Эксоцман
на главную поиск contacts

От рождения до профессионального становления. Вариант учебно-научного комплекса

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Директор школы. 1994.  № 4. С. 73-78. 
Тематический раздел:
В приоритетных направлениях развития педагогической науки особое место занимают проблемы непрерывного образования. Философская и общечеловеческая значимость самой этой идеи исключительно велика и гуманна: каждому человеку присуще постоянное творчество, и надо создать условия для саморазвития личности на протяжении всей жизни, начиная буквально с его первых шагов по земле. У себя, в г. Невинномысске Ставропольского края, мы начали создавать региональный многопрофильный учебно-научный комплекс "Детский сад - начальная школа - школа - колледж - вуз". Он видится нам как открытая социально-педагогическая система, предполагающая многообразие связей, как внешних (с окружающей социальной и природной средой), так и внутренних, присущих сложной структуре комплекса.

В приоритетных направлениях развития педагогической науки особое место занимают проблемы непрерывного образования. Философская и общечеловеческая значимость самой этой идеи исключительно велика и гуманна: каждому человеку присуще постоянное творчество, и надо создать условия для саморазвития личности на протяжении всей жизни, начиная буквально с его первых шагов по земле. У себя, в г. Невинномысске Ставропольского края, мы начали создавать региональный многопрофильный учебно-научный комплекс "Детский сад - начальная школа - школа - колледж - вуз". Он видится нам как открытая социально-педагогическая система, предполагающая многообразие связей, как внешних (с окружающей социальной и природной средой), так и внутренних, присущих сложной структуре комплекса. Разработана программа "Система непрерывного развития творческой личности от рождения до профессионального становления в условиях учебно-научного комплекса", она предусматривает взаимовыгодное сотрудничество со сложившимися структурами образования, создание совместных предприятий и акционерных обществ, слияние финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов заинтересованных организаций. Не отрываясь от действительности, не ставя перед собой сверхоригинальных задач, педагогический коллектив колледжа "Темп" совместно с учеными Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга, основываясь на достижениях отечественной и зарубежной педагогической науки и практики, постарался определить пути претворения основных концептуальных положений в жизнь.

Планируется организовать деятельность комплекса на принципиально новых началах: мы частично отказываемся от предметного преподавания и классно-урочной системы, от разделения урочной и внеурочной деятельности, стремимся перейти от декларации единства учебно-воспитательного процесса к его подлинной реализации, обеспечивая интеграцию образования и культуры, взаимопроникновение нетрадиционных форм учебного процесса с разнопрофильной сетью творческих объединений. Сам комплекс - дело будущего, но уже сегодня в нашем колледже "Темп" ведется) подготовка специалистов для различных) звеньев системы: педагогов для школы раннего развития, воспитателей детских утренних площадок, гувернанток (домашних учителей) и гувернеров (воспитателей детей дошкольного возраста на дому), школьных и семейных психологов, педагогов свободного времени, дефектологов, электросварочного производства, строительного профиля, младших инженеров швейного производства и ряда других специалистов. В этом году состоялся первый выпуск групп воспитателей дошкольных учреждений разного типа по на- И правлению "Дошкольная педагогика и психология", социальных педагогов-психологов со специализацией "Организатор культурно-досуговой деятельности". Уже на начальной стадии мы отдаем И предпочтение развитию разнообразных творческих способностей каждого ребенка, а на завершающей фазе - гармоническому сочетанию личных интересов с общественными потребностями. Совместно с учеными Института педагогических инноваций Российской академии образования ведется отработка концепции "Детский сад -начальная школа". Особое внимание будет уделяться многообразию форм и методов работы с родителями и малышами. Для них уже в этом году начнет существовать система "Беби-скул", в которую войдут "Утренняя площадка" и "Школа раннего развития". Этот важный этап когда у детей формируются первоначальные навыки познавательного мышления и самостоятельных действий, осуществляется подготовка к творческому восприятию обучения в "экспериментальной школе", где продолжается развитие их способностей, опыта общения и сотрудничества. "Детская утренняя площадка" (2-3 года), "Школа раннего развития" (3-6 лет), "Экспериментальная начальная школа" (1-4 классы) - это последовательные стадии развития начального этапа становления личности. Именно в этот период закладываются интеллектуальные, культурно-нравственные основы для формирования и развития человека, наделенного творческим отношением к жизни и к делу. Особое внимание - работе с будущими и молодыми родителями. Для них открывается родительский университет с тремя отделениями. Первое из них предназначено для старшеклассников. Юноши и девушки прослушают курс "Основы семейной жизни", примут участие в психологическом практикуме "Общество, личность, семья", приобретут навыки ведения домашнего хозяйства. Будут готовиться к воспитанию детей; учиться тому, как проводить детские и семейные праздники, как обращаться с животными; изучать русский фольклор (включая колыбельные песни, потешки и т.п.), приобретать навыки оказания экстренной медицинской помощи.

