Эксоцман
на главную поиск contacts

Миссия школы: концепция, функции, разработка

Опубликовано на портале: 09-08-2004
Директор школы. 1995.  № 2. С. 35-41. 
Тематический раздел:
- "В какой школе учится ваш ребенок" - В 19-ой. - А. ну что хорошая школа, у нее всегда были сильные выпускники, они в институт без экзаменов поступали. Кто из вас хотя бы раз не слышал подобных разговоров. Каждый, кто хоть что-нибудь знает о школах в своем районе, понимает, что между ними могут быть большие различия, даже если -по учебные заведения одного типа. Одна школа славится высокой академичностью, другая - стремлением к всестороннему развитию своих учеников, третья делает упор на социальном и творческом образовании. Если посмотреть на дела в той или иной школе более внимательно, можно обнаружить «ядро ее ценностей», то есть то, что и отличает именно этот коллектив, придает ему своеобразие. В литературе по проблемам организации такое «ядро ценностей» часто называют миссией, ее наличие и реализация считается важнейшим условием определения успехов школы.

- В какой школе учится ваш ребенок?
- В 19-ой.
- А. ну что хорошая школа, у нее всегда были сильные выпускники, они в институт без экзаменов поступали.

Кто из вас хотя бы раз не слышал подобных разговоров. Каждый, кто хоть что-нибудь знает о школах в своем районе, понимает, что между ними могут быть большие различия, даже если -по учебные заведения одного типа. Одна школа славится высокой академичностью, другая - стремлением к всестороннему развитию своих учеников, третья делает упор на социальном и творческом образовании. Если посмотреть на дела в той или иной школе более внимательно, можно обнаружить «ядро ее ценностей», то есть то, что и отличает именно этот коллектив, придает ему своеобразие.

В литературе по проблемам организации такое «ядро ценностей» часто называют миссией, ее наличие и реализация считается важнейшим условием определения успехов школы. Итак, поговорим о миссии школы.

Концепции

Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений, форм и методов деятельности, характерных или считающихся характерными для конкретной школы. Следовательно, она должна быть сформулирована таким образом, чтобы были ясны стиль и организация образовательного процесса в данном учебном заведении. С этой целью не надо прибегать к слишком общим выражениям. Например, утверждение типа «добиваться высокого качества образования» чересчур туманно (в самом деле, попробуйте объяснить, что это такое), чтобы им можно было руководствоваться при принятии решений. Это могут быть как краткие, гак и развернутые определения. К примеру, такие: подготовить учеников к тому, чтобы они могли выбрать из широкого круга профессий свою: дать учащимся возможность полностью развить свой потенциал: адаптировать образование к образовательным традициям и потребностям учеников. Общие положения обычно конкретизируются, давая представление о наиболее важных методах обучения, содержании учебных программ, способах оценок, отношениях учителей и учеников.

Миссия должна быть поддержана командой управленцев, учителями, и всем коллективом школы. Общие цели связаны с убеждениями, убеждения же, в свою очередь, зависят от системы ценностей людей, их подходов к делу, взглядов на то, как надо взаимодействовать друг с другом.

Буквально любая сфера школьной жизни, будь то обсуждение результатов тестов, способы принятия решения, дидактические принципы или меры воздействия на прогульщиков, зависит от убеждений участников педагогического процесса. Ну вот, к примеру, сейчас достаточно широко обсуждается вопрос о том, что является главным в подготовке школьников к получению профессии, что будет наиболее перспективным в будущем - быть специалистом достаточно широкого профиля или иметь очень узкую и глубокую специализацию. Соответственно, в зависимости от того, какую именно точку зрения разделяют коллектив школы и администрация, и будет воплощаться в жизнь та или иная программа. Школа, видящая свою миссию в том, чтобы «подготовить учеников к максимально быстрому переключению с одного вида деятельности на другой», постарается дать учащимся достаточно большой набор различных предметов, курсов и дисциплин. Ну а те, что придерживаются другой точки зрения, увидят свою миссию в ином: «обеспечить достаточно высокий уровень знаний по конкретным предметам как базы для дальнейшего профессионализма». Разумеется, и организация обучения в этой школе будет другой, с жесткой дифференциацией, четкими параллелями гуманитариев, математиков (или физиков), экономистов. Трудно сказать, насколько подробным должно быть определение миссии. Важно сформулировать его так, чтобы и администрация школы и учителя могли основываться на нем при обсуждении и принятии решений, были в состоянии сулить о том, насколько все, что они делают, соответствует тому, что декларируется. Текст миссии обычно печатают на отдельной листовке, при наличии возможностей, в виде брошюры или даже книги.

