Эксоцман
на главную поиск contacts

Школа для будущего левши. О реабилитации детей с трудностями в обучении в процессе технологического образования

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Директор школы. 1994.  № 4. С. 61-66. 
Тематический раздел:
Не секрет, что значительная часть учащихся склонна к практико-преобразующей предметной деятельности. Обладая практико-ориентированным мышлением, они стремятся к практической преобразующей деятельности, проявляя интерес к технике, природе, но незначительный уровень теоретического мышления и абстрактной памяти мешает этим детям успешно осваивать языки и литературу, естественнонаучные дисциплины. Попав в число двоечников по теоретическим дисциплинам, они постепенно отчуждаются, обосабливаются и в знак протеста против своей "второсортности" начинают нарушать дисциплину, плохо учатся, хотя и видят свое превосходство над многими в практической деятельности. Это физически здоровые дети, не имеющие явных отклонений в развитии, но их не устраивает содержание образования, а отсюда нежелание учиться, озлобленность, обидчивость, даже агрессивность.

Не секрет, что значительная часть учащихся склонна к практико-преобразующей предметной деятельности. Обладая практико-ориентированным мышлением, они стремятся к практической преобразующей деятельности, проявляя интерес к технике, природе, но незначительный уровень теоретического мышления и абстрактной памяти мешает этим детям успешно осваивать языки и литературу, естественнонаучные дисциплины. Попав в число двоечников по теоретическим дисциплинам, они постепенно отчуждаются, обосабливаются и в знак протеста против своей "второсортности" начинают нарушать дисциплину, плохо учатся, хотя и видят свое превосходство над многими в практической деятельности. Это физически здоровые дети, не имеющие явных отклонений в развитии, но их не устраивает содержание образования, а отсюда нежелание учиться, озлобленность, обидчивость, даже агрессивность.

Наш многолетний опыт работы по обучению таких учащихся показывает, что каждый школьник к чему-то способен, по-своему талантлив. Все дело в том, умеет ли учитель обнаружить способности каждого и на их основе организовать процесс обучения. Это особенно важно в современных условиях, когда ценность учения на какой-то период снизилась и в содержании образования возникла потребность большого учета и спроса, потребностей личности. Реакция общества на такой спрос потребовала создания лицеев, гимназий, но эти учебные заведения -для детей с теоретическим мышлением, абстрактно-логической памятью. Это для тех, кто пополнит педагогические, медицинские, юридические, инженерные вузы. Да, это будущая гуманитарно-инженерная элита Отечества.

Но ведь есть и другая, не менее ценная элита. Это токари, слесари, трактористы и т.д. Будущие Левши. Как помочь им определиться, найти себя?

Пять лет назад группа ученых и учителей-практиков Брянской и Кемеровской областей начала эксперимент по проверке эффективности содержания, форм и методов обучения учащихся с практико-ориентировочным мышлением. В восьми школах Кемеровской области и семи школах городов Брянска и Клинцы были сформированы группы учащихся, пожелавших углубленно заниматься трудовым технологическим образованием. Классы эти назвали по-разному. В Новокузнецкой школе-лицее N 35 это: "Введение в инженерную подготовку", в ряде школ - это классы инженерной подготовки, в школах г. г. Брянска и Клинцы - классы индустриальной подготовки. Но независимо от названий содержание обучения в этих классах направленно на освоение технологий производства и минимального уровня базового образования. А средняя школа N 38 г.Брянска полностью перешла на такое обучение.

Учебный план обучения учащихся в этих классах состоит из инвариантного компонента базового учебного плана и дополнительно, за счет вариативной части, выделено время на изучение основ техники и технологии производства, домашней экономики и основ предпринимательства, ТРИЗа, бионики, валеологии и др. Лишь несколько педагогических коллективов сочли возможным уменьшить время на изучение дисциплин инвариантной части базового учебного плана, усилить технологическую подготовку, снизив этим общую нагрузку на детей.

Результаты экспериментальной работы уже сегодня позволяют сделать вывод, что авторы идеи (А.П. Надточий, А.Н. Ростовцев, В.Д. Симоненко) не ошибались в предложенных теоретических разработках и практических рекомендациях.

У подавляющего большинства учащихся экспериментальных классов(95%) повысился интерес к учебе, качество знаний по всем дисциплинам возросло от 0,1 до 0,6 балла. Но главное -мотивы учения стали иными. Дети увидели полезность в изучении физики и математики, языков и литературы. Особенно велик их интерес к освоению технологии, основ техники, решению творческих и изобретательских задач, к практической предметной деятельности. Очень важно то, что в экспериментальных классах индустриальной подготовки школ Брянской области прирост профессионально важных качеств учащихся составил более 20% против 10% в обычных, то есть развитие личности идет более высокими темпами.

