Эксоцман
на главную поиск contacts

Начало с учетом конца, или какой может быть система образования через десять лет

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Директор школы. 1994.  № 4. С. 79-88. 
Тематический раздел:
До сих пор реформы не были достаточно радикальными. После стольких разговоров и конференций - так мало перемен. Конечно, препятствий множество, часто не хватает четкого руководства, ресурсов, соответствующей подготовки; не хватает одержимости, слишком сильна бюрократия и недостаточно участие школьных педагогов на местах; слишком много разобщенных программ и нет согласия относительно единых критериев; слишком много "накруток" и мало свобод; слишком большой упор на усиление и углубление того, что уже делается, и недостаточный на то, чтобы вообще все делать по-другому; слишком велико нетерпение и недостаточно оценивается тот факт, что настоящие изменения действительно труднодостижимы и требуют времени. Несмотря на усилия педагогов и представителей других профессий, реформа оказалась без руководства, проходит абсолютно все, независимо от необоснованности теоретических исследований или степени эффективности с точки зрения процессов обучения и преподавания. Настоящая анархия реформы образования - лишь с несколькими, а потому и заметными, исключениями

До сих пор реформы не были достаточно радикальными. После стольких разговоров и конференций - так мало перемен. Конечно, препятствий множество, часто не хватает четкого руководства, ресурсов, соответствующей подготовки; не хватает одержимости, слишком сильна бюрократия и недостаточно участие школьных педагогов на местах; слишком много разобщенных программ и нет согласия относительно единых критериев; слишком много "накруток" и мало свобод; слишком большой упор на усиление и углубление того, что уже делается, и недостаточный на то, чтобы вообще все делать по-другому; слишком велико нетерпение и недостаточно оценивается тот факт, что настоящие изменения действительно труднодостижимы и требуют времени.

Несмотря на усилия педагогов и представителей других профессий, реформа оказалась без руководства, проходит абсолютно все, независимо от необоснованности теоретических исследований или степени эффективности с точки зрения процессов обучения и преподавания. Настоящая анархия реформы образования -лишь с несколькими, а потому и заметными, исключениями. Создание образа

Но есть еще одна причина, по которой реформа пущена на волю ветра: отсутствие четкого представления (образа) о ее целях и задачах. Нет ясного и убедительного представления, как будет действовать система образования, если еще 10 или более лет удастся поддерживать образовательные реформы. Чтобы снова запустить реформу, нужно создать этот образ-представление или "начать с учетом конца". Только тогда можно достичь понимания целей и направления. А так как изменения неизбежны, но не всегда подразумевают развитие, этот образ следует периодически подправлять.

Для обеспечения заинтересованности каждая школа и каждое сообщество должны создать свой образ-представление. На основе разговоров с коллегами, на базе их надежд и чаяний попробую представить себе один вариант такого образа.

Основные принципы

Через 10 лет школьная система будет базироваться на следующих основных принципах:
- Все дети способны к обучению, мы ответственны за то, чтобы передать им знания.
- В центре всех усилий школы должен находиться процесс обучения конкретных учащихся.
- Не может быть истинного совершенства без истинного равенства. Эти два понятия неотделимы друг от друга, и у всех детей должны быть равные возможности. Успех должен стать нормой, а не исключением, и не должен зависеть от национальности, пола, этнической принадлежности, социоэкономического статуса.
- Роли педагогов и схема устройства школы должны быть разработаны на основе единодушного мнения о том, что должны учащиеся знать и уметь делать и какими они должны быть сами. Общим знаменателем для процесса развития школ должны стать высокие критерии и высокая степень поддержки всех учащихся.

Процесс обучения

Через 10 лет цениться будет то, чему научатся дети, а не то, чему их учили. Думается, что эффективное обучение будет неотделимо от эффективного преподавания.

Учащиеся будут верить, что их успехи зависят в большей степени от их усилий, а не только от природных способностей, условий и времени, проведенного в классе. Они будут знать, что работодатель и преподаватели колледжей будут смотреть не только свидетельство об окончании средней школы, но и образцы их школьных работ. У учащихся будет достаточно побудительных мотивов для проявления максимума старания и, следовательно, для принятия на себя большей ответственности за собственное обучение. Таким образом, школы больше не будут местом, "где относительно молодые смотрят, как работают относительно старые".

