Эксоцман
на главную поиск contacts

В глубинах психики, или чем может помочь педагогу соционика

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Директор школы. 1995.  № 1. С. 42-47. 
Что же это такое, и чем именно она поможет нам? Одни видят в соционике лишь модную сегодня психологическую типологию людей, другие рассматривают ее как часть психологии, ориентированную на целостный подход к личности. Ну а сами соционики считают себя представителями новой, только "становящейся на ноги" дисциплины, возникшей на стыке наук о природе и человеке. Действительно, соционика оперирует типологическим методом, и в соционическом типе отражается видение личности в совокупности ее проявлений. Однако интересны не сами по себе эти проявления, а то, что стоит за ними. Соционика (ее иногда называют метапсихологией) изучает фундаментальные механизмы, управляющие целостным проявлением личности (то есть социотипы), а также обусловленные этими механизмами законы коммуникации. Социотип имеет как индивидуальную, так и коллективную форму выражения, поэтому можно говорить о со-циотипе не только отдельного человека, но и социальной общности, например, этнической.

Умение воспитывать предполагает хорошее знание законов человеческой психики, глубокое понимание индивидуальных особенностей ребенка. Здесь на помощь педагогам может прийти соционика.

На стыке наук о природе и человеке

Что же это такое, и чем именно она поможет нам? Одни видят в соционике лишь модную сегодня психологическую типологию людей, другие рассматривают ее как часть психологии, ориентированную на целостный подход к личности. Ну а сами соционики считают себя представителями новой, только "становящейся на ноги" дисциплины, возникшей на стыке наук о природе и человеке.

Действительно, соционика оперирует типологическим методом, и в соционическом типе отражается видение личности в совокупности ее проявлений. Однако интересны не сами по себе эти проявления, а то, что стоит за ними. Соционика (ее иногда называют метапсихологией) изучает фундаментальные механизмы, управляющие целостным проявлением личности (то есть социотипы), а также обусловленные этими механизмами законы коммуникации. Социотип имеет как индивидуальную, так и коллективную форму выражения, поэтому можно говорить о со-циотипе не только отдельного человека, но и социальной общности, например, этнической.

Обращаясь к истокам этого направления в познании человека, прежде всего упомянем Зигмунда Фрейда, дерзнувшего проникнуть в тайны бессознательного, разработавшего трехуровневую структуру психики человека, состоящую из сознания (Эго), предсознания (Супер Эго) и подсознания или собственно бессознательного (Ид). Фрейдовские представления об устройстве внутреннего мира человека и легли в основу социони-ческой модели личности.

Упомянем и швейцарского аналитика и философа Карла Густава Юнга, которого наряду с Фрейдом относят к зачинателям глубинной психологии. Юнг, сделав вывод о том, что взаимодействие сознательного и бессознательного зависит от психологического типа личности, одним из первых обратил внимание на существование определенных закономерностей внутри разнообразия человеческих характеров, на наличие наряду с индивидуальными типических различий между людьми. Последние обусловлены не только социальными факторами, такими как социальное положение, условия воспитания, уровень культуры, но коренятся в самих индивидах, в глубинных структурах их психики. Люди, по Юнгу, бывают экстравертами и интровертами, рациональными и иррациональными, мыслительного типа и эмоциональными, сенсорными и интуитивными. Предложенные ученым шкалы для выделения психологических типов сохраняют свою значимость в соционике, хотя приобрели несколько иное содержание.

Оригинальными являются размышления Юнга о коллективном бессознательном как продукте жизнедеятельности всего человеческого рода в отличие от индивидуального бессознательного, представляющего собой результат жизни отдельного индивида. Эти идеи играют сегодня гипотетическую роль в объяснении природы социотипов.

Лишь в последние годы наследие Юнга становится доступным для русскоязычного читателя, а значит, нам предстоит еще многое почерпнуть из богатого кладезя его мыслей.

