Эксоцман
на главную поиск contacts

Цель обучения - учащийся, его идеи и мысли. О дифференциации в инновационных учебных заведениях

Опубликовано на портале: 14-08-2004
Директор школы. 1994.  № 2. С. 48-53. 
Тематический раздел:
Известно, что в практике обучения нет единого идеального подхода, а есть разнообразие форм, методов, моделей учебного процесса но эффективными -каждая в своих условиях, они становятся лишь в руках мастера-педагога. Поэтому идея многовариантности моделей развития школы получает все большее признание. Возникает большое количество инновационных учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи, реальные училища, школы-комплексы), ставящих целью выявить и раскрыть заложенные в ребенке потенциальные возможности и определить пути их максимального раскрытия. Что же должно быть истинным мерилом эффективности обучения в различных типах общеобразовательных учебных заведений? На наш взгляд, формирование ученика, как личности, сознающей собственную значимость. Если учащийся усвоил огромное количество материала, но не пережил радости самопознания, восприятия себя и других как личностей, можно считать, что учебная программа не выполнила поставленных задач.

Два подхода

Известно, что в практике обучения нет единого идеального подхода, а есть разнообразие форм, методов, моделей учебного процесса но эффективными -каждая в своих условиях, они становятся лишь в руках мастера-педагога. Поэтому идея многовариантности моделей развития школы получает все большее признание.

Возникает большое количество инновационных учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи, реальные училища, школы-комплексы), ставящих целью выявить и раскрыть заложенные в ребенке потенциальные возможности и определить пути их максимального раскрытия.

Что же должно быть истинным мерилом эффективности обучения в различных типах общеобразовательных учебных заведений? На наш взгляд, формирование ученика, как личности, сознающей собственную значимость. Если учащийся усвоил огромное количество материала, но не пережил радости самопознания, восприятия себя и других как личностей, можно считать, что учебная программа не выполнила поставленных задач.

Не сегодня возник спор о том, какой быть школе и как она должна функционировать. В настоящее время существует два подхода - один сосредоточен на традиционных формах, другой -на исследовательском, развивающем обучении.

В первом случае, учитель призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать, оценивать ход учебного процесса. Его забота - донести до учащихся программный материал, и обучение ведется, как правило, в пределах группы, подобранной по возрастному критерию. Само собой разумеющимся считается, что учащиеся одной группы должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных людей различны.

При исследовательском подходе основная цель обучения -учащийся и его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки. Возвращается из забвения древнейшая теория интереса: ученику предлагают развивать собственные идеи и выбирать предметы, которые он хотел бы изучать. В таких учебных заведениях осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, которая основывается на различии способностей, склонностей и темпов обучения детей и представляет собой широкий спектр учебно-организационных мероприятий состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но ив расширении социальной и коммуникативной компетенции индивида.

В инновационном учебном заведении целесообразно совмещать два вида дифференциации: внешнюю и внутреннюю, при правильном сочетании они обеспечивают высокую эффективность учебного процесса. Внешняя дифференциация, независимо от типа учебного заведения, может выражаться в разнообразии специфических форм организации учебного процесса. Основными из них, на наш взгляд, являются:
1. Распределение учащихся по потокам (факультетам) по уровням их способностей на основе результатов тестов, собеседований.
2. Распределение учащихся на определенном этапе обучения по их склонностям к тому или иному циклу учебных дисциплин. Внутри таких группировок может, в свою очередь, существовать распределение на более мелкие временные группы учащихся определенного уровня способностей для совместного изучения той или иной дисциплины.
3. Обучение в группах "смешанных способностей". Сущность внутренней дифференциации заключается в том, что учащиеся на основании академических успехов по отдельным дисциплинам, и преобладающим у них способам познавательной деятельности могут быть объединены во временные учебные группы.

В мировой науке разработаны достаточно надежные и эффективные системы проверочных процедур, претендующие на объективность и адекватность оценок, и не требующие больших затрат времени на их проведение. Это системы разнообразных тестов, с помощью которых можно эффективно диагностировать уровень сформированности знаний, умений и навыков, выявлять умственные и психологические особенности личности учащихся.

Сегодня еще нет тестовых стандартов (или примерных тестов) для различных возрастных групп, поэтому инновационные учебные заведения разрабатывают свои правила отбора учащихся и комплектования факультетов и групп.

Дифференциация в начальной школе

В процессе обучения в инновационном учебном заведении ведется наблюдение и всестороннее изучение учащихся с применением разнообразных психолого-педагогических методов, их использование позволяет правильно составить комплексную оценку каждого индивида.

В начальной школе (при свободном выборе) проводится ранжирование учащихся по уровню интеллектуального развития, при этом сохраняются общие и обязательные для всех предметы. Для этого используются психологические тесты: восприятие в образах, числовое восприятие, определение словарного запаса, понимание соотношения предметов в целом, концентрация внимания, письменная речь, понимание правил игры, ситуации или какого-либо рассказа. Применяются педагогические тесты: диагностика на чтение, письмо, счет.

Результаты собеседования каждого учащегося фиксируются в виде графика, отражающего данные характеристики умственного и физического развития ребенка, коммуникативные способности и другие психофизиологические особенности. Обобщенные данные, полученные учителем в процессе длительного наблюдения за учащимися как на уроках, так и во внеклассной работе и деятельности, а также объективные сведения о ребенке и его семье составляют первооснову личного "досье" учащегося. На последнем году обучения в начальной школе "досье" оформляется по следующим разделам: интеллектуальное, социально-эмоциональное, физическое развитие, эстетическое воспитание.