Обучение на практике станет нормой, а не исключением. Учащиеся будут активно заниматься, а не пассивно обучаться. Будут говорить больше учителей и сами делать то, о чем говорят; процесс обучения станет интеллектуально стимулирующим, близким к жизни и не обособленным от реальных условий. Учащиеся будут учиться в группах, объединенных не по возрастному признаку. Дети разного возраста и разных способностей будут учиться вместе, друг у друга и каждый - со своей скоростью. Учащиеся со специальными запросами не будут выделяться в отдельные группы, а обучаться вместе с "обычными" учениками. Не будет больше специальных классов, заранее составленных из бедных детей или детей каких-либо меньшинств. Более того, процесс обучения не станет ограничиваться стенами класса. Учащиеся будут заняты в школьном руководстве, различных службах, специальных курсах для молодежи, исследовательской работе и независимых изысканиях. Учебники, а вместе с ними и энциклопедии, словари и другие вторичные источники информации отправятся "на заднюю парту". Учащиеся станут читать первоисточники, получать информацию с помощью компьютерной сети, терминалов и спутниковой связи. Сами сообщества - и весь мир - превратятся в классную комнату, а классные комнаты - в более жизнеспособные сообщества.

Учащимся будут прививать "привычки ума", учить тому, как думать, а не тому, что думать. Они сами смогут постигать смысл с помощью умения размышлять, задавать вопросы по существу, улавливать взаимосвязи, выявлять модели, решать проблемы, принимать правильные решения, понимать и ценить разнообразие, работать совместно с другими людьми, рисковать и управлять ситуацией. Акцент будет делаться не на запоминание фактов, а на умение критически и творчески думать.

По новому определению, знания будут представлены не как обладание какой-либо информацией, а как умение и способность найти нужную информацию и правильно применить ее на практике. Оценки достижений учащихся станут реальными. Письменные многосторонние тесты заменятся достоверными, разнообразными системами оценок, основанными на достижениях учащихся и представляющими много возможностей проявить свои знания и умения, способствующими дальнейшему обучению: выставки, проекты, демонстрации, моделирование, результаты труда, применение знаний. Оценивание будут проводить в разное время по разным источникам, оно станет неразрывно связано с процессами обучения и преподавания. Оценки будут показывать не только то, что учащиеся знают, но и то, что они могут сделать. Предполагается, что все учащиеся будут соответствовать критериям качества и реально готовы думать. Поэтому переход на следующий уровень будет определяться достижениями, а не временем, проведенными на занятиях в классе. Время величина вариабельная, а качество - постоянная, так что все учащиеся могут прогрессировать со своей скоростью. Прогрессивные учебные планы будут доступны всем детям, а не только некоторым.

Процесс преподавания

Через 10 лет учителям будут платить как настоящим профессионалам и относиться к ним соответственно. Они сами будут устанавливать свою зарплату, а их рабочие условия станут сравнимы с рабочими условиями в других отраслях аналогичной важности. У них появятся свои кабинеты, приемные часы, секретари и телефоны, даже неограниченный доступ к копировальной технике. Время на подготовку к занятиям в течение школьного дня не ограничено, они сами планируют расписание, работу, консультации, взаимодействия с коллегами, родителями, учениками. Они не парализованы тоннами ненужной писанины и заданиями, не имеющими отношения к процессу обучения и преподавания.

Учителя будут трудиться бок о бок с другими преподавателями и парапрофессионалами (специалистами со средним образованием): вместе моделировать совместную работу с учащимися и уделять детям достаточно личного внимания.

Учителя будут пользоваться единой базой знаний. Общественность больше не верит, что для того чтобы быть хорошим учителем, достаточно любить детей, как она никогда не верила, что для того, чтобы быть хирургом, достаточно любить орудовать ножом. Учителя будут хорошо знать своих учеников и способы эффективного обучения этих учеников.

Они будут хорошо знать свой предмет, особенности работы мозга детей и все стороны процесса обучения. Они станут специалистами в области детского и подросткового возрастов и в области обучения взрослых, хорошо разбираться в классовых, расовых и половых различиях сообществ, где живут их ученики. Национальный совет профессиональных учителей, на две трети состоящий из дипломированных педагогов, избранных коллегами, решает, что должны знать и уметь делать квалифицированные учителя, и выдает соответствующие удостоверения тем, кто отвечает этим высоким стандартам. Все учителя подготовлены к практической работе. Профессиональные стандарты, разработанные учителями, подтверждаются коллегиально. Учителя единодушны относительно того, что никто кроме лучших из них не проведет четкого различия между хорошим и плохим преподаванием.

Новые учителя официально будут входить в должность с помощью наставников - опытных и квалифицированных коллег, направляющих их первые шаги в области преподавания. Новичкам не придется в одиночестве познавать свою профессию путем проб и ошибок. Школы профессиональной практики помогут ликвидировать пропасть между теорией и практикой преподавания.

С повышением уровня коллегиальности учителям удастся прервать изоляцию, исторически характерную для их профессии. Благодаря программам учительского обмена, они смогут какое-то время преподавать в других школах, на других уровнях, в другой среде, постоянно общаться друг с другом на разных уровнях и в различных, междисциплинарных областях, объединяться в группы, проводить собрания по поводу индивидуальных учащихся, наблюдать за методами работы коллег, помогать друг другу в этой работе и оценивать ее. У них будет достаточно времени для совместных действий, для помощи друг другу, для совместного планирования - не только на ходу, в выходные или в конце долгого рабочего дня, но в ходе обычного профессионального дня. Для этого у учителя и других работников школы достаточная часть учебного дня будет отводиться для работы без прямого контакта с учащимися.

