Эксоцман
на главную поиск contacts

На все запросы и требования "рынка обучения" должна отвечать система подготовки и переподготовки управленческих кадров

Опубликовано на портале: 14-08-2004
Директор школы. 1994.  № 3. С. 14-23. 
Тематический раздел:
В настоящее время корпус руководителей системы образования насчитывает 220 тысяч человек, из них семь тысяч занято непосредственно в органах управления. В большинстве своем это люди с профессиональным педагогическим образованием, но вот знания в области управленческой деятельности получены ими преимущественно практическим путем после назначения на должность, частично на курсах резерва, ФППК, в ИУУ, ИПК. В современных условиях такая подготовка становится недостаточной, она не отвечает запросам и требованиям "рынка обучения".

В настоящее время корпус руководителей системы образования насчитывает 220 тысяч человек, из них семь тысяч занято непосредственно в органах управления. В большинстве своем это люди с профессиональным педагогическим образованием, но вот знания в области управленческой деятельности получены ими преимущественно практическим путем после назначения на должность, частично на курсах резерва, ФППК, в ИУУ, ИПК.

В современных условиях такая подготовка становится недостаточной, она не отвечает запросам и требованиям "рынка обучения".

Изменение функций, изменение подходов

Курс на децентрализацию и регионализацию, развитие государственно-общественных форм управления, расширение самостоятельности учебных учреждений, изменение содержания образования потребовали от руководителей освоения знаний и методов работы, необходимых для выполнения изменившихся управленческих функций. Для большинства из них это означает необходимость смены парадигмы управленческой деятельности в целом.

Вновь принятые законодательно-нормативные акты (Закон об образовании, Типовое положение об аттестации и высшем учебном заведении профессионального образования, Положение о федеральной и государственной службе) изменили подходы к профессиональной подготовке управленческих кадров. Сегодня для вновь назначаемых руководителей предусмотрены квалификационные испытания, проводится аттестация. Но вот беда: формы обучения, предлагаемые существующей сетью учреждений образования, не могут обеспечить требуемые при этом знания и умения.

Правда, многие из них отреагировали на происходящие перемены обновлением содержания учебных курсов и программ, форм повышения квалификации. Начата перестройка курсов директоров школ, руководителей городских и районных органов управления образования в РИП-КРО. Кафедрой управления этого института совместно с Международным фондом "Культурная инициатива" (более известном как Фонд Сороса) проводится экспериментальный курс по обучению руководителей районного звена, опыт которого планируется широко тиражировать.

Интересен опыт Новгородского ИПК, при котором открыт имеющий прочные связи с рядом регионов России Центр повышения квалификации для учителей и организаторов образования по экономической деятельности и менеджменту. Центр предлагает комплексную программу по обучению управленцев.

Инновации в работе с организаторами образования вводятся в Рязанском институте повышения квалификации и переподготовки. Здесь разработана программа проведения обучающих деловых игр для управленцев, предусматривающая организацию четырех семинаров-совещаний в год с руководителями городского и районного уровня. В нескольких территориях повышение квалификации управленцев осуществляется при городских научно-методических центрам (г. Пенза), курсах при администрации области (г. Вологда), в научных центрах при университетах и т.д. Интересен опыт Воронежа, где департаментом образования созданы и успешно функционируют "административно-педагогические мастерские", представляющие собой открытые 23 мастерские - лаборатории руководителей школ, ориентированные на ознакомление заинтересованных лиц с опытом их работы. Теоретические курсы читаются здесь сотрудниками городского научно-методического центра.

В ряде городов возникают еще мало известные на "рынке обучения" независимые коммерческие центры по повышению квалификации руководителей. Это учебный центр подготовки руководителей при Санкт-Петербургском государственном техническом университете, социально-психологическая фирма "Имидж-ресурс" в Кургане и другие, специализирующиеся на обучении главным образом в области психологии управления и работы с персоналом. Однако все эти меры осуществляются в рамках традиционно сложившейся в нашей стране модели профессиональной карьеры руководителя, постигающего основы управленческой деятельности исключительно практическим путем после назначения на должность. Только начинают утверждаться представления о необходимости профессиональной подготовки системы образования, обеспечения разнообразных способов ее получения. Попытки реализации таких подходов можно отметить в ряде педагогических вузов, например, в Московском педагогическом государственном университете им. В.И. Ленина, в котором на базе ФППК подготовлена двухгодичная магистерская программа "Менеджмент в образовании", в Санкт-Петербурге, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, где создана двухгодичная школа подготовки учителей к деятельности директоров школ. Контингент слушателей этой школы формируется из лиц с высшим образованием, а обучение ведется на коммерческой основе по вечерне-заочной форме. Центры непрерывного развития руководящих, научных и педагогических кадров созданы на базе ФППК Красноярского и Барнаульского педуниверситетов, причем барнаульский центр осуществляет допрофессиональную подготовку, имеет два отделения, где студенты наряду с высшим педагогическим образованием получают образование в области управления, в частности изучают такие предметы, как "математика, информатика и управление школой" или "история права и управление школой". Имеется также специализированная магистратура. Функционирует и отделение переподготовки для организаторов образования с углубленным изучением психологии.

