Эксоцман
на главную поиск contacts

Малое предпринимательство в России

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мир России. 2001.  Т. 10. № 4. С. 130-161. 
В статье на основе данных статистики и социологических опросов анализируется состояние малого предпринимательства в России, основные «болевые точки» этого сектора экономики, а также промежуточные итоги государственной поддержки малого бизнеса. Из анализируемых данных видно, что принципиальных изменений в развитии малого бизнеса не происходит – количественные параметры, стабилизировавшиеся в середине 90-х годов, практически не меняются, остается прежней отраслевая структура (с преобладанием непроизводственной сферы). Тем не менее, автор делает вывод – за десять лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым явлением в экономике (в малом предпринимательстве занято более 13, 5 млн. чел., на доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян). В контексте рассмотренных проблем определены принципы и механизмы, формирующие основные направления адекватной государственной политики в области малого бизнеса. Сформулированы 3 сценария возможного развития малой частной экономики в России в ближайшем будущем: оптимистический, пессимистический и реалистический. Их дифференцирует степень требуемых преобразований налогообложения малого бизнеса. Согласно сценарию, названному реалистическим, возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5 – 2 раза по сравнению с нынешним уровнем – до 1,5-2 млн. малых предприятий и 12-15 млн. постоянно занятых, доля в ВВП – до 18-20%. Автор размышляет о путях прорыва, определяя для этого принципы политики развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики (по В. Ойкену). Завершает статью постановка задачи, которую автор адресует в основном малым предпринимателям - становления иного государства.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Н.Е. Вьюжанина
Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 124-126. 
[Статья]
Анна Владимировна Трапкова
Общественные науки и современность. 2004.  № 4. С. 36-48. 
[Статья]
Октай Юсуфович Мамедов
TERRA ECONOMICUS. 2005.  Т. 3. № 1. С. 5-7. 
[Статья]
И.В. Куц
Экономические науки. 2010.  Т. 73. № 12. С. 142-146. 
[Статья]
Наталия Лавриненко, Александр Рудик
Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 111-135. 
[Статья]
Николай Павлович Ващекин, Светлана Ивановна Королева
Социологические исследования. 2001.  № 6. С. 77-84. 
[Статья]