Совместно с родителями и другими заинтересованными лицами учителя будут решать основные вопросы относительно академических запросов детей. Они смогут широко и обдуманно использовать свои профессиональные полномочия. Различные задания, комиссии, радио- и телеобсуждения, телеконференции будут постоянно показывать педагогов-практиков как основных специалистов в области обучения и преподавания.

Учителя, а не издатели учебников, станут регулировать учебные планы. Они также будут регулировать профессиональные критерии, практическую деятельность, свой профессиональный рост, с ними будут советоваться при принятии на работу новых учителей и администраторов. Опытные и компетентные учителя будут преподавать в самых трудных условиях, играть роль наставников для молодых учителей, адъюнкт профессоров на курсах подготовки учителей, экспертов профессионального развития, специалистов по учебным планам, апробаторов новых методик. Учителя будут совершенствоваться в своей профессии, при этом не обязательно продвигаясь по служебной лестнице. Продолжая работать в классе, они смогут получать более высокую заработную плату, иметь больше полномочий. У учителей будет достаточно времени на анализ своей деятельности, включая обучение новым методикам, обсуждение деятельности, ее оценку и т.д. Начиная учить других, они не прекращают учиться сами, читают журналы и книги по специальности, постоянно анализируют и осмысляют свою деятельность и деятельность своих коллег, вносят свой вклад в теоретические исследования.

В основе преподавания будет лежать обучение мышлению, отвечающее запросам учащихся и обеспечивающее их прогресс в будущем. Лекции станут эпизодической формой деятельности, рассчитанной на большую аудиторию слушателей, в то время как основным видом деятельности станут семинары и другие занятия, рассчитанные на небольшие группы учащихся. Время, освободившееся за счет снижения количества лекций, учителя будут посвящать индивидуальной работе с учащимися.

Бюрократическое пристрастие к правилам и указам сменится ответственностью перед клиентами: родителями и учениками. "Делать то, что нужно детям" станет основным мотивом деятельности учителей. При этом учителя не обязаны следовать учебным планам; они смотрят на свою работу как на помощь учащимся в раскрытии содержания учебных планов и увязывании этого содержания с их опытом и жизнью. Учителя осознают, что они учат учеников, а не просто преподают предмет или ведут класс, и таким образом, подготавливают учеников к восприятию знаний. Учителя выступают в роли советчиков для небольших групп учащихся: ежедневно встречаются с ними и обеспечивают эффективное взаимодействие школы и семьи.

Учителей уважают и ценят как специалистов. Они стараются быть достойными этого уважения, для этого постоянно анализируют свою деятельность и используют в работе знания, подкрепленные исследованиями и практикой.

Сам процесс преподавания станет настолько привлекательным с профессиональной точки зрения, что выпускники медицинских, юридических и инженерных факультетов захотят работать в школе.

Школа

Через 10 лет понятие "школа" не будет означать только здание, и архитектура не будет довлеть над педагогикой.

Будет много различных типов школ. Будут школы-спутники", расположенные в одном здании организациями или независимыми учреждениями. Некоторые школы нельзя будет назвать школами в привычном смысле, это будет сеть телепрограмм и учебных центров. Но все они будут представлять собой небольшие сообщества, где все знают всех, где сведены к минимуму изоляция и анонимность, а обучению придается личностный характер. Электронная и компьютерная связь соединит школы друг с другом, а также с библиотеками, музеями, университетами и другими учреждениями. Программа обучения в каждой школе разрабатывается специальной группой, состоящей из представителей администрации, учителей, специалистов со средним образованием (парапрофессионалов), родителей, а в средних школах - и учеников. Эта группа принимает решения относительно программ, включая планирование бюджета, подбор кадров, установление норм поведения для учащихся и другие ключевые моменты. Управление "сверху вниз" уступает место совместному управлению, а должностной авторитет - личному примеру. Не принципы определяют смысл, но смысл определяет принципы.