В рамках своего типа

Появление соционики как науки относится к 70-м годам нашего столетия, когда к юнговской типологии была применена теория информационного метаболизма (обмена) и были упорядочены и приведены в систему представления о психических функциях и законах их соединения. Аушре Аугустинавичюте, исследовательнице из Литвы, удалось смоделировать процессы обработки информации в психике человека и выделить шестнадцать их разновидностей, а также построить систему ин-тертипных отношений. Энергоинформационные процессы являются одними из самых фундаментальных условий существования всего живого, в том числе и человека. Под информацией имеется в виду все то, что отражается нашей психикой и телом на сознательном и бессознательном уровнях. Любая информация многогранна, имеет много аспектов, и для их восприятия существуют разные психические функции. Теоретически доказано и практически подтвержден тот факт, что человек не может равноценно воспринимать все информационные аспекты: одни из них усваиваются лучше, другие - хуже, причем у разных людей сильные и слабые функции могут не совпадать. Различия в способах восприятия, переработки и выдачи информации послужили основанием для соционической типологии.

Социотип не отменяет индивидуальности человека, определяемой личными устремлениями, межличностными и общественными отношениями, но в то же время обусловливает некоторые особенности в характере и поведении индивида. Например, человек с усиленными логическими функциями ничего не принимает на веру, во всем стремится установить логический порядок; в противоположность им этики в большей степени зависят от своих чувств, эмоций, симпатий и антипатий, очень внушаемы.

Социотип, как информационная установка личности, как призма, через которую она воспринимает и отражает мир, не может существовать вне зависимости от социального окружения с его набором социальных ролей, господствующими ценностями, культурными, нравственными и политическими нормами и стандартами. Социокультурный контекст, с которым взаимодействует личность, существенно влияет на ее социотип, либо деформируя связь личности с социумом в сторону беспомощности, беззащитности человека перед миром, либо давая возможность максимально реализовать ценные для общества сильные стороны. В таких условиях очень важно найти в окружающем мире свою экологическую нишу, поскольку, как утверждают соционики, счастливым можно быть, оставаясь в рамках своего типа, игра в чужие роли оборачивается нерациональной тратой жизненной энергии.

Соционика - молодая наука, и на первых порах большее развитие получила ее статистическая сторона, изучающая устройство социона и его единицы - социотипа. В настоящее время ведутся активные разработки динамической части, раскрывающей подвижный, переменчивый характер соционического типа. Последний предстает теперь не только как структура, но и как процесс неустойчивого равновесия индивида со средой. Человек меняется на протяжении жизни под влиянием возраста, болезней, необходимости приспособления к внешней среде и других обстоятельств. Таким образом, в проявлениях наших психических функций непрерывно происходят колебания кратковременного и долгосрочного характера, в результате чего возникают различные психофизические или функциональные состояния личности. Динамизм социотипа существенно усложняет его диагностику, но, тем не менее, не умаляет его ценности в качестве инструмента анализа субъективной и объективной действительности.

Соционика не загоняет человека в жесткие рамки социотипа, а пытается найти закономерное в пестроте его психической жизни. Проблемы, возникающие в ходе данных поисков, нуждаются в конструктивном обсуждении и решении и не должны быть поводом для упреков в схематизме и нежизненности.

С учетом психологических структур

Новая наука имеет выходы практически в любую сферу человеческой деятельности, в том числе и педагогику. В современной педагогической практике активизируется работа в направлении дифференциации обучения, которая предполагает учет уровня подготовленности детей к школе, степени усвоения учебной программы, профилизацию и профессионализацию обучения и так далее. Вот здесь-то соционика и открывает широкие перспективы для разработки концепции обучения с учетом психологических структур обучающих и обучаемых, что, несомненно, благотворно скажется на всех участниках учебно-воспитательного процесса, поможет повысить успеваемость учащихся, улучшить психологический климат в классах.

Следуя рекомендациям социоников в формировании групп и подборе учителей, можно решить проблему поддержания дисциплины на уроках. Знание социотипов детей позволяет дифференцированно подходить к стимулированию их учебной деятельности. Например, личностный рост, стремление "быть не хуже других" лучше всего подстегивает сенсорных экстравертов. А вот задания для интуитивных интровертов обязательно должны быть увязаны с их интересами, другие стимулы на них действуют менее эффективно. Подбор в классы с углубленным изучением тех или иных предметов учащихся не только по критерию успеваемости, но и по типу мышления создает условия для проблемно-дискуссионного обучения. Опираясь на соционическую модель психики человека, педагоги могут без специальных исследований, на основе дедуктивного метода получить ценные выводы о способностях детей, о направленности их интересов, и это дает им возможность строить воспитание на силе ребенка, а не бороться с его слабостями, оказывать реальную помощь в выборе сферы приложения своих сил. Да и самим педагогам полезно знать собственный социотип, такое знание позволит им верно оценить внутренние ресурсы, выработать свой педагогический стиль, надежно защитить свою психику от издержек "нервной" профессии.