Формы годового стационарного и очно-заочного обучения руководителей по тысячечасовой программе в порядке эксперимента апробировались в Самаре.

С учетом современных требований и представлений

Представляется, что решить проблему можно через создание федеральной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров образования. При этом нельзя ограничиться лишь ознакомлением с основами деятельности в условиях рыночной экономики, в следует вести речь о создании подсистемы непрерывного образования, обеспечивающего как академическую, так и профессиональную подготовку в области управления.

Система должна создаваться с учетом современных требований и представлений. В условиях утверждения на рынке образовательных услуг философии маркетинга особое значение приобретает ее сервисная ориентация, позволяющая сочетать как потребности государственного стратегического управления, так и интересы производителей и потребителей образовательных услуг.

На наш взгляд, система должна обеспечивать выполнение следующих задач: получение базового высшего образования по управленческим специальностям; переподготовка руководителей отрасли, не имеющих соответствующей подготовки; систематическая актуализация, обновление профессиональных знаний и умений в области управления; специализация, углубление знаний в отдельных сферах управленческой деятельности; повышение квалификации в области управления; адаптация к новым условиям профессиональной деятельности (в том числе при назначении на новую должность); управление самообразованием; удовлетворение индивидуальных потребностей слушателей.

Важно, чтобы при этом поддерживался высокий научно-теоретический уровень содержания подготовки и повышения квалификации руководителей, ориентация на их практическую деятельность с учетом особенностей объекта этой деятельности, дифференцированный подход к определению содержания, форм, продолжительности и периодичности различных форм обучения, в том числе самообразования. Должен быть определен и сформирован механизм преемственности вузовских этапов подготовки и последипломного образования. Предполагается, что система будет осуществлять целый ряд сопутствующих функций, в частности, информационную, исследовательскую, консультационную, проектировочную, внедренческую, экспертную. Поэтому она должна быть гибкой, мобильной, способной к естественной самоорганизации, структурно-функциональному упорядочиванию. Это предполагает возникновение внутри нее профессиональных ассоциативных образований, появление новых форм, создание механизмов, обеспечивающих обратную связь с заказчиком и потребителем, учет их меняющихся потребностей.

Особое внимание следует уделить налаживанию многосторонних связей в плоскости "заказчик - производитель - потребитель", осуществляемых на различных уровнях (федеральные органы управления - негосударственные профессиональные ассоциации - образовательные учреждения; органы управления образованием - образовательные учреждения и др.)

Следует учитывать, что речь идет о подготовке специалистов для двух различных уровней управления - для образовательных учреждений и для органов управления образованием, следовательно, обучение будет осуществляться по различным схемам и иметь свои особенности.
Во-первых, может быть предложена схема, по которой в вузах будут готовиться специалисты в области управления широкого профиля с последующей специализацией в определенной отрасли на уровне послевузовского или дополнительного образования. Модификацией такой схемы является введение в педвузах с первого курса специализации "менеджер образования", обеспечивающей высшее профессиональное образование в области управления с возможностью повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.
Во-вторых, возможен вариант, предусматривающий получение управленческой подготовки в качестве второй специализации студентами педвузов либо на уровне магистратуры лицами, имеющими степень бакалавра образования. Учебные планы и программы таких курсов разработаны в Центре непрерывного образования руководящих, научных, педагогических кадров в Барнаульском педуниверситете.
В-третьих, имеются предложения по организации обучения управленцев исключительно из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование на базе педвузов, ИПК или специализированных центров и школ управления. Кстати, такая подготовка уже ведется в Российской академии управления, где имеются очно-заочное, заочное, вечернее и очное отделения, а также аспирантура и докторантура. Обучение ведется по ряду специальностей, в том числе государственное и муниципальное управление, экономика и управление, менеджмент.
В-четвертых, многие высказываются за двухлетнее обучение, стационарное на первом году, завершаемое сдачей госэкзамена и аттестацией на должность руководителя, и очно-заочное, параллельно с профессиональной деятельностью, в последующем завершаемое по желанию защитой магистерского диплома. Для реализации такой модели Самарское управление образованием предложило проект создания единого межвузовского института (факультета, центра) подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, его учредителями должны стать педвуз. ИПК и Управление образованием.

Разработка моделей подготовки управленцев поможет более четко определить роль и место учреждений повышения квалификации организаторов образования, сформировать их современный облик, набор и содержание предоставляемых услуг.