В классах нет строгих парт, длительность уроков произвольна, отсутствует искусственное разделение обучения на различные предметы, нет отсева, отбора, выделения учащихся. Методики обучения занимают центральное положение в процессе организации обучения и преподавания, они помогают учителям и ученикам получать знания и информацию со всего света. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, не обязательно каждый день. В процессе преподавания заняты все дипломированные сотрудники, включая представителей администрации. Это помогает снизить процент соотношения учеников и взрослых в школе. Взрослые осознают, что успех - это результат позитивной самооценки и одновременно ее причина, поэтому они изыскивают новые возможности для достижения успеха, не снижая качества и критериев обучения. В каждой школе есть сотрудник, отвечающий за медицинскую и социальную заботу о детях. Основная задача школы - распространение знаний и развитие интеллектуальной жизни учащихся и учителей. Ученики постоянно видят, как взрослые "обсуждают интересные вопросы", и часто сами принимают участие в обсуждениях. Школой управляет главный учитель (или учитель-директор), деятельность которого оценивают коллеги и школьное сообщество.

Взрослые осознают, что невозможно научить тому, во что не верят сами, и поэтому демонстрируют ученикам любовь к знаниям и движущие силы процесса обучения. С помощью взрослых ученики вырабатывают принципы деятельности школ. Путем активного участия в демократической деятельности они обретают опыт такой деятельности и уважительное отношение к ней.

Все взрослые сотрудники школы занимаются обучением детей. Кроме этого множество других взрослых людей оказывают помощь школе и расширяют возможности для учеников: бизнесмены, художники, руководители различных сообществ, политики, преподаватели колледжей и университетов, студенты колледжей и члены семей учащихся. Педагоги используют опыт и знания всех этих людей.

Школа представляет собой счастливое, шумное, активное и интересное место, где можно услышать смех, шумные споры и обсуждения. У учеников есть чувство общности, к ним относятся с уважением, и они уважают людей и знания. Обстановка в школе приближается к домашней: удобная мебель, в столовых взрослые едят вместе с детьми, отсутствуют огромные коридоры, двери не запираются. В вопросе дисциплины упор делается на самодисциплину, а не на внешний контроль, на логические последствия действий, а не на наказания, на ответственность, а не на повиновение, на раннее обучение детей и предупредительные меры, а не на пренебрежение проблемами индивидуальных учащихся, что приводит в дальнейшем к появлению "трудных" подростков. В школах не процветают насилие, страх, беспорядок. В каждой школе свои нормы поведения, отражающие точку зрения всего школьного сообщества. Школы открыты для всех. Семьи учащихся могут свободно приходить в школу и участвовать в принятии решений относительно учебных программ и школьной жизни. Их частое присутствие в школе приводит к большой ответственности в действиях учащихся, родителей, педагогов. Эффективность работы школы определяется не по результатам лучших учеников, а по достижениям всех детей, что в корне отличается от практики механического выставления оценок.

* * *

Описанная картина школы будет возможна через 10 лет в контексте определенного сообщества, понимающего, что высокие образовательные критерии могут существовать только при наличии высоких гражданских, моральных критериев равноправия. Сообщество в целом должно осознавать, что процесс образования - это не только обучение в школе, а школы не могут быть оазисами ответственности в пустыне апатии и равнодушия. Реформа образования будет рассматриваться как общее дело и сопровождаться реформами здравоохранения, жилищного строительства, детских учреждений, профессионального обучения, социального благосостояния и правосудия для подростков.. Перестройка сообщества также будет общим делом.

Успешное обучение детей будет рассматриваться в подобном сообществе под двойным углом зрения: педагоги должны подготовить школы для обучения все детей, а остальное сообщество должно подготовить детей к восприятию этого обучения. От школ ждут выполнения и того и другого. Любой образ будет всего лишь фантазией, если мысли не будут подтверждены реальными путями их осуществления. И, пожалуй, нигде этот вопрос не стоит так остро и не представляет такой трудности, как в системе образования сегодня.

Изменения дадутся нелегко. Проблема сегодняшних школ не в том, что они уже не такие хорошие, как были когда-то, а в том, что они именно такие же, как и раньше, в то время как запросы учащихся существенно изменились. Реформа школы, т.е. перевод фантастического образа в реальность, - это всегда поиск. На пути будут фальстарты, ложные повороты, негативный опыт и боль поражений. Но трудности при нововведениях будут указывать на реальность изменений.

Реформа реальна, но сделать это непросто. Успеха можно добиться, если мы будем стремиться к переменам и сможем посвятить этому достаточно времени.

Если это можно представить, этого можно и достичь.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Jean Ambert, Yvon Gattaz, Roger Arnaldez, Alan Perfitt
Директор школы. 1998.  № 7. С. 65-72. 
[Статья]
Arlette Karpoff
Директор школы. 1996.  № 3. С. 79-83. 
[Статья]
Sang Ho Kim
Университетское управление. 1997.  № 3(3). С. 30-33. 
[Статья]
Светлана Петровна Чернозуб
Общественные науки и современность. 1998.  № 2. С. 41-51. 
[Статья]
Михаил Викторович Савин
Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 104-108. 
[Статья]
Иван И. Мельников, Олег Николаевич Смолин
Университетское управление. 1997.  № 3(3). С. 3-15. 
[Статья]