Эксоцман
на главную поиск contacts

Педагогический лицей: особенности и основные принципы

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Директор школы. 1994.  № 4. С. 67-72. 
Тематический раздел:
Педагогический Лицей - среднее образовательное учебное заведение, которое создается при высших учебных заведениях соответствующего профиля, располагающих высококвалифицированными педагогическими кадрами, научным потенциалом, современным оборудованием и условиями для решения всего комплекса проблем учебно-воспитательного процесса. Это нетрадиционное учебное заведение предоставляет наиболее способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора предметов различных циклов для их углубленного изучения, способствует овладению навыками научной работы, осуществляет общеобразовательную допрофессиональную подготовку в высшие педагогические учебные заведения; реализует принцип непрерывности педагогического образования

Педагогический Лицей - среднее образовательное учебное заведение, которое создается при высших учебных заведениях соответствующего профиля, располагающих высококвалифицированными педагогическими кадрами, научным потенциалом, современным обоудованием и условиями для решения всего комплекса проблем учебно-воспитательного процесса.

Это нетрадиционное учебное заведение предоставляет наиболее способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора предметов различных циклов для их углубленного изучения, способствует овладению навыками научной работы, осуществляет общеобразовательную допрофессиональную подготовку в высшие педагогические учебные заведения; реализует принцип непрерывности педагогического образования.

Три года назад при Нижнетагильском государственном педагогическом институте была создана средняя профильная школа N 75д. На ее базе, по мере проведения опытно-экспериментальной работы, и предполагалось организовать педагогический Лицей. В течение двух лет мы работали на основании временного Положения и Устава, с некоторыми изменениями, внесенными с учетом результатов опытно-экспериментальной работы. Они легли в основу настоящего Положения и Устава педагогического Лицея. Итак, педагогический Лицей - многопрофильное образовательное учреждение, осуществляющее обучение и воспитание способных и одаренных учащихся Х-Х1 классов, ориентацию их на педагогическую профессию, подготовку к обучению в педагогическом вузе по избранной специальности. Он функционирует в рамках комплекса "Лицей-Педвуз", являясь базовой структурой факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации, что предполагает единство образовательных целей и принципов, интеграцию кадрового и материально-технического потенциала учебных заведений. В комплексе, как в сложном системном целом, каждый компонент (и вуз, и лицей) действует более эффективно за счет реализации потенциала системы в целом.

Обучение в Лицее адекватно по своему содержанию профилю института, его факультетов и осуществляется на уровне, предусматривающем превышение государственного образовательного стандарта, однако в содержании образования существенно усилена гуманитарная составляющая. Выполняя функцию территориального научно-методического центра и экспериментальной площадки, комплекс "Лицей-Педвуз" дает возможность теоретически разрабатывать, экспериментально проверять, апробировать и внедрять в практику научно методические идеи, новые педагогические технологии, передовой опыт. Все это здесь сливается в целостный процесс.

Лицей в то же время и база повышения квалификации педагогов, развития их научно-педагогического творчества. Его учителя, взаимодействуя с преподавателями института и друг с другом, участвуя в научно-методической работе кафедр, постоянно и целенаправленно развивают свое профессиональное мастерство включаются в инновационную деятельность: творческий подход становится неотъемлемым элементом. И свою очередь, непосредственное участие в работе Лицея обогащает преподавателей института знаниями реальной , педагогической практики, способствует повышению качества подготовки специалистов, проведению научно-педагогических исследований.

Какие же задачи ставит перед собой Лицей?

Это прежде всего развитие социально и профессионально ценных качеств личности будущего педагога, интеллекта, эрудиции, фантазии, творческой инициативы в процессе дифференцированного обучения, в системе коллективных отношений, основанных на гуманистических ценностях.

Во-вторых - осуществление систематической профессиональной ориентации и довузовой подготовки, направленной на формирование у учащихся готовности к выбору педагогической профессии, выявление и развитие соответствующих способностей, вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самопознания и самосовершенствования, общения, выполнения в будущем педагогической деятельности, родительских обязанностей.

В-третьих организация продуктивной творческой деятельности, обеспечивающей повышение креативности (развитие творческого потенциала) учащихся, формирование у них - потребности в самообразовании, умений и навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.

И в-четвертых - реализация возможностей Лицея как опытной площадки и базы проведения научной и учебно-исследовательской работы студентов, лабораторно-практических занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла.

С 1 января 1993 года наша школа работает в статусе экспериментальной площадки по отработке модели педагогического Лицея. В школе 5 десятых и 5 одиннадцатых классов, в которых обучаются 236 учащихся, поступивших на конкурсной основе.

