Эксоцман
на главную поиск contacts

Что вы расскажете Ричарду Львиное Сердце? Схемы типовых задач по истории

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Директор школы. 1994.  № 3. С. 30-39. 
Тематический раздел:
Во втором номере нашего журнала за 1993 г. мы рассказали об основных принципах аттестационной модели, созданной на базе кафедры управления образованием РИПКРО. Сегодня, выполняя обещание, публикуем некоторые образцы аттестационных заданий - тесты по истории.

Во втором номере нашего журнала за 1993 г. мы рассказали об основных принципах аттестационной модели, созданной на базе кафедры управления образованием РИПКРО. Сегодня, выполняя обещание, публикуем некоторые образцы аттестационных заданий - тесты по истории.
1. Перечислить участников данного события.
2. Перечислить события, в которых принимал участие данный исторический деятель.
3. Перечислить известных современников данного деятеля с указанием, кто был другом, кто - врагом.
4. Перечислить современников данного исторического деятеля в других регионах с указанием, кто учитывал его деятельность в своих поступках, а кто о нем и не слышал.
5. Перечислить и показать на карте те города и местности, где бывал и действовал данный исторический деятель.
6. Перечислить современников данного события в других регионах. Кто из них знал об этом событии, а кто учитывал его в своих делах?
7. Перечислить события в других регионах, современные (с небольшим отклонением) данному событию. Какие из них причинно связаны между собой?
8. Перечислить те предметы, которые использовались в одном историческом событии и не использовались в другом событии (ином регионе или иной эпохе).
9. Перечислить предметы, заменявшие в данном регионе в данную эпоху указанные современные предметы.
10. Описать распорядок дня (включая еду, одежду и т.п.) "среднего" человека из данного сословия, эпохи и региона.
11. Составить список профессий данной эпохи и региона.
12. Составить список народов, языков и религий данной эпохи и региона.
13. Перечислить имена людей данной эпохи и региона, объяснить их происхождение.
14. Описать биографию типичного обитателя данной эпохи и региона (воина, политика, монаха и т.д.).
15. Перечислить ученых и художников данной эпохи и продукты их творчества.
16. Составить цепь из общих знакомых между двумя историческими деятелями, которые не встречались между собой.
17. Подобрать для данного события несколько других событий, которые были его предпосылками, и несколько других, которые были его следствиями.
18. Перечислить альтернативные исходы данного события и описать их возможные последствия.
19. Перечислить те факторы, изменение которых могло бы привести к иному исходу данного события.
20. Составить перечень аналогов данного события в иных эпохах и регионах. Перечислить сходства и различия этих событий.
21. Найти исторических деятелей, аналогичных данному деятелю по своей роли в иных эпохах и регионах. Перечислить сходства и различия между этими деятелями.
22. Рассказать биографию (или автобиографию) одного из главных деятелей данной эпохи и региона.
23. Показать на карте места главных событий данной эпохи, объяснить связи между ними.
24. Сравнить биографии и личные черты двух исторических деятелей, связанных общностью их социальной роли ( в разных эпохах или регионах).
25. Сравнить ход двух исторических событий, аналогичных, но различающихся в чем-то важном
26. Изложить военный или политический план, составленный известным деятелем, а также ход и результат воплощения этого плана.
27. Описать расстановку социальных сил в данном обществе, изложить динамику их взаимодействия и итогового равновесия.
28. Рассказать историю одного научного открытия или технического изобретения: как оно появилось, как распространялось и к каким последствиям приводило в разных регионах.
29. Описать воображаемое путешествие современника через данный регион в "обычную" или "критическую" эпоху.
30. Описать свой визит на Машине времени к данному историческому деятелю. Где его найти, о чем спросить, что интересного ему рассказать?
31. Описать данное историческое событие от лица его рядового участника.
32. Описать биографию данного ученого, писателя или художника, выяснить, как повлияли на его творчество политические события той эпохи.
33. Описать экономические предпосылки или последствия данного исторического события.
34.Установить генеалогическое родство двух данных исторических деятелей.
35. Составить перечень орудий в данной сфере труда в данную эпоху в данном регионе.
36. Составить перечень экономически важных растений и животных данной эпохи и региона.
37. Составить обзор научных знаний и открытий данной эпохи и региона в сравнении с иной эпохой (более ранней или более поздней).
38. Составить отзыв одного исторического деятеля о другом деятеле - его друге, враге или знакомом. последствие данной эпохи и региона (научное открытие, техническое изобретение, политическая структура, философские труды и т.п.)?
40. Составить рассказ с историческими ошибками, посвященный данной эпохе и региону.

* * *

В качестве примера мы рассмотрим типовые задачи по разделу: Англия и Франция в XI - XII веках.