Создание классов технологической подготовки - это прежде всего:
- гуманизация обучения. Сколько детям, имеющим склонность к активной преобразующей деятельности, приходится терпеть унижения, страдать от своей неполноценности из-за мнимого приоритета абстрактных знаний. В этих классах они -равноправные и тоже своеобразная элита;
- социальная защита подрастающего поколения. Формирование у школьников технологической культуры, умения работать в условиях трудового предпринимательства дает возможность выпускникам более уверенно вступать в жизнь.
- физическое развитие и здоровый образ жизни. Учебный план обучения учащихся в классах технологической подготовки включает дополнительно занятия по прикладной физической культуре, валеологии, культуре дома, экономике семьи, художественному конструированию изделий и т.д. В соответствии с концепцией мотивационной гигиены труда лучшим способом укрепления здоровья являются занятия любимым делом, работа по желанию, с интересом. Обучение учащихся предпринимательству на здоровой нравственной основе, умению создавать новые товары и услуги, выполнению индивидуальных творческих проектов способствует развитию личности и формированию здорового образа жизни. Этому способствуют и методы обучения учащихся таких школ (обучение в деятельности, производство товаров и услуг, решение творческих задач);
- реальная, а не декларируемая гуманитаризация образования. Тесная взаимосвязь технологии с математикой, физикой, информатикой и ВТ, литературой и языками, другими дисциплинами показывает школьникам тесную связь теории и практики. Включение в учебный план культуры и этики делового общения, валеологии, художественного конструирования, творческих видов деятельности (народные ремесла и промыслы, декоративно-прикладное, художественное и техническое творчество) усиливает гуманитарную направленность обучения учащихся;
- воспитание учащихся. Разрабатывая содержание обучения в классах технологической подготовки, авторы стремились, чтобы патриотическое, нравственное, этическое, экономическое и физическое воспитание, как и политехнизм, пронизывали все содержимое обучения, а формирование трудолюбия и культуры труда были естественным процессом обучения. Казенным воспитательным мероприятиям авторы противопоставили активную созидательную деятельность школьников, в процессе которой у них формируются нужные им и обществу гражданские качества;
- рациональное использование средств на образование и потенциальных возможностей личности. В нынешних условиях учащимся с практико-ориентированным мышлением девять , лет пытаются сформировать, а точнее "вбить" в память знания и умения в объеме инвариантной части базового учебного плана. Результат такого обучения
- потеря интереса к учебе и естественного природного трудолюбия, формирование бесплодного потребительства, неадекватной самооценки, усиление агрессивности. Затем учеба в ПТУ. Но она, как поздний посев семян в землю, всходы может дать, но колос будет неполноценным. Наш эксперимент показывает, что если снизить для этой категории детей стандарт общего образования, усилить его прагматическую направленность, то за 9 лет обучения в школе и 1-2 года учебы в ПТУ (УПК или школе) можно сформировать хорошего специалиста;
- социальная реабилитация детей. Двоечник в классах общего образования - это постоянные унижения в школе и дома, морализация, истощающая еще не окрепшую детскую нервную систему. Некоторых переводят в классы коррекции -отсюда психологические травмы, ярлык неполноценности, ореол второсортности. Уход неподготовленным в ПТУ - сложный процесс адаптации, уже сформировавшийся устойчивый негативный иммунитет к учебе. И совершенно по-другому этот процесс идет в школе. Учащегося не переводят в классы коррекции, он обучается наравне с другими в класс, где готовится "практическая элита". Многие дети в своих сочинениях пишут: "спасибо тем, кто организовал этот эксперимент. Теперь и мы люди." Нет сомнения, что внедрение результатов эксперимента в школах России принесет радость учения тысячам юношей и девушек, спокойствие в семьи, позволит более рационально расходовать на образование наши тощие ассигнования, а главное, значительную часть нации растить здоровой и технологически грамотной. Но еще много нерешенных проблемы в проводимом нами эксперименте. Одной из важных является понижение для детей этих классов общеобразовательного и повышение общетехнологического стандартов, доработка системы подбора учащихся в такие классы. Весьма сложным оказался отбор содержания обучения по естественнонаучным дисциплинам, разработка и экспериментальная проверка курсов прикладных дисциплин (математика, физика, химия, бионика и др.).

Имеющейся пакет документов по организации в общеобразовательных школах классов технологической подготовки позволяет в экспериментальном порядке внедрять его в школах, имеющих хорошее кадровое обеспечение и материальную базу. Наш опыт показывает, что эти классы целесообразно создавать в общеобразовательных школах, имеющих 3-5 параллелей, начиная с 7 класса, хотя в некоторых школах начался эксперимент с 5-го класса и его результаты положительны.

Пакет необходимых документов можно заказать в Брянском или Новокузнецком пединститутах.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Олег Юрьевич Малоземов
Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 110-114. 
[Статья]
Natasha Owen
Внешнеэкономические связи. 2005.  Т. 20. № 8.
[Статья]
Наталья Львовна Галеева
Директор школы. 2010.  № 9 (152). С. 93-98. 
[Статья]
Никита Константинович Смирнов
Директор школы. 1994.  № 5. С. 25-31. 
[Статья]