Эксоцман
на главную поиск contacts

Богатые тоже плачут, или о некоторых проблемах элитарных школ

Опубликовано на портале: 13-08-2004
Директор школы. 1994.  № 2. С. 54-57. 
Тематический раздел:
Все чаще и чаще встречаем мы выражение "сливки общества". Не случайно, ведь, как оказалось, уже есть, живет, и функционирует высший класс - состоятельных людей. И у него замкнутый круг, свои обычаи, "правила игры" и, конечно же, свои семьи. А семья - это и дети. Дети же, как известно, должны учиться. И люди с высоким материальным достатком хотят дать дочкам и сыновьям возможность получать образование по максимуму. Это не только обучение иностранным языкам, основам экономики, совершенное владение компьютером, но еще и углубленное изучение основ общечеловеческой культуры, всестороннее физическое воспитание, понятие об этикете, высвобождение творческих способностей и многое другое. Обычная школа с переполненными классами, истертой географической картой и одним куском мела на три аудитории все это дать не может. По крайней мере, пока не может. Вот почему, во-первых, появились школы для детей богатых родителей, где обучение стоит немалых денег.

Все чаще и чаще встречаем мы выражение "сливки общества". Не случайно, ведь, как оказалось, уже есть, живет, и функционирует высший класс - состоятельных людей. И у него замкнутый круг, свои обычаи, "правила игры" и, конечно же, свои семьи. А семья - это и дети. Дети же, как известно, должны учиться. И люди с высоким материальным достатком хотят дать дочкам и сыновьям возможность получать образование по максимуму.

Это не только обучение иностранным языкам, основам экономики, совершенное владение компьютером, но еще и углубленное изучение основ общечеловеческой культуры, всестороннее физическое воспитание, понятие об этикете, высвобождение творческих способностей и многое другое. Обычная школа с переполненными классами, истертой географической картой и одним куском мела на три аудитории все это дать не может. По крайней мере, пока не может. Вот почему, во-первых, появились школы для детей богатых родителей, где обучение стоит немалых денег.

Есть и вторая причина возникновения бизнес-школ, о которой как-то не принято говорить. Условно ее можно назвать "клановость", и возмущение и недовольство она может вызвать только у ханжей. Ну, в самом деле, никого не удивляет, что многие художники испокон века отдавали своих наследников в художественные школы, музыканты обивали пороги Гнесинского, проталкивая в искусство далеко не Моцартов и Чайковских, в суворовских училищах в основном учились дети военных, а представители династий на заводах-гигантах времен развитого социализма становились прообразами героев художественных фильмов, которые папа-режиссер снимал по сценарию сына. Так что вполне естественно, когда папа-банкир хочет видеть своего сына преемником семейной профессии.

И вот эти дети, отпрыски очень богатых, приходят в сверхэлитарные школы. Они сыты, обуты, одеты, у них есть все и зачастую ничего не хочется. В том числе и учиться. Мы, педагоги, должны прикладывать усилия, формировать мотивацию. Со времен античных академий у нас есть только два рычага для воздействия на тех, кому меньше пятнадцати, то есть на тех, кто еще не подошел к автономному уровню нравственности: поощрение и наказание. Хорошо известны модификации кнута и пряника - двойка, пятерка, доска почета, доброе слово, суровый взгляд, публичное разбирательство на классном собрании, престижная ступень на ученической иерархической лестнице, а теперь, в новые времена, денежная премия, стипендия за хорошую учебу.

Все это для детей из богатых семей, обучающихся в маленьких частных школах и колледжах, не действенно. Да и взаимоотношения с педагогами здесь несколько иные: ребенок знает - оплачено! Педагог зависит своим материальным благосостоянием от кошелька родителей учеников, и значит и от его семейного кошелька. Так что первая трудность в работе с воспитанниками элитарной школы - найти верный тон, определить место учителя-воспитателя и ученика-воспитуемого. Ребенок должен понять, что знания и навыки необходимо приобретать не потому, что отец выложил за образование круглую сумму, а потому, что есть уникальная возможность узнать столько, сколько далеко не каждый может себе позволить. Сегодня самое ценное в мире - информация. И только владеющий ею в максимально возможном объеме истинно богат, а потому, сознавая это, родители и поместили его в ОЧЕНЬ ХОРОШУЮ ШКОЛУ. Это первый мотивационный уровень, который мы стараемся представить нашим ученикам, в какой бы класс они не поступили. Конечно, с теми, кто пришел к нам в шесть-семь, дальше будет легче, чем с теми, кто имел за плечами опыт обычной средней школы.

Вторая проблема - социализация элитарного ребенка. Да, в школе он среди своих, среди тех, для кого "спикере" не является радужной мечтой, среди тех, кому не надо в тринадцать мыть машины и продавать газеты, чтобы помочь семье. Но за стенами школы есть улица, двор, пространство свободного времени. И в этом пространстве элитарного ребенка могут просто побить только за то, что он сыт. Это суровая правда сегодняшнего дня. Научить его жить в ладу с остальным миром, не озлобляться по пустякам, не быть слишком заносчивым и не провоцировать проявление чужого негативизма -сложная педагогическая задача. Она сложна еще и потому, что педагоги должны осваивать ее в ходе самого педагогического процесса. Проблема возникла слишком быстро: мы не были к ней готовы.

Третья проблема частной школы -взаимоотношения родителей и педагогов. К счастью, большинство родителей прекрасно сознают, что оплачивают не рабскую покорность учителя, что принцип "чего изволите" вреден прежде всего для учеников, то есть для их детей, что элитарная школа это прежде всего высокий уровень общей культуры, которая невозможна без самодисциплины педагога и ученика. Этому большинству ясно, что двойка не приговор, не обвинение в тупости, а инструмент для активизации самолюбия, указание на леность, сигнал для дополнительного морального воздействия со стороны семьи. Однако бывают в частной школе и конфликтные ситуации на тему "раз двойка - значит вы плохо учите". Они редки, но весьма неприятны.

Каковы же основные плюсы элитарной частной школы? Прежде всего глубокое изучение личности ученика, возможность выявить индивидуальные способности и профессионально правильно направить их в нужное русло, возможность предотвратить девиантное поведение, что особенно важно в подростковом возрасте. Углубленное изучение, а не простое "прохождение", отдельных предметов, закладка базиса для дальнейшего образования. Кроме того, конечно, каждое частное инновационное учебное заведение имеет свои особенности. В нашем колледже мы собираемся готовить новые кадры для работы в новых сферах экономики и бизнеса, как в России, так и за рубежом. Наш частный колледж - акционерное общество закрытого типа, но всем, кто заинтересуется деталями нашей работы, мы будем рады.

Пишите нам по адресу: 143000 Московская обл. г. Одинцово, Ново-Спортивная улица, дом 14.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Марина Владимировна Рыбакова
Социологические исследования. 2007.  № 4. С. 86-90. 
[Статья]
Геннадий Константинович Ашин
Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 87-95. 
[Статья]
Валентина Николаевна Ярская, Инаргина Ивановна Лошакова, Дмитрий Викторович Зайцев, О. Григорьева
[Книга]
Monique de Saint-Martin, Pierre Bourdieu
Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1978.  No. 20-21. P. 3-82. 
[Статья]
Ezra Suleiman
[Книга]