Образцы задач по истории
1. Перечислить участников битвы при Гастингсе.
2. Перечислить события, в которых участвовал Ричард Львиное Сердце.
3. Перечислить современников Томаса Беккета в Англии и во Франции. Кто был его союзником, кто - противником?
4. Перечислить современников Вильяма I Завоевателя за пределами Англии и Франции (в том числе - за пределами Европы).
5. Показать на карте те города Англии и Франции, которые в XI веке находились под властью Генри II и Луи VII.
6. Перечислить современников битвы при Гастингсе в других регионах (в Риме, Франции, Норвегии, в Византии, на Руси, на Ближнем Востоке). Кто из них был причастен к завоеванию Англии в 1066 г.?
7. Перечислите самые известные события в Европе и на Ближнем Востоке, произошедшие в интервале (5 лет) от смерти Генри II Плантагенета. Какие из них были причинно связаны со смертью этого короля?
8. Чем отличалось вооружение участников 3-го Крестового похода от вооружения бойцов Карла Великого9
9. Что заменяло крестоносцам газету, ружье, театр, мыло, сахар?
10. Описать распорядок дня канцлера Томаса Беккета.
11. Составить список профессий англичан в 1189 году.
12. Представители каких народов служили Ричарду Львиное Сердце? На каких языках говорили при его дворе?
13. Назвать имена пяти родственников короля Генри II Плантагенета. Из каких языков происходили эти имена, что они значат? Каково происхождение большинства имен? Почему так получилось?
14. Сравнить биографии Томаса Беккета, Вильяма Маршала, Стефана Ленгтона. В чем причина различий между ними?
15. Перечислить имена ученых и писателей - современников Генри II Плантагенета - в разных странах мира. Кто из них мог быть знаком с королем Генри Вторым?
16. Составить цепь из общих знакомых между Чингис-Ханом и Ричардом Львиное Сердце.
17. Перечислить три события - предпосылки брака между Генри Вторым Плантагенетом и Элеонорой Аквитанской, и три события - последствия этого брака.
18. Предположим, что у Луи VII и Элеоноры Аквитвнской родился сын, который дожил до взрослого возраста. Как это событие повлияло бы на развитие английского и французского государств?
19. Какие факторы могли бы привести к сплочению Франции в централизованную монархию раньше, чем это произошло с Англией?
20. Указать аналоги битвы при Гастингсе в средневековой истории России, Средней Азии и Китая. Насколько похожи итоги этих сражений на последствия битвы при Гастингсе?
21. Указать деятелей, подобных Томасу Беккету или Генри Второму, в истории России, Византии, Германии.
22. Рассказать биографию Томаса Беккетв, Вильяма Маршала или Элеоноры Аквитанской.
23. Показать на карте владения Москвы и Новгорода в 1470 году. Сравнить их территорию и население и сделать обоснованный прогноз исхода соперничества этих двух держав.
24. Сравнить биографии Генри Второго Плантагенета и ею потомка Эдварда Третьего. Отметить общие черты и различия в их военно-политической деятельности, предложить объяснение этих различий.
25. Сравнить борьбу Томаса Беккета против Генри Второго и борьбу Стефана Ленгтона против короля Джона. Одинаковы ли причины этих конфликтов? Почему исход оказался разным?
26. Составить план действий Филиппа Второго Августа по разрушению владычества Плантагенетов на континенте. Как вы считаете: удался бы этот план, если бы кто-то сообщил его Генри Второму и его сыновьям?
27. Кто в Англии в XII веке поддерживал королевский абсолютизм, кто был сторонником независимого дворянства, или независимой церкви, или независимых городов? Почему сторонники абсолютизма уверенно побеждали9
28. Каково происхождение современных европейских алфавитов? У кого и в какой последовательности перенимали их народы Средневековой Европы7 Какие варианты алфавита исчезли до окончания Средневековья и почему?
29. Описать путешествие крестоносца-англичанина из Уэссекса в Палестину во время Третьего Крестового похода.
30. Составить программу Вашего визита к Генри Второму Плантагенету или к Ричарду Львиное Сердце. О чем Вы их расспросите, что им расскажете?
31. Составить биографию одного из чиновников Генри Второго или одного из рыцарей - сподвижников Ричарда Львиное Сердце.
32. Генри Второй постоянно воевал на континенте, в Англии бывал мало, но англичане были довольны своим королем. Его сын Джон в основном сидел дома, но англичане восстали и свергли Джона. Какая разница в экономической политике двух королей могла вызвать такие последствия?
33. Составить возможную программу обязательных и факультативных курсов Парижского или Оксфордского университетов в конце XII века. Какие из этих курсов могли быть вызваны Крестовыми походами или развитием европейских городов?
34. Как изменился спектр орудий труда и профессий во Франции к 1200 году по сравнению с 600 годом? В какой области прогресс наиболее заметен и почему?
35. Описать одежду, жилища и еду французов 1200 года. Какие изменения в жизни верхов и низов общества произошли в сравнении с 600 годом? Какие из них произошли под влиянием Крестовых походов?
36. Сравнить познания в математике и естественных науках "среднего" парижанина 1200 года и "среднего" афинянина 400 года до н. э. Каковы причины этой разницы? В каком веке парижане "догнали" афинян по своей научной грамотности7
37. Составить отзыв Томаса Беккета о короле Генри Втором - или наоборот.
39. Какое из достижений или открытий западных европейцев XI-XII веков наиболее полезно для нас теперь? Какое из современных открытий или достижений, будучи передано в Европу 1200 юда, оказалось бы там наиболее полезно?
40. Составить текст короткого рассказа со вставленными в него 10-20 историческими ошибками на тему: Англия и Франция XI-XII веков.

Вспомогательная литература
1. История Средних веков, т. 1, М., 1990 (ред. Э. В. Удальцова)
2. Г. Вебер. История Средних веков, т. 6 СПб, 1896
3. Т. В. Costain The Conquering family. L.,1970
4. (*) И. В. Можейко. 1185 год: Восток и Запад. М..1986
5. С. Г. Смирнов. Задачник по истории Средних веков. М., МИРОС.1992

-------------------------------------
* - для детей

BiBTeX
RIS