Основной формой повышения квалификации ректоров педвузов, директоров ИПК, ИУУ, педучилищ, очевидно, станут ежегодные краткосрочные курсы проблемного характера. Наряду с ними будет использоваться форма семинаров-совещаний, тренинг-семинаров, "круглых столов", деловых игр, стажировок и должностей для начинающих.

Расширяются международные обмены, и это открывает перспективы для организации краткосрочных курсов образовательного менеджмента в европейских центрах образования. Используемые за рубежом формы обучения руководителей уже апробируются и ходе осуществления двух российско-голландских проектов по обучению управленцев высшего и среднего звена, российско-американском проекте по переподготовке управленцев среднего звена, в которых с российской стороны участвуют областные и районные управления образованием, педагогические институты и ИПК (ИУУ), научные центры. Цель проектов - создание инфраструктуры для подготовки администраторов и руководителей ряда областей и распространение накопленного опыта на другие заинтересованные районы.

Этим не исчерпывается набор моделей обучения. Представляется возможным и необходимым одновременное сосуществование самых различных схем, развитие системы в нескольких направлениях, однако при наличии координирующего воздействия Министерства образования.

Необходимо поддержать единый федеральный стандарт подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, обеспеченный через механизм государственного лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений, а также сертификации учебных программ повышения квалификации. Важную роль призвана также сыграть разработка различных типовых положений, определение порядка аттестации руководящих работников, формирование механизма назначения, должностного перемещения, совершенствования системы установления тарифных разрядов и уровня оплаты труда руководителей в зависимости от их образования и квалификации.

Первоочередные меры

Последовательное и эффективное продвижение в деле создания проектируемой системы требует принятия ряда первоочередных мер.

Во-первых, представляется целесообразным образовать рабочую группу из состава работников министерства, органов управления образованием, представителей образовательных учреждений различных уровней, НИИ, работников кадровых служб. Эта группа должна организовать свою деятельность по трем основным направлениям:
а) организационно-управленческое: определить план первоочередных мероприятий по созданию системы, организовать работу по формированию сети базовых учебных заведений, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации управленцев; создать совет по вопросам переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров при МО РФ: вести поиск путей привлечения зарубежных инвестиций, проектов, специалистов. Важным шагом может стать организация нескольких экспериментальных площадок для отработки различных организационно-структурных моделей.
б) содержательное обеспечение: организация разработки федерального стандарта подготовки управленческих кадров системы образования, проведение конкурса учебных программ, разработка пакета учебно-методической документации по управленческим специальностям; информационное обеспечение проектируемой системы;
в) научно-методическое: организация разработки концепции, схемы и организационно-функциональной модели системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, квалификационных характеристик для должностей руководителей, механизма зависимости продвижения по службе от повышения квалификации, принципов формирования резерва на замещение руководящих должностей, юридическо-правовой базы, учитывающей права и обязанности всех субъектов образовательной деятельности, направленной на подготовку, повышение квалификации и переподготовку управленческих кадров. Министерство образования планирует проводить:
- периодические (не реже 1-2 раз в году) семинары-совещания по актуальным проблемам развития образования;
- ежегодно - выездной семинар или проблемные курсы в одном из регионов России с показом практического опыта управленческой деятельности (можно группами);
- ежегодно - курсы для вновь назначенных руководителей (независимо от численности) на базе Российской академии управления продолжительностью не менее 72 часов;
- стажировки вновь назначенных руководителей (индивидуально и малыми группами);
- стажировки руководителей за рубежом;
- проблемные целевые курсы для желающих по предварительным заявкам.

Мы продолжим практику проведения встреч с руководителями районных, городских органов управления образованием (1 раз в 2-3 года).

Разработку предложений по системе работы с другими категориями управленческих кадров планируется поручить РИПКРО. 1. Прямое управление подготовкой различных контингентов управленческих кадров, в том числе резерва, для государственных органов управления. Реализация различных целевых программ.
2. Непосредственная государственная поддержка деятельности учебных заведений, специализирующихся в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Эта поддержка будет проявляться в финансировании их деятельности, оказании материальной помощи.
3. Косвенная государственная поддержка организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров (заказы научно-исследовательским институтам на разработку научных и учебно-методических материалов, организация целевой подготовки специалистов высшей категории).
4. Стимулирование интересов образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней к вопросам подготовки и повышения квалификации руководителей.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Наталия Валериевна Латова
TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 3. С. 159-177. 
[Статья]
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова
Социологические исследования. 2001.  № 5. С. 86-95. 
[Статья]
Ольга Игоревна Зеленова, Елена Витальевна Шадрина
[Учебная программа]
Людмила Васильевна Войтович, Дмитрий Владимирович Попов, Оксана Анатольевна Парфенова
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 3. С. 12-14. 
[Статья]