Ну и, разумеется, глубокое понимание психологических структур крайне необходимо руководителям школ, ведь школа предполагает воспитывающее управление, которое невозможно без учета психологических факторов. Управленческое консультирование - важное направление в деятельности практикующих социоников, готовых дать рекомендации по корректировке индивидуального стиля руководства, формированию резерва руководящих кадров, разработке программы включения механизма психологической мотивации, по улучшению микроклимата в коллективе.

Соционика позволяет получить ответы на казалось бы неразрешимые вопросы. Почему так часто люди не понимают друг друга? Почему так трудно доказать или в чем-либо убедить собеседника? Отчего с одними индивидами общаться комфортно, отношения складываются легко и просто, а с другими приходится преодолевать барьеры внутренней неприязни?

Между людьми, представляющими 16 социотипов, объективно, независимо от их воли, возникает 16 типов отношений, которые строятся на законах энерго-информационного обмена. Диапозон их колебаний весьма широк: от самых благоприятных - дуальных до самых неблагоприятных - конфликтных. В процессе общения очень важно осознавать не только себя как представителя определенного социотипа, но и своего партнера в таком же качестве, понять, что его мышление, чувства, поведение подчиняются иным законам. Золотое правило социони-ки - уважай сильные и не дави на слабые функции другого.

В соционике нет плохих или хороших социотипов, они вне моральных оценок, у каждого свои сильные и слабые стороны, которые могут проявляться в положительных и отрицательных поступках человека. И здесь широкое поле деятельности для воспитателя, призванного заложить нравственные основы мировосприятия и мироотношения.

При взаимодействии разных социотипов важно суметь найти правильную дистанцию общения. Если отношения между типами объективно хорошие, взаимодействие возможно как на короткой, так и на длинной дистанции - партнеры понимают друг друга, конфликты возникают редко и разрешаются быстро и безболезненно. Но сотрудничество возможно и даже в случае неблагоприятных отношений. Некоторые соционики склоняются к мысли о том, что нет не только плохих социотипов, но и плохих отношений между ними. Главное - правильно выбрать дистанцию. Люди, общение которых на короткой дистанции (например, в семье) неизбежно приводит к конфликтам, на дальней дистанции могут успешно сотрудничать и даже поддерживать приятельские отношения.

Учитывая законы энерго-информационного обмена, можно создавать временные творческие коллективы под определенные цели. Так учащиеся 9-х классов средней школы N 24 г. Йошкар-Олы на себе испытали атмосферу работы в подобных объединениях. "Клубные" группы хороши для "мозгового штурма", причем, каждый клуб ориентирован на продуктивную дискуссию только в своей сфере - "управленцы" сильны в организационных вопросах; "гуманитариям" нет равных в проблемах, связанных с воспитанием, культурой, духовностью; "социалы" - специалисты по созданию комфортных условий труда и отдыха, рекламе, социальной защите интересов человека; и, наконец, "сайентисты" - прекрасные аналитики и прогнозисты. Группам так называемого "кольца прогресса" доступно решение более широкого круга задач. Атмосфера в них действительно творческая, заряжающая каждого участника энергией и желанием внести свою лепту в общую работу. По такому принципу можно создавать методические объединения учителей, только в данном случае придется учитывать ряд дополнительных факторов, связанных с возрастом, опытом работы и другие. Соционика, несущая конкретную пользу педагогам, сама нуждается в обогащении их практическим опытом. Как складывается социотип ребенка, как он развивается на разных возрастных ступенях? Как проявляют себя социотипы в познавательной деятельности? Эти и другие недостаточно изученные проблемы могут стать предметом исследовательских интересов школьных психологов, учителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Так что давайте сотрудничать!

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Виктор Владимирович Гуленко
Директор школы. 1995.  № 6. С. 22-30. 
[Статья]
Н. Сироткина, Л. Тихонова
Директор школы. 1995.  № 5. С. 1-9. 
[Статья]
Т. Антонова, Л. Тихонова, Н. Сироткина
Директор школы. 1996.  № 5. С. 14-20. 
[Статья]