В соответствии со способностями и уровнем подготовки, которые выявляют в результате собеседования, тестирования, а также на основе оценок и характеристик, полученных в начальной школе, учащихся распределяют на потоки. Основные критерии это: способности (определяемые как на основе тестирования, так и по текущим оценкам и результатам экзаменов по общеобразовательным предметам), склонности (определяемые результатами тестовых испытаний, анкетированием), психофизиологические особенности или специфические индивидуальные свойства (определяемые в ходе тестирования, собеседования, по данным досье), физическое развитие (данные о состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях, посещаемости в разное время года, выполнении возрастных норм на уроках физической культуры).

Диагностика в среднем и старшем звене

Диагностика в период обучения в среднем школьном звене (V - IX классы) направлена на исследование личности школьника с целью коррекции и устранения пробелов в их знаниях. На основе комплексных характеристик происходит комплектование групп различных направлений и специализаций (гимназическое, традиционное, педагогической коррекции и т.п.). Углубленное изучение специальных учебных предметов в этом звене (особенно V - VI классы), опирающихся на единый уровень общеобразовательной подготовки, должно осуществляться только в умеренных масштабах, что позволит учащимся данной возрастной группы в случае необходимости изменять ранее избранное направление учебы.

В зависимости от профилирующего направления, используются систематические тесты способностей (вербальные, пространственного восприятия, ритмики и т.п.) и педагогические тесты по математике, физике, химии, литературе и другим предметам. Результаты тестирования входят в личное досье школьника. Начиная с Vll-го класса целесообразно сочетать внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Для этого в классах, независимо от существующих направлений, образуются группы, работающие по разным учебным планам и программ по большинству обязательных предметов (А, В, С, D). Направление с программой А - наиболее глубоко и широко изучает учебный предмет, с программой В - предполагает глубокое изучение предмета с обычным по широте охватом материала, программа С - изучение предмета на среднем (стандартизированном) уровне, программа D - низкий (ознакомительный) уровень. Учащиеся, обладающие склонностью к точным наукам, но испытывающие затруднения, например, с иностранным языком, могут изучать математику и физику с учащимися одной группы (А), а иностранный язык в группе, работающей по программе С. Такая форма подразумевает отказ от традиционного деления на "слабые" и "сильные" потоки в пользу индивидуально-групповых форм учебной работы в группах "смешанных способностей". Также могут быть организованы временные учебные группы (факультетские или межфакультетские) для решения определенных учебных проблем или сложных задач, создание проектов, экспериментальной работы, выполнения самостоятельных заданий и других видов деятельности, предполагающих совместную работу учащихся по планированию, выполнению заданий и обсуждению их результатов. Такая форма дифференциации также целесообразна и в том случае, если имеются учащиеся с опережающим развитием, с отличной от остальных скоростью восприятия и усвоения учебного материала.

Следует заметить, что в еще более завуалированном виде дифференциация проявляется в том, что при изучении всеми учащимися данной параллели одинаковых предметов, количество часов отводимых на некоторые из них, учебные планы, программы, пособия, методы обучения, а также уровень и глубина изучения могут варьировать для разных групп учащихся, объединенных тем или иным признаком. В этой ступени продолжается изучение личности школьника со следующими направлениями: мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевые свойства личности, характерологические особенности, коммуникативные свойства, интеллектуальные особенности, психофизиологические особенности. В VIII - IX классах в дополнение ко всем видам тестирования и педагогическому наблюдению проводится профдиагностическая работа: учащиеся оцениваются по способности к самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Тематика досье в этот период расширяется, в нем находят отражение следующие аспекты, являющиеся критериями для дальнейшей дифференциации: результаты школьных тестов, академическая успеваемость, любимые и нелюбимые предметы, специфические индивидуальные свойства (умение работать в группе, лидерство в группе, способность самостоятельно принимать решения и брать ответственность на себя и т.п.), состояние здоровья, внешкольные занятия, имеющийся опыт работы. Диагностика в старшем звене (X -XI классы) направлена на исследование и оценку личности подростка с целью обоснованного определения профессионального направления и выбора им дальнейшего жизненного пути. Дидактическая дифференциация здесь выражается в углубленном изучении профилированного (по факультетам) цикла учебных предметов, а обучение осуществляется в соответствии со способностями и индивидуальными особенностями учащихся по учебным планам, разработанным для факультетам (направлений). Область социального интереса обучающихся становится центром, из которого могут возникать прочные связи с другими предметами, а также новые интересы.

* * *

Дидактический анализ проведения внешней и внутренней дифференциации показывает, что она может способствовать усилению познавательной активности учащихся, повышает их взаимоконтроль и ответственность не только перед учителями и товарищами по учебной группе, но и перед всеми одноклассниками, позволяется варьировать самостоятельную работу с элементами взаимообучения. При такой организации учебного процесса работа учителя направлена на творческую поддержку учеников. Он поощряет общение и взаимодействие, особенно в форме совместных исследований, дискуссий, обмена опытом. От учащегося же требуется настоящая интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои индивидуальные особенности.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Светлана Васильевна Кудрявцева, Галина Л. Серова, Сергей Васильевич Байменов
Директор школы. 1997.  № 6. С. 20-33. 
[Статья]
[Интернет-ресурс]
Анна Валентиновна Кушко
Директор школы. 1998.  № 4. С. 67-71. 
[Статья]
Раиса Павловна Маслевская, Н. Е. Латынова
Директор школы. 1996.  № 2. С. 56-62. 
[Статья]
Л.И. Ариончик, С.М. Карпель
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 4. С. 49-51. 
[Статья]
Роза Александровна Харченко
Среднее профессиональное образование. 2002.  № 1. С. 42-43. 
[Статья]