэкспертизы образовательного учреждения), о характере взаимоотношений между учителем (каждым!) и родителями, между родителями и ребенком в семьях, между учителем и ребенком в классе.

Во-вторых, необходимо учитывать особенности учебного заведения (школа - гимназия; городская - сельская; центральная - в спальном районе; односменная - двухсменная и т.д.), состав учащихся (их индивидуальные особенности, склонности, ценности), соотношение учебной и внеклассной деятельности.

В-третьих, ресурсное обеспечение школы (материально-техническое, кадровое, методическое и т.д.). Итак, надо учитывать, каких практических навыков не хватает современным родителям? Прежде всего это навыки помощи ребенку при освоении образовательных программ, по использованию правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в школы и вузы и т.д.). Большая потребность у родителей возникает и в освоении навыков эффективного общения со своими детьми. Так что обучение пап и мам целесообразно начинать еще в начальной школе, когда у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий и они очень доброжелательно относятся к школе. Не упустите этот момент!

Предполагается, что именно методическое объединение может быть организатором следующих мероприятий: открытые уроки для родителей и совместные уроки для родителей и детей одновременно (как вариант - проведение урока родителям, естественно, при соответствующей подготовке), организация творческих отчетов детей по предмету (на предметных неделях, по итогам работы кружка, в Дни науки, искусства и т.д.), проведение Дней науки, искусства (тематических праздников), организация консультаций по предметам (образовательным областям), изучение информационных и методико-педагогических запросов родителей, планирование консультаций и семинаров.

Как можно оценить эффективность работы по сотрудничеству с родителями? Здесь необходимы экспертиза и самоэкспертиза объединений. При определении задач, содержания и анализа результатов работы методобъединения с родителями важно исходить из идеи развития всех субъектов и структур образовательного процесса. Целесообразно определить, какие изменения (позитивные или негативные) могут произойти в развитии отдельного ребенка и коллектива детей в целом (изменение в мотивации учения; развитие интереса к предмету и образовательной области; изменение в уровне литературного, гуманитарного, естественнонаучного развития), учителя и педагогического коллектива, межличностных отношений: школа -родители; учитель - родитель; учитель - ученик; родитель - ребенок. Наконец, в развитии самого объединения и школы в целом.

Оценку изменений можно провести путем опросов и наблюдений. Главными условиями здесь должны выступать: системность (регулярность) отслеживания запросов родителей, уровня их педагогической и правовой компетентности и уровня удовлетворенности всеми аспектами (результатами) жизнедеятельности школы, а также наличие обратной связи.

Результаты такой работы могут быть представлены на педагогических советах, родительских собраниях, тематических семинарах по отдельным проблемам, на Дне открытых дверей в школе.

Итак, определяя стратегию деятельности методического объединения учителей по взаимодействию с родителями, директору школы важно:
• Создать позитивную мотивацию у членов педагогического коллектива (учителей-предметников, руководителей объединений) на сотрудничество с родителями.
• Организовать коллективное обсуждение содержания и форм работы объединения по взаимодействию с родителями.
• Включить соответствующее направление деятельности в годовой план работы школы.

* * *

В данной статье намечены лишь некоторые направления в работе методических объединений учителей по организации сотрудничества с родителями. Самый главный смысл этой деятельности, на наш взгляд, состоит в том, чтобы учитель-предметник не действовал в одиночку, чтобы его советы, пожелания и рекомендации не передавал и по-своему интерпретировал классный руководитель, преподающий совсем другой предмет и часто не знающий всех тонкостей его отношений с учениками. Важно, чтобы у всех учителей возникла мотивация сотрудничества с родителями и взаимодействие было профессиональным, целенаправленным, открытым для поиска все более и более «эластичных» форм, благоприятствующих развитию и образованию наших детей.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виктор Федорович Шаповалов
Общественные науки и современность. 2007.  № 2. С. 163-172. 
[Статья]
Владимир Ильич Паниотто
Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 163-170. 
[Статья]
Татьяна Александровна Гурко
[Учебная программа]
Сергей Владимирович Захаров
Мир России. 2007.  Т. 16. № 4. С. 73-112. 
[Статья]
Н.Дж. Смелзер
Социологические исследования. 1993.  № 3. С. 107-118. 
[Статья]
Альберт Васильевч Баранов
Социологические исследования. 2000.  № 7. С. 116-119. 
[Статья]