Второе отделение предназначено для молодых супругов. Предусматривается дифференцированные занятия: для семьи, ожидающей первенца, для полных и неполных семей, в наших планах - создание класса (с заочной формой обучения) социальной адаптации мам-подростков (к сожалению, их число возрастает). Для работы в родительском университете будут привлечены представители различных специальностей: педагоги, психологи, врачи, юристы, логопеды, специалисты в различных областях творчества - музыкального, художественного, изобразительного, технического.

Следующий этап - "Детская утрени площадка" - состоит из двух частей: "Я сам (1-2 года) и "Беспокойное плаванье" (2-3 года). В содержании занятий с учетом пожеланий родителей включаются развивающие подвижные игры, музыка и изобразительно искусство.

Программа "Школы раннего развития рассчитана на три года. В первый (3-4 года предусматривается овладение первичным навыками творческой деятельности на занятиях, которые приобщают к иностранном языку, театру, изобразительному искусству музыке, хореографии, азбуке вежливости. В течение второго года (4-5 лет) происходи закрепление первичных навыков творческое деятельности, на первый план выходят развивающие игры и азбука вежливости, сохраняется все, что изучается на первом этапе но добавляется начальное моделирование и "геометрия для малышей". На третий год (5 6 лет) по-прежнему приоритетными остаются развивающие игры, азбука вежливости, начальное технологическое моделирование. ( дисциплинам второго года добавляются "физика для малышей", второй иностранный язык, фольклор.

В "Школе раннего развития" наряду с опытными педагогами будут работать профессиональные хореографы, музыканты, режиссеры, художники. Обучение здесь платное, группы сформированы по 10-12 человек а занятия в зависимости от возраста детей продолжаются 20-30 минут. Ребята вместе отдыхают, организуют интересные праздники, различные творческие конкурсы.

Продолжение педагогического процесса - в начальной школе, как правило, с теми же педагогами, что позволяет избежать болезненного перехода от детства дошкольного к школьному. Начальную школу можно считать следующей ступенью "Школы раннего развития", где традиционные дисциплины сочетаются с дополнительными предметами. По существу это класс полного дня, а не пресловутая "продленка". Мы отказались от традиционного режима, сочетающего уроки, самоподготовку в стиле продленного дня и внеурочные занятия по интересам. В нашей школе день начинается с хореографии, физической культуры, музыки, с "уроков здоровья" (закаливание по специальным методикам), затем - 3 урока по 35 минут, после которых отдых, прогулка, обед и занятия по интересам. Такая смена видов деятельности снижает утомление детей, сохраняет радость пребывания в "Экспериментальной школе". При изучении многих дисциплин класс делится на подгруппы. Занятия по изучению этикета, иностранного языка, искусства проходят в специально оборудованных помещениях, где много игрушек, цветов, отсутствуют такие обязательные атрибуты обучения, как парты и доска. Обстановка приспособлена для эмоционального восприятия. В помещении школы - одноместные парты-конторки. Ребятам разрешается стоять, сидеть, лежать, словом, выбирать удобную и естественную форму поведения. Под ногами у них коврики, которые, соприкасаясь с подошвой, производят легкий массаж, предотвращающий плоскостопие, способствующий лучшему кровообращению.

Следующий этап непрерывного развития личности - "Школа самоопределения". Цель прекрасна - разглядеть в каждом ребенке именно те способности, которыми наградила его природа.

Совместно с преподавателями Ставропольского педагогического института ведется разработка оригинальных программ, в основе которых - принципиально новый уровень обучения, учитывающий интересы и способности каждого ученика и уже этим отличающийся от традиционного единообразия, не принесшего, как показала многолетняя практика, никаких добрых всходов.

Итак, эксперимент начат, но это не значит, что все в нем выверено и получается все задуманное. В процессе работы что-то будет меняться, обязательно обнаружатся какие-то проблемы, просчеты - ведь новое всегда сложно. Но очень хочется, чтобы эксперимент получился, ведь этим мы еще раз докажем, что мы не только ждем очередной помощи от государства, но и сами способны себя обеспечить, если приложить к тому талант, научно-педагогические знания и практические усилия.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Креина Григорьевна Барбакова
Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 104-107. 
[Статья]
С.А. Белякова, А.А. Иванова
Университетское управление. 2008.  № 3. С. 5-18. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова, Юлия Борисовна Верпаховская
Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 37-46. 
[Статья]
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 3. С. 46-47. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2003.  № 2. С. 70-73. 
[Статья]
Алексей Борисович Трофимов
Социологические исследования. 2002.  № 12. С. 128-131. 
[Статья]
Сергей Анатольевич Беляков, Виктор Семенович Вахштайн, В.А. Галичин, Анна Алексеевна Иванова, Елена Алексеевна Карпухина, Татьяна Львовна Клячко, Давид Львович Константиновский, Дмитрий Юрьевич Куракин, Елена Анатольевна Полушкина, Юрий Алексеевич Яхин
[Книга]