Эксоцман
на главную поиск contacts

Очаги воспитания интеллектуальной элиты. Критериальный подход в организации и моделировании учебных учреждений нового типа

Опубликовано на портале: 14-08-2004
Директор школы. 1994.  № 2. С. 42-47. 
Тематический раздел:
Проблемы лицейского и гимназического образования на Украине схожи с основными проблемами современного общества. Стремительно начавшиеся реформы (или по крайней мере видоизменения) в системе образования не были обеспечены достаточно глубокими концептуальными разработками или даже обоснованиями, но произошли во многом вынужденно, в силу необходимости, диктуемой разрушением старой системы. Процесс превращения многих советских средних школ в гимназии и лицеи был в одних случаях хаотичен и случаен, в других - определялся мотивами и закономерностями, имеющими мало общего с педагогикой. Теперь самое время остановиться, но не только для того, чтобы оглянуться, а главное - попытаться посмотреть вперед и понять, чем же должны быть лицеи и гимназии в нашей системе образования.

Проблемы лицейского и гимназического образования на Украине схожи с основными проблемами современного общества. Стремительно начавшиеся реформы (или по крайней мере видоизменения) в системе образования не были обеспечены достаточно глубокими концептуальными разработками или даже обоснованиями, но произошли во многом вынужденно, в силу •необходимости, диктуемой разрушением старой системы. Процесс превращения многих советских средних школ в гимназии и лицеи был в одних случаях хаотичен и случаен, в других - определялся мотивами и закономерностями, имеющими мало общего с педагогикой.

Теперь самое время остановиться, но не только для того, чтобы оглянуться, а главное - попытаться посмотреть вперед и понять, чем же должны быть лицеи и гимназии в нашей системе образования. Следует подчеркнуть: мы придерживаемся того мнения, что нынешние гимназии и лицеи не должны реанимировать собою соответствующие дореволюционные учебные заведения, сколь бы безусловной не была их педагогическая состоятельность в то время. Ибо возврат назад - это всегда возврат назад, чем бы он ни мотивировался, и ни к чему плодотворному он привести не может. Современные гимназии и лицеи должны быть именно современными учебными учреждениями, обеспечивающими не только потребности, но и перспективы развития нашего общества, его фундаментальные ценности, духовные, интеллектуальные и культурные приоритеты и критерии нации на пороге XXI века.

Не сумма знаний, а критерии и качество личности

Определение их роли и особенностей в системе образования мы рассматриваем в двух аспектах: с точки зрения принципов построения лицейно-гимназического образования и с точки зрения организационного моделирования подобных учебных учреждений.

Говоря о содержании образования, мы хотим ввести два новых понятия: предметно-ориентированное и критериально-ориентированное образование.

Целью первого является успешное усвоение учащимися знаний, умений и навыков по конкретным учебным предметам, а также обретение ими способностей к самостоятельному и разнообразному их применению. И в этом нет ничего дурного или ретроградного, ибо в пылу борьбы с пресловутыми "зунами", за невнятным либо лукавым бормотанием о всесторонней гармонически развитой личности, активном строителе "чего-то" школа рискует наладить выпуск полузнаек и неумех, профессиональных нигилистов. На предметно-ориентированном подходе должна базироваться как общеобразовательная, так и специализированная школа, в сумме составляющая 80-85% всей системы среднего образования. И ее инерционность, консервативность представляется нам спасительным качеством, предохраняющим школу от безосновательного и разрушительного прожектерства. Кроме того, предметно-ориентированный подход соответствует мотивационным и психологическим реалиям большинства учащихся, что должно безусловно учитываться.

Одновременно с этим должна существовать количественно небольшая, но имеющая ключевое (применительно к перспективам развития) значение сеть элитарных учебных заведений - гимназий и лицеев. Задачи этих учреждений -работа с учащимися, которые не только склонны, но и способны к качественно иному уровню образования, разработка и апробация инновационных педагогических идей и концепций, способных не только подготовить завтрашний день для всей системы образования, но и содействовать позитивным трансформационным процессам в ментальности, системе ценностей, профессиональном и культурном развитии общества. И для этой сети необходимо критериально-ориентированное образование, целью и содержанием которого уже является не сумма знаний и умений по отдельным предметам и даже не способы формирования соответствующих знаний, но определенные критерии и качества личности, мышления, культурной, научной и социальной ориентации, достигаемые учащимися в процессе специальным образом организованной учебной деятельности.