Свою миссию имеют и те школы, где она явно не выражена. Такую скрытую, «лежащую в основе» миссию мы видим, например, в школах, знаменитых высоким уровнем преподавания. Возникает вопрос: если все и так знают, что это за школа, нужны ли еще какие-то письменные декларации? Возможно и не нужны, однако в этом случае есть опасность, что учителя будут двигаться в разных направлениях. Перед учениками при переходе из кабинета в кабинет будут представать разные задачи и разные типы культур, где один учитель крайне серьезно относится к своей роли, а другой - считает, что его функция - только передавать знания. Без ясного видения главных целей такая школа останется конгломератом островков разных культур, в ней трудно проводить последовательную политику, обеспечивать безопасность и комфорт учеников.

Подведем итоги. Итак, миссия выражает общие ценности и взгляды; связана с культурой школы; поддерживается всем коллективом; имеет определенные последствия для организации и стиля обучения: направляет процесс принятия решений и работу в школе: формулируется таким образом, чтобы было можно оценить, насколько и в какой степени она реализуется.

Функции

У миссии есть внешняя и внутренняя функции.

Внутренняя - это создание рамок. в которых можно принимать важные решения, касающиеся образования, обеспечения определенного единства целей, предотвращения серьезных разногласий в школе по таким вопросам, как методы оценки, обучение учеников, дидактический подход и специализация, для направления работы всех сотрудников школы.

Миссия играет роль и в установлении приоритетов в ходе ежегодного планирования, но особенно важно ее значение в деле повышения качества обучения. Контроль за ним все в большей степени становится заботой самой школы, потому и требуется ясность целей. Более того, если школа испытывает внешнее давление, связанное с противоречивыми требованиями рынка к ее выпускникам, такая ясность помогает ей своевременно и эффективно реагировать на все.

Внешняя функция, лающая ученикам, родителям, детским садам, высшему образованию, рынку труда, компаниям и организациям представление об облике школы, особенно важна в условиях возрастания конкуренции между учебными заведениями.

Миссия - не лозунг. Лозунг. или девиз, может быть самым кратким изложением ее сути, лающим ученикам, родителям и работодателям первоначальное представление о том, чего можно ждать от этой школы. Девиз может выполнять определенные функции и в самой школе, помогая учителям и учащимся сверять с ним свою деятельность и судить, насколько она совпадает с декларацией. Но без четко сформулированной миссии девиз вскоре может превратиться в пустую, бесполезную фразу.

Иногда внешние и внутренние функции формулирую! по-разному. Это понятно, поскольку рассчитанная на посторонних формулировка должна быть максимально простой и понятной, чтобы приковывать внимание, тогда как «внутренняя», связанная с образовательной деятельное тью, может быть выражена более специальными терминами. Однако крайне важно, чтобы суть этих двух формулировок была одна, иначе вместо объединения мы получим хаос и разобщение.

Разработка

Миссия не формулируется в один момент. Это не тот случай, когда руководитель школы что-то самолично обдумывает и затем распространяет среди учителей. Она должна вырабатываться коллегиально, при участии всего коллектива. Таково важнейшее условие ее функционирования, а потому это достаточно долгий процесс, в котором можно выделить три лапа: подготовка, формулирование и развитие (пересмотр). Время от времени ли этапы могут повторяться, поскольку выработка миссии происходит не один год, и возникает необходимость в уточнении, основанном на опыте или каких-либо изменениях.

Подготовкой в большинстве случаев руководит либо кто-то из администрации, либо вся управленческая команда школы. Для вовлечения учителей полезно создать рабочую группу.

В ходе разработки необходимо прежде всего определить, какие факторы будут оказывать на нее влияние.

Эти факторы включают:
внешние влияния, такие как экзаменационные требования, правила составления расписания, учебные программы; требования и ожидания рынка (промышленности, учебных заведений) по отношению к выпускникам: характер, цели и результаты работы школ, из которых приходят в нее ученики: изменения на рынке труда; изменения количества мест в школе и состава учеников; социум.

К внутренним влияниям относятся: взгляды учителей и других работников школы: существующая система образования и учебные программы: состав учеников; культура школы: особая образовательная философия школы; взгляды совета школы, родителей и учеников: прошлый опыт: способность школы к переменам. Влияния, в свою очередь, можно подразделить на те, которые можно изменить, и на неизменяемые. К последним относится довольно большая часть внешних факторов. Правда, на некоторые (например, ожидания учреждений, в которые выпускники поступают после школы) можно повлиять через укрепление связей с общественностью. Совсем другое дело - внутренние влияния. Неадекватную культуру принятия решений или взгляды учителей можно изменить, если активно заниматься развитием школы. Таким образом, при планировании миссии не нужно ограничивать себя существующими обычаями и мнениями, хотя на них, конечно, нужно обратить серьезное внимание. В конце концов, речь идет о желаемой ситуации.