Мы находимся на территории Нижнетагильского государственного педагогического института, пользуемся его аудиториями и лабораториями, читальным залом и библиотекой, актовым и спортивными залами, медпунктом и столовой. Кроме этого школа имеет 13 учебных кабинетов, среди них кабинеты химии, физики с современным оборудованием, 2 лингафонных кабинета для занятий иностранными языками, кабинет информатики с новейшим типом машин. Из 49 преподавателей один профессор, двадцать кандидатов наук и доцентов. Два педагога имеют высшую и первую категорию по результатам аттестации.

В чем, на наш взгляд, преимущество данного типа образовательного учреждения? В том, что здесь в полной мере осуществляется принцип дифференциации и вариативности обучения. Реализуются права учащихся на выбор содержания образования, темпа, форм и методов учебно-познавательной деятельности в соответствии с их способностями, интересами, потребностями и индивидуальными возможностями. С этой целью введены следующие профили обучения:
- физико-математический (с углубленным изучением физики, математики, информатики, и ВТ);
- естественно-научный (с углубленным изучением химии, биологии, экологии);
- филологический (с углубленным изучением русского языка и литературы);
- лингвистический (с углубленным изучением английского и немецкого языков);
- обществоведческий (с углубленным изучением истории и социальных дисциплин).

Общим для всех является педагогический профиль -профессионально-педагогическая ориентация и подготовка к обучению в педагогическом вузе.

Высокий уровень педагогических кадров дает им возможность широко применять современные формы, методы и средства обучения и воспитания, активно осуществлять личностно-деятельностный подход. Такой подход противостоит вербальным формам и методам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности, и ориентирует учащихся не только на усвоение определенного объема учебной информации, но и на овладение способами учебно-познавательной деятельности, на развитие потребности в самообразовании.

На практике это обеспечивается использованием в учебно-воспитательном процессе таких форм, как лекции семинарские занятия, практикумы, лабораторные работы дискуссии, деловые и ролевые игры, проблемное консультирование, преподавание от дельных предметов циклами блоками, методом погружения,

В ряду принципов педагогического процесса приоритетное значение имеет сотворчество, в котором воедино слиты:
- оптимистическая установка на каждого члена коллектива лицея как на личность, способную к творческой деятельности;
- общее стремление I развитию потенций и индивидуальности воспитанников и педагогов;
- творческий характер и стимулирующее к творчеству содержание всех видов деятельности и общения, переход от репродуктивных методов обучения к творческим, коллективное творческое воспитание, продуктивный творческий труд, творческое соуправление лицеем;
- совместное творчество: когда в его планировании и осуществлении равно заинтересованно участвуют педагоги, лицеисты, преподаватели и студенты пединститута, родители, общественность.

Другой ведущий принцип деятельности лицея - гуманизация. Реализация этого принципа требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя во главу угла развитие личности учащегося.

Принцип гуманитаризации предполагает увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане, включение в него таких предметов, как мировая и художественная культура (существенно усиленная [по сравнению с существующими учебными программами), этика, история религий, право, основы педагогики, психологии, логика, ораторское искусство и др.

В учебных планах кроме увеличения часов по профильным предметам предусмотрено введение спецкурсов, которые позволяют в значительной степени углубить и расширить знания учащихся по предметам: лекарственные растения, история родного края, спецкурсы по зарубежной литературе и литературе русского зарубежья, спецкурс по русской литературе XXI века, по "серебряному веку" русской поэзии, практикум по написанию сочинений, решение нестандартных и повышенной трудности задач по химии, спецкурс по генетике, спецкурс "Экология большого города".

Все эти спецкурсы ведут преподаватели педагогического института по оригинальным программам. Ведутся альтернативные курсы и кружки с учетом пожеланий учащихся и их родителей: второй иностранный язык, машинопись, основы музыкальной культуры, фотодело, археология, домоводство. Учащиеся посещают секции в педагогическом институте и кружки во Дворце творчества юных.

Большинство из них являются членами научного общества учащихся, имеют научных руководителей, темы для выполнения исследований и написаний рефератов.

Таким образом, уже на сегодняшний день средняя профильная школа N 75 на базе пединститута предоставляет наиболее способным и одаренным учащимся возможности для реализации индивидуальных образовательных потребностей и интересов, творческих запросов, самостоятельного выбора предметов для углубленного изучения.

Главный результат работы - наши первые выпускники. Приемная комиссия института при проведении совмещенных экзаменов отметила высокое качество их подготовки. Большинство выпускников, принятых в школу 1991 году без вступительных экзаменов, т.е. практически без отбора, за два года обучения приобрели знания, которые позволили им стать студентами.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также: