Эксоцман
на главную поиск contacts

Когда наша похвала не впрок, а во вред

Опубликовано на портале: 09-10-2004
Директор школы. 2003.  № 2. С. 32-34. 
Автор рассматривает проблему оценки руководителем деятельности подчиненных. Хвалить сотрудников, нужно ли это и может ли это быть вредно? Вспомните: не приходилось ли вам испытывать чувство неудовлетворенности из-за того, что после вашего хвалебного отзыва о работе какого-либо педагога, специалиста, технического работника он вдруг начинал трудиться с меньшим рвением, а то и вообще проявлял агрессию?

Каждый знает, что похвала - самый эффективный моральный стимул, и мы часто используем ее и как средство поощрения, и для того, чтобы установить хорошие взаимоотношения. И вообще для любого человека, естественно, куда приятнее услышать добрые слова в свой адрес, нежели внимать упрекам, а то и брани. Недаром народная мудрость гласит, что доброе слово и кошке приятно. Но вспомните: не приходилось ли вам испытывать чувство неудовлетворенности из-за того, что после вашего хвалебного отзыва о работе какого-либо педагога, специалиста, технического работника он вдруг начинал трудиться с меньшим рвением, а то и вообще проявлял агрессию? Самое простое в такой ситуации - обвинить такого сотрудника в неблагодарности и на долгое время зачислить его в число ненадежных. Но все же подумаем: а почему это вдруг наши вроде бы добрые слова вызвали такую негативную реакцию? В чем мы допустили ошибку? Увы, случается, когда похвальное слово «не срабатывает», вернее, «срабатывает», но не впрок, а во вред. Вот несколько довольно распространенных ситуаций.

Ситуация первая: хвалим для того, чтобы дополнительно нагрузить. Завуч пригласил к себе в кабинет учителя химии. Встретил его радушной улыбкой и начал разговор с того, что вспомнил, как много полезных дел сделал педагог за последнюю четверть. Завершено переоборудование химической лаборатории, подготовлены новые наглядные пособия, дана серия открытых уроков для молодых специалистов района. Хвалебные речи лились, как говорится, рекой, но собеседник все больше настораживался. Чувствовал, что за обилием похвал последует что-то не особенно приятное. И не ошибся. Все с той же радушной улыбкой завуч предложил ему провести занятия с педагогами по организации исследовательской работы. Такое занятие уже давно значилось в плане, но никто не хотел за него браться. Столь щедро расхваленный учитель не мог отказаться. Но провел он это занятие кое-как, скомканно, неинтересно. А на вопрос, почему он, человек добросовестный, высококвалифицированный, на этот раз отнесся к делу, мягко говоря, несерьезно, признался: «Меня всегда хвалят, когда хотят чем-то дополнительно «нагрузить». Даже тогда, когда этого и не происходит, я все равно жду, что мне предложат выполнить то, что не хотят делать другие. Так сказать, постараются подсластить горькую пилюлю. Я разуверился в искренности слов руководства школы».

Ситуация вторая: похвала - источник дискомфорта. На заседании педсовета директор школы усердно и долго хвалил молодого классного руководителя 9-го «А» за его успешную работу. Он хвалил, а виновник торжества сначала налился краской от смущения, а потом нахмурился и посуровел, будто вовсе не добрые слова слышал. Да и на лицах педагогов читалось недоумение. Всем было известно, что эти успехи во многом обусловлены работой предыдущего «классного», имевшего большой авторитет среди учителей, учеников и их родителей. Многие считали, что новичку очень повезло - достался, можно сказать, идеальный класс. Работать с таким посчитал бы за благо почти каждый учитель. Справедливости ради отметим, что новый классный руководитель все же организовал экскурсии в ботанический сад и технический музей, провел серию классных часов об этикете. Все это оценили школьники и заместитель директора по воспитательной работе. Но именно о них-то как раз и забыл упомянуть директор. В ответ на хвалебные слова в свой адрес молодой учитель сказал директору: «Извините, но я не могу принять вашу похвалу. Я лишь продолжил традиции моего предшественника».

Ситуация третья: сначала хвалим, а потом ругаем. Наверняка вам приходилось сталкиваться с тем, как похвала в ваш адрес вдруг сменялась критикой? Хвалят, хвалят, и вдруг - на тебе, ты и такой, и сякой! Подобное нередко случается в семье, когда заботливые родители сначала хвалят свое чадо и тут же, не сходя с места, дабы не задирал нос и не выходил из-под их опеки, начинают бранить. С таким отношением не мирятся и дети, а что же говорить о взрослых? Похвала, заканчивающаяся критикой, ничего, кроме раздражения и обид, не вызывает. Так что лучше не все сразу. Как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно.

Ситуация четвертая: их поощрили, а они обиделись. В честь Дня учителя руководство школы вынесло благодарности педагогам - участникам творческой группы по внедрению коллективных способов обучения. Каково же было удивление заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, когда он узнал о том, что награжденные недовольны и даже возмущены таким поощрением. По их мнению, благодарность - это всего лишь элемент заведенной в школе процедуры проведения Дня учителя и в принципе не может рассматриваться как награда. Более того, некоторые из них посчитали, что, объявив благодарности, администрация таким нехитрым образом решила отделаться от их предложений по внесению изменений в организацию образовательного процесса. А если так - стоит ли предлагать новации, заранее зная, что они не будут внедрены? Вот так благие намерения обернулись недовольством учителей. Руководители забыли, что только искренний интерес может по-настоящему стимулировать творчество, а «дежурная» похвала в виде очередной благодарности, приуроченной к какой-то дате, - это лишь пустая формальность.

Ситуация пятая: частая похвала. От частого употребления стирается и тускнеет все. Так и частые восхваления одного и того же сотрудника, пусть даже и вполне заслуженные, со временем уже не действуют. Сам он привыкает к тому, что его все время поощряют, и уже не испытывает по этому поводу особой радости. А вот со стороны коллег возможны негативные эмоции. Люди начинают недоумевать: почему это все время хвалят только его? Тут что-то не так!

* * *

Таковы парадоксы использования «доброго слова» в управленческой практике. Как быть? Очевидно, избегать подобных ситуаций. Иначе говоря, хвалить лишь за то, что действительно заслуживает одобрения, и не использовать поощрение в каких-то корыстных целях. Главное, чтобы ваши добрые слова были искренними, справедливыми и всегда уместными.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Константин Михайлович Ушаков
Директор школы. 2003.  № 4. С. 3-10. 
[Статья]
Е. А. Александрова, Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2003.  № 6. С. 18-26. 
[Статья]
Александр Петрович Егоршин
[Книга]
Дмитрий Александрович Новиков
[Книга]
Александр Евгеньевич Рябов
Директор школы. 2002.  № 3. С. 3-9. 
[Статья]