Эксоцман
на главную поиск contacts

Анализ финансово-хозяйственной деятельности государственного вуза как основа инновационных решений и программ (на примере УГТУ-УПИ)

Опубликовано на портале: 29-03-2004
Университетское управление. 2000.  № 4(15). С. 43-45. 
При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования недостаточно для покрытия расходов, связанных с организацией учебного процесса в вузе, когда на рынке образовательных услуг существует жесткая конкуренция, перед руководством учебных заведений остро встает вопрос о решении различных проблем, связанных как с новыми формами обучения, так и с оптимизацией хозяйственных процессов в вузе. Перспектива развития любого предприятия, организации или учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро- и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организаций. Разработка стратегии и тактики экономического развития организации невозможна без анализа финансовых результатов ее деятельности, сравнения экономических показателей, характеризующих ее финансовое состояние, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону. Организация бизнес-процессов должна начинаться прежде всего с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от приверженности управлять отдельными подразделениями ради управления сквозным финансово-материальным потоком. Необходимо оптимизировать суммарные издержки организации, а не сокращать отдельные расходы по подразделениям и видам деятельности.

Н. Р. Кельчевская, М. В. Павлова,
Уральский государственный технический университет

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ И ПРОГРАММ (на примере УГТУ-УПИ)

При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования недостаточно для покрытия расходов, связанных с организацией учебного процесса в вузе, когда на рынке образовательных услуг существует жесткая конкуренция, перед руководством учебных заведений остро встает вопрос о решении различных проблем, связанных как с новыми формами обучения, так и с оптимизацией хозяйственных процессов в вузе.

Перспектива развития любого предприятия, организации или учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро- и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организаций.

Разработка стратегии и тактики экономического развития организации невозможна без анализа финансовых результатов ее деятельности, сравнения экономических показателей, характеризующих ее финансовое состояние, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону. Организация бизнес-процессов должна начинаться прежде всего с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от приверженности управлять отдельными подразделениями ради управления сквозным финансово-материальным потоком. Необходимо оптимизировать суммарные издержки организации, а не сокращать отдельные расходы по подразделениям и видам деятельности.

В данном случае не обходится без парадоксов: некоторое увеличение затрат в одной области должно привести к их экономии по системе в целом. Для управления издержками мало понимать их взаимосвязь - необходима детализация расходов. Целесообразно накапливать статистику, анализировать всплески и падения и гибко на них реагировать. Аналитическая обработка финансовых показателей работы за предыдущие периоды позволяет выявить скрытые резервы и прогнозировать финансовую политику.

Рыночная экономика обусловливает необходимость развития финансового анализа в первую очередь на микроуровне, то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования. Основным инструментом для оценки финансового положения предприятия служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения. Финансовый анализ дает возможность оценить имущественное состояние предприятия, степень предпринимательского риска, достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций, потребность в дополнительных источниках финансирования, обоснованность политики распределения доходов.

В экономической науке описано множество классификаций финансового анализа предприятий, в том числе и по отраслям, к которым оно относится.

Финансовый анализ можно разделить на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях национальной экономики.

Необходимость проведения отраслевого анализа обусловлена спецификой отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера имеет свои особенности, законы функционирования и, как следствие, характерные для нее экономические отношения, что обусловливает необходимость разработки методики финансового анализа конкретной отрасли экономики с учетом ее характерных особенностей.

Образовательная деятельность является наиболее специфичной отраслью национальной экономики, для которой характерны свои отличительные черты. Следовательно, для анализа финансовой деятельности государственного высшего учебного заведения необходимо разработать собственную методику анализа, которая бы учитывала механизм функционирования и управления высшей школой, различные по своей природе финансовые ресурсы вузов, а также многообразие видов деятельности.

Таким образом, деятельность государственного вуза - это отдельная отрасль хозяйствования, для исследования которой необходимо использовать специальную методику. Закономерно, что она основана на классическом анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием моментов, учитывающих особенности и характерные черты российской высшей школы.

Для разработки методики анализа деятельности государственного вуза предлагается следующая последовательность этапов исследования.

Рис. 1. Алгоритм проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности государственного вуза

 

Алгоритм анализа представлен на рис. 1. Рассмотрим каждый этап исследования.

Первый этап. Выбор объекта, цели исследования и постановка задачи.

Объект - Уральский государственный технический университет.

Цель - анализ хозяйственного и финансового состояния УГТУ, оценка экономических показателей деятельности, динамика их изменения.

Постановка задачи - выявление резервов для снижения издержек и повышения эффективности внебюджетной деятельности УГТУ.

Второй этап. Выбор основных показателей работы вуза.

Третий этап. Определение источников информации, каковыми являются данные:
1) финансового учета;
2) аналитического учета;
3) статистического учета.

Четвертый этап. Непосредственный анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Начинаем анализ деятельности вуза с оценки общего финансового состояния университета. В первую очередь проводим анализ доходов вуза от осуществления внебюджетной деятельности, анализируем динамику финансирования деятельности вуза из федерального бюджета, а также ежегодные расходы на содержание вуза. Анализируем имущественное состояние исследуемого объекта, даем оценку источников поступлений средств и оценку финансовой устойчивости вуза.

Пятый этап. Выявление неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности работы высшего учебного заведения.

Шестой этап. Определение наиболее перспективных видов внебюджетной деятельности вуза на основе полученных результатов.

Седьмой этап. Разработка мероприятий организационно-экономических инноваций, способствующих повышению эффективности работы вуза.

Каждый этап предложенного алгоритма исследования финансового состояния государственного вуза присутствует как самостоятельный блок, требующий более глубокой детализации и проработки. Результаты, полученные на отдельных этапах, могут быть экономически значимы как сами по себе, так и для использования в качестве исходных данных для дальнейшего анализа.

Допускается, что в ходе дальнейшей работы над алгоритмом и методикой финансового анализа деятельности государственного вуза при выявлении необходимости в дополнительной оценке и исследовании информации либо о каких-то видах деятельности вуза, либо об имущественном состоянии предложенный алгоритм может быть расширен за счет новых направлений анализа.


Ссылки
http://virlib.eunnet.net/unimng/N4(14)_2000/win/8.html
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Дмитрий Семенович Львов, Юрий Валентинович Овсиенко
Экономическая наука современной России. 1999.  № 3. С. 99-114. 
[Статья]
Давид Львович Константиновский, Владимир Николаевич Шубкин
[Книга]
[Компьютерная программа]
Юрий Александрович Захаров, Маргарита Владимировна Курбатова, Валерий Степанович Долганов, Елена Алексеевна Морозова
Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 77-89. 
[Статья]
Виктор Иванович Денисов
Экономическая наука современной России. 2002.  № 4. С. 57-71. 
[Статья]
Всеволод Семенович Кортов
Университетское управление. 2000.  № 3(14). С. 8-9. 
[Статья]