Управленческая команда школы должна быть способна выработать предварительную формулировку миссии, основанную на ее взглядах и учитывающую значимые внутренние и внешние факторы.

Однако следующая проблема состоит в том, как вовлечь остальных работников школы. Одно из возможных решений - опрос. Можно провести анкетирование заинтересованных лиц (учителей, других работников школы, совета школы, учеников). Постараемся выяснить: каковы, по их мнению, сильные и слабые стороны школы, какие факторы больше всего способствуют ее успеху и какие меньше, что они считают самым важным в школе и о чем они больше всего заботятся. Предложим нарисовать идеальную картину школы, какой она должна стать через пять лет, или попытаться встать на точку зрения других групп и подумать, например, чего бы они ждали от школы, будучи родителями.

Можно также раздать список возможных общих целей школы, и предложить проранжировать их в соответствии с возможностью или желательностью реализации. Подобный опрос может выявить несоответствия между существующей и желаемой ситуацией, показать, есть ли согласие относительно целей школы и каковы различия во взглядах, а также выявить различия между подразделениями школы.

Формулирование миссии основывается на анализе внутренних и внешних факторов и. если возможно, результатах опроса. При выработке первой, предварительной формулировки обычно обнаруживается некоторое напряжение между различными требованиями и ожиданиями, между необходимостью вовлечь максимальное число людей и осуществлением четкого руководства. Важно, чтобы миссия была сформулирована на понятном языке, помогала направлять процессы и задачи школы.

Конечно, предварительную формулировку можно предложить для обсуждения, чтобы люди увидели свою роль. Однако все это - лишь часть процесса. Развитие означает движение, и в ходе него неизбежно будут возникать вопросы: «Это ли было заложено в миссии? Не настала ли пора вносить изменения?». Если миссия становится тем, о чем люди думают постоянно, то тогда, с одной стороны, с ней можно сверять развитие школы (или отсутствие такового) а, с другой - видеть, сохраняет ли она свою актуальность или ее нужно адаптировать к изменившейся ситуации. В школах, которые серьезно относятся к контролю качества, развитие миссии происходит естественным путем и постоянно.

Фаза, следующая за разработкой - этап внедрения. Миссию нужно претворить в конкретные задачи и проекты, которые выполняются для ее реализации. Это требует планирования и вовлечения новых участников. Таким образом, формулирование миссии может быть инструментом, воодушевляющим развитие школы.

От редакции:

Начиная сегодня разговор о миссии школы, хотелось бы обратить Ваше внимание на несколько важных вещей.

Несмотря на то, что само слово «миссия» как термин у нас раньше не употреблялось, понятие это мы использовали, называя его другими словами, - «цели и задачи школы». Хотя это, конечно, не совсем одно и тоже. Особенность миссии заключается в том, что она отражает ценности и цели, разделяемые реально всеми членами коллектива, всеми учителями и персоналом, а не просто провозглашенные администрацией. Существенное отличие, поскольку оно влечет за собой изменение процедур.

Миссия должна приниматься только после согласования ценностей и мнений всего коллектива, вырабатываться коллегиально. Иначе она не будет выполнять свою главную функцию - быть тем, по чему проверяю!, насколько соответствует то что, мы делаем, тому что провозглашаем. А то значит, что миссия должна играть роль главного ориентира в выборе приоритетов при планировании.

Контроль тоже должен проверять в идеале то, насколько соответствуют декларируемые ценности тому, что происходит на самом деле. Если миссия говорит о том, что мы растим свободную личность, а учащиеся имеют право лишь на то, чтобы учить учебник наизусть или до состояния свободного пересказа - значит, миссия не реализуется на уровне класса, и контроль должен это отследить, хотя по успеваемости результаты и будут, возможно, высокими. Из этого вытекает еще одна важная вещь: миссию нельзя определить раз и навсегда.

Необходимо отслеживать состояние организации, динамику профессиональных ценностей коллектива и его приоритеты в рабою. Вместе с ними должна изменяться и миссия. Ведь вполне возможно, сегодня состояние дел в нашей школе таково, что главное. что мы можем желать и декларировать - это повысить средний балл успеваемости учащихся. Завтра же мы захотим растить творческую личность, потому что коллектив, реализуя миссию предыдущую, сам вырос и в желаниях и в осознании себя единой командой.

BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Т Г Новикова, Е Е Федотова
Вопросы образования. 2010.  № 2. С. 152-163. 
[Статья]