Совершенно очевидно, что при критериально-ориентированном подходе учебный план и программы отдельных учебных курсов должны обладать системностью и целостностью очень высокого порядка, пропитывающей собою всю, в том числе и внеурочную, среду учебного учреждений. К примеру, если критерием является математически организованное мышление, то этот критерий (но не задачник Сканави) должен отыгрываться во всех предметах, включая литературу, музыку, а также в дизайне учебных помещений и направленности клубной жизни. И тогда окажется затребованной, скажем, структурная поэтика Ю. Лотмана и многие другие откровения современной культуры, до сих пор остающиеся вне нашей школы. Таким образом, мы рассматриваем отдельные предметы не как различные области знаний, но лишь как различные языки, знаково-описательные системы, на которых единому знанию дано выражать себя и которые работают с одним и тем же материалом, определяемым целеполагающим критерием. Он же должен воспроизводиться не только в содержании, но и в методиках и технологиях учебной деятельности, в различных своих аспектах проживаться учащимися, а не просто узнаваться ими. В учебных программах тематическое содержание должно стать вторичным по отношению к априорной для конкретной критериальной концепции логической, психологичeской, онтологической либо методологической основе

Что стоит за названием?

Пути построения таких программ, и более того - критериально-ориентированной учебной среды - представляют, на наш взгляд, наибольший интерес в современной педагогической науке и практике. Определенные достижения в этом направлении получены "школой диалога культур", разрабатывающей идеи московского философа В. Библера, В. Левиным (Харьков), К. Роджерсом и К. Бартом (США), Вальфдорфским направлением в педагогике.

Результатом подобного образования и мерилом при оценке успешности учащихся становится не то, что они узнали или в чем напрактиковались, но как именно изменились из личностные качества, интеллект, способы восприятия, осмысления и описания себя и мира, каков уровень и качество их естественнонаучного или гуманитарного анализа и синтеза, насколько полифонично их восприятие культуры, каковы проявления в коммуникативной, творческой сферах.

Стоит ли говорить о том, что при этом объем, глубина и творческий характер работы учащихся гимназий и лицеев должны быть существенно выше, чем в обычных школах, и значит для них неизбежны конкурсный отбор и определенная селекция на различных этапах. Но только так лицейно-гимназическое образование, если его строить на предлагаемых подходах, способно реально воспитать интеллектуальную и культурную элиту общества.

Каковы же должны быть организационные принципы моделирования подобных учебных учреждений? Мы предлагаем, что для создания гимназии и лицеев должны быть не формально-нормативные основания, и тем более не многолетние заслуги какой либо школы, успешно работающей в парадигме традиционной педагогики, - но наличие достаточных концептуальных оснований, определяемых профессиональной экспертизой. И прежде всего - критериально-ориентированное содержание образования, разработанное на различных уровнях: в учебном плане, учебных программах, учебных проблемах и задачах, методиках, планируемой внеурочной деятельности. И тогда будет ясно, что стоит за названиями Математический, либо Административно-Управленческий, либо Медико-Биологический лицей или Историко-Философская либо Лингвистическая гимназия.

Подобный статус может присваиваться содержательно-целостным педагогическим коллективам вне зависимости от того, работали они уже вместе или только собрались под знамена единой идеи. Основание - уже упомянутая профессиональная экспертиза. Статус может присваиваться на 10 лет с последующей переаттестацией.

Из основных специфических прав гимназии и лицеев следует отметить право на научный эксперимент в режиме автономного оперативного отслеживания и коррекции, право на инновационый учебный план, на конкурсный отбор сотрудников и учащихся, на самостоятельное решение вопросов о количественном составе классов в параллели и учащихся в классах.

Более того - лицеи и гимназии не должны впрямую подчиняться министерству образования и ведомственным структурам. Они обязаны прислушиваться к рекомендациям последнего и в свою очередь готовить для него предложения и разработки, но управляться же они должны своими Научно-Координационными Советами. Здесь очень плодотворным может быть использование опыта современной японской и американской системы образования, да и наш дореволюционный опыт автономии элитарных учебных заведений.

Подобные учебные центры помимо основных задач могут также успешно решать задачи стажировки и переподготовки педагогических работников (что будет весьма полезно нашему высшему педагогическому образованию), действовать в качестве исследователей потребностей и разработчиков инноваций на рынке образовательных услуг.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Светлана Васильевна Кудрявцева, Галина Л. Серова, Сергей Васильевич Байменов
Директор школы. 1997.  № 6. С. 20-33. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Марина Владимировна Рыбакова
Социологические исследования. 2007.  № 4. С. 86-90. 
[Статья]
Геннадий Константинович Ашин
Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 87-95. 
[Статья]
Валентина Николаевна Ярская, Инаргина Ивановна Лошакова, Дмитрий Викторович Зайцев, О. Григорьева
[Книга]
Анна Валентиновна Кушко
Директор школы. 1998.  № 4. С. 67-71. 
[Статья]
И. Е. Светлова
Директор школы. 1994.  № 2. С. 54-57